Глава 16 Жемчужина серебряного века

Татьяна Минаева-Антонова
     Зина немного удивлена реакцией Савинкова на критику: он все выслушивает спокойно и внимательно, нисколько не обижаясь.
     - Зина,- упрекает ее Философов на прогулке,- мы с Дмитрием тоже так считаем, но могла бы ты мягче выражаться?
     - Я - за правду, и юлить не привыкла, ты меня знаешь.
     - Он пытается оправдать терроризм,- вздыхает Дмитрий, глядя на них,- пусть даже так неумело и откровенно нагло.
     - Такие как он возможно и сделают революцию в России, но они так далеки от христианства и у них нет религиозного сознания, а без этого революция невозможна.
     - Но революционная сила у Савинкова огромна!
     - Ну, Зина, дождался Савинков комплимента…
     - Они ждут от нас идейной помощи.
     - Вера Глебовна уезжает в Россию, оставляя ему детей. Он   видится с любимой, невзирая на партийные запреты.
     - Да, житейски он слаб, но он больше принесет пользы для дела, чем Илья.
     - А мне ближе Бунаков,- мягко возражает Философов,- он преданнее.

                *  *  *

     Яркое солнце освещает аллею парка и медленно бредущего мужчину с хрупкой женщиной. Ей ужасно весело и она старается растормошить спутника, отчаянно трясет  руку, тараторя:
     - Дима, ну посмотри – какая чудная весна в Париже! Даже если закрыть глаза, то по особому прелестному и неповторимому аромату определишь приближение тепла и солнца.
     - Зина, ты слишком возбуждена.
     Он останавливается, поворачиваясь к ней и снимая перчатку, нежно гладит ее разрумянившуюся щеку.
     - А как ты определил?
     - У тебя все написано в глазах.
     - Зато твои глаза ничего не выражают.
     - Ты несправедлива. Кстати, я вчера перечитал твои последние стихи за 2 года. Знаешь, я сам часто впадаю в уныние, но столько безнадежности у тебя в них!
     - Неправда!
     - А я захватил с собой листочки. Вот я тебе сейчас докажу, чтобы не быть голословным. Например:

                О, эти злобные туманности,
                Порывный взлет – падений пыл…
                Не лучше ль в тихой безжеланности
                Уснуть, как спит ночной ковыль?..

     Или вот это:

                Отчаянье! Отчаянье!
                Единый миг застыл – и длиться,
                Как вечное раскаянье…
                Нельзя ни плакать, ни молиться…

     - И прав, и нет.
     - Я думал, тебе хорошо со мной, но что вижу…
     - Это настроение у меня от безысходности. Ведь за эти 2 года мы не приблизились к Главному. Дело больше во мне – я тупа и ленива.
     - Перестань, так можно договориться неизвестно до чего.
     - Надо быть честной хотя бы перед собой, а я была лжива. Только не по отношению к тебе. А почему ты не читаешь эти стихи?

                И каждую изменчивость я длю.
                Мне равносвяты все твои мгновенья,
                Они во мне – единой цепи звенья.
                Терзаю ли тебя, иль веселю,
                Влюбленности ли час, иль час презренья,-
                Я через все, сквозь все – тебя люблю.

     Он целует ее нежно и страстно, не обращая внимания на гуляющих рядом, которые с интересом смотрят на высокого светловолосого мужчину, потерявшего голову этим весенним днем. Заходят в кондитерскую и покупают пирожки, затем в цветочный магазин за цветами в горшочках и весело возвращаются домой. Зина не может налюбоваться на своего Диму, сбоку наблюдая за ним и крепко держась за его руку, сильную и надежную.
    - Дима, мне так хорошо с тобой!
    - Ты знаешь, мы с Савинковым встретили Фигнер, она даже не подала ему руку.
    - Фигнер осуждает его за измену жене, у нее слишком консервативные взгляды.
    Он прижимает локтем ее руку.
    - Наверное, потому что ты рядом, весна в этом году чувствуется мне особо остро. Уж не последняя ли моя весна?
    - Не говори глупостей.
    - Ой, надо зайти в оптику, я разбила свое пенсне.
    Выбирают долго, тщательно перемерив много очков, но покупают те, которые понравились Диме. Дмитрий выходит в переднюю с кислой миной, но их настроение быстро передается ему. Они втроем украшают комнату для молений.
    - Получился маленький цветущий сад в самом начале весны!- довольна Зинаида.- Не правда ли?
    - Да, очень мило.
    Дмитрий уходит к себе в комнату.
    - Зина, что с ним? Он вышел мрачнее тучи.
    - Мне кажется, всему виной Маруся. Ты ведь знаешь, как он влюблен, да и она при нем расцветает каждый раз. Ты заметил?
    - Трудно не заметить. Ну, в чем препятствие?
    - Да я совершенно случайно распечатала письмо Грузинской к Дмитрию. Не улыбайся, правда, случайно вышло.
    - Ну, в случайности я сомневаюсь, слишком хорошо и долго я тебя знаю, Зина. Ты прочла?
    - Да. Опять ты улыбаешься… Она сообщает, что Маруся теперь невеста какого-то Данзаса. Вот Дмитрий и помрачнел, но он думает, что нам это неизвестно. Захочет – сам расскажет. В этой девушке он любит ее нежную беспомощность и русскую чистоту девичества.
    - Да… Теперь понятно.
    Но Дмитрию самому так и не приходится рассказать - княжна Грузинская приносит письмо от Маруси и читает его вслух. Она сообщает ему, что вынуждена покориться воле матери и выйти замуж.
     - Они скоро с матерью приедут в Париж,- успокаивает она Дмитрия.
     - Но я не желаю ее больше видеть,- категорично заявляет Дмитрий и выходит из гостиной.- Прошу, княжна, меня извинить.
     В гостиной воцаряется молчание.
     - Дмитрий теряет мечту,- задумчиво говорит Зинаида,- это его голубая любовь. Пойдемте, княжна, ко мне молиться. Дима, мы тебя оставляем.
     - А я ухожу к Нувелю.
     Дмитрий идет повидаться с Марусей до свадьбы, и Зинаида провожает мужа, понимающе поддерживает его. Но, когда появляется Дима, она быстро сообщает ему:
     - Дмитрий ушел обедать к Марусе. Пойдем с тобой тоже.
     - Зина, а будет ли это удобно? Почему ты с ним не пошла?
     - Он не взял меня. Наверное, хотел поговорить с ней наедине. Но мне с тобой удобнее заявиться, ведь не пойду я одна?
     - Зачем тебе это?
     - Просто интересно посмотреть на невесту.
     - Мне кажется, что здесь не только любопытство, но и ревность присутствует…

                *  *  *

     4 апреля 1908 года….  В огромном парижском зале вечер в пользу Веры Фигнер. Они подъезжают на автомобиле, и Зинаида с помощью Димы слезает, поправляя шляпку изящным движением руки в лайковой перчатке. Их уже ждут в артистической комнате. Зинаида входит первой и видит огромный длинный стол с вином, фруктами и маленькими бутербродиками.
К ним устремляется Фигнер - 64-летняя  дама со следами былой красоты на вытянутом лице.
     - Здравствуйте!- мило и стеснительно улыбается она.- Спасибо, что приехали. Зала полна до отказа. Сколько русских в Париже!
     - Это очень хорошо, что народу много. Вы только не волнуйтесь, все будет хорошо, Вера Николаевна.
     - Никак не могу успокоиться.
     Первым на эстраду выходит Анатоль Франс, он говорит долго, и Зинаида, глядя на его благородный профиль, шепчет Философову:
     - А у Странник в салоне он казался выше и стройнее. Потом, он волнуется, и это чувствуют зрители.
     Минский, потрясая своим брюшком, коротконогий, в мыслях уносится во времена увлечения народничеством.

                Но всех бессмертней тот, кому сквозь прах земли
                Какой-то новый мир мерещился вдали –
                Несуществующий и вечный,
                Кто цели неземной так жаждал и страдал,
                Что силой жажды сам мираж себе создал
                Среди пустыни бесконечной.

      Рукоплещет зал, с глазами, полными слез, смотрит Фигнер на Минского, что Зинаиде приходится ждать, чтобы слушатели успокоились. Она читает свои стихи, медленно растягивая слова и гордо поглядывая на зрителей.

                Не туда ль, по тверди глубинной,
                Не туда ль, вереницею длинной,
                Летят, стеня, журавли?
                Какою мерой порыв измерить?
                О, дай мне, о, дай мне верить
                В счастье моей земли.

       Оглядев зал рассеянным взглядом, Зинаида уходит с эстрады и уступает место Дмитрию для чтения отрывка из драмы «Павел 1». Вечер завершает Вера Фигнер. В белом платье, очень бледная, она, смущаясь, читает свои стихи.

                Нам выпало счастье – все лучшие силы
                В борьбе за свободу всецело отдать…
                Теперь же готовы мы впредь до могилы
                За дело народа терпеть и страдать!

       - Всю себя и цели своей организации выразила в страстных стихах,- шепчет Дмитрий.
       - Ведь она получила прекрасное образование: вначале институт в Казани, затем университет в Цюрихе. Эта хрупкая женщина работала фельдшером в селах, совмещая работу с пропагандой среди крестьян.
       - Ни 20 лет крепости, ни ссылка, ни эмиграция не сломили ее.
       - Да… Удивительная женщина!
Волнение и возбуждение Фигнер передается залу, который дружно аплодирует ее стихам.

                Были свидетели волны кипучие,
                Гневно вздымаются, берег грызут…
                Но и они, эти волны могучие,
                Родине весточку вдаль не снесут

                *  *  *

      В Париж приезжает Бердяев. Он входит стремительно: высокий, подтянутый, в хорошо скроенном костюме с галстуком-бабочкой - настоящий аристократ.
      - Здравствуйте, Николай Александрович!- улыбается Зинаида.- Когда  окончательно войдете в нашу тихую часовенку?
      - Не надо так настойчиво!
      - Да, нет, ничего.
      - Я бесконечно ценю свою свободу и никогда не смешиваюсь с коллективом, свободу я ощущаю, как божественную. Бог есть свобода, и дает ее.
      - Но тогда вы будете одиноки…
      - Я всегда во всем участвую, но ни с кем не сливаюсь. Я не испытываю экстаза от религиозного слияния, а только испытываю экстаз творчества, а это индивидуально. В экстаз меня приводит не бытие, а свобода.
      - Так было всегда?
      - Все исходит из нашего детства, потому что я был лишен традиционного православного детства. Мама была более француженка и склонна к католичеству, а папа считал, что христианство – это прежде всего любовь к ближнему и не признавал церковные догматы и традиции.
      - Здесь просматривается влияние родителей.
      - Уже в зрелом возрасте я открыл для себя красоту старинных православных церквей и богослужений. Я понял, что историческое христианство создано церковью и религиозным коллективом.
      - Так присоединяйтесь к нашему коллективу.
      - Я не сектант, а верующий вольнодумец, мои религиозные переживания трудно выразить словами, тем более, коллективно.
      - Ведь наши мысли сходны.
      Бердяев встряхивает своей великолепной кудрявой шевелюрой и отбрасывает длинные волосы назад.
      - Я не верю в бессмертие человека.
      - Люди умирали, не веря в победу Христа над смертью, но смерти нет для уверовавших в Христа.
      - Но я не принимаю идеи растворения человека в космосе, как в божественном пространстве. Для меня первейшая проблема – растворение личности в вечности.
      - Вы придете к нам, в конце концов, Николай Александрович. Как дела в России?
      - Мы создали в Петербурге Религиозно-философское общество, чтобы продолжить ваше дело Собраний.
      - Вот как?
      - Тогда у меня есть тема для моего доклада,- обрадовался Дмитрии.- Я его пошлю, и кто-нибудь за меня прочтет.
      - Кто председатель?
      - Ваш знакомый Карташев.
      - Очень вы нас порадовали этим сообщением.
      По средам у Мережковских собираются русские революционеры с Савинковым и Фондаминским. Зинаида мило улыбается им, приветствуя женщин: Фигнер, невесту террориста Сазонова тоненькую голубоглазую Марию Прокофьеву. Стройный и импульсивный Савинков отводит от них Марию, придерживая по-дружески под руку.
      - Какое милое создание эта Мария!- наклоняется Зинаида к Фигнер.- Трудно поверить, что она смогла бежать из Сибири!
      - Это как раз и не трудно, Зинаида Николаевна. Сколько в наших рядах таких очаровательных невест героев! Да она еще и сама героиня, столько испытала в своем юном возрасте.
      - У нее есть достойные примеры, как вы.
      - Мы просто выполняем свой долг.
      - Я восхищаюсь такими женщинами.
      - Спасибо. Стольких мы потеряли товарищей.
      - Савинков приглашает  посетить вдов революционеров.
      - Было бы мило с вашей стороны.
      Они отправляются туда с Философовым после совместной прогулки на авто. Савинков вскакивает и приветствует их, как истинный джентельмен, затем подводит их к незнакомому полному мужчине с широким лицом, некрасивым и отталкивающим. Зинаиду выводит из себя манера незнакомца смотреть мимо стоящих перед ним людей.
      - Наш товарищ по партии Иван Николаевич,- как будто извиняется за него Савинков.
      Зинаида вздрагивает от писклявого голоса:
      - Приятно познакомиться.
      - Кто этот неприятный тип?- спрашивает Зинаида о нем, когда Савинков появляется у них.
      - Иван Николаевич – одна из партийных кличек преданного партии революционера. Он член боевой организации, в его руках партийная касса. Настоящее имя его Евно Азеф.
      - Я вижу, он еврей, потому поняла, что вы назвали его партийную кличку.
      - Мы ценим его за организаторский талант, преданность идее и высокую нравственность. По доверию он идет вторым после Гершуни.
      Дома Дмитрий объявляет:
      - Да, мне импонирует стиль жизни их: аскетизм, жертвенное служение цели – тут они подходят для пророков Духа, но мне не нравится у них отсутствие религиозных идей, а без нее невозможна никакая  революция.
     После того, как  мужчины съездили и купили материю, Зинаида садится шить облачения для их литургии по подобию давних петербургских. Молитвы они составляют всю зиму, изучая древние и сопоставляя их с православными. Она думает о их содержании и во время работы, когда кроит и шьет одежду из шелка, одновременно записывая их в книжечку. В Вербное воскресенье Бердяев молится с ними в первый раз.
     - Достойны ли мы ее?- мучает ее сомнения в необходимости литургии.
     - Да мы всегда будем недостойны.
     - Ведь мы приглашаем Его не для покаяния, а на свою вечерю, но нам просто необходима Его помощь, потому что мы слабы и без этого нет сил возвращаться в Россию.
     - Вот поэтому мы и должны совершить литургию, не надо бояться, отдадимся в Его волю и Он нам укажет путь.
     - Нужно отдалиться и молиться Страстную неделю втроем.
     Усердно молятся они всю неделю, а в пятницу идут приложиться к плащаниде. Именно в церкви от них уходят сомнения. Суббота начинается в приподнятом настроении, чувство таинственности и важности намеченного ими не покидает их. Вечером они облачаются в шелковые обрядовые одежды.

                Верили мы в неверное,
                Мерили мир любовью,
                Падали в смерть без ропота,
                Радо ли сердце Божье?

     - Не торопимся ли мы,- опять сомневается Зинаида,- чтобы лишь уехать в Россию? Может быть, еще рано и мы не все сделали для Главного, что намечали?
     - Нет, Зина, надо делать еще продвижения, хотя бы маленькие вперед к нашей цели. Конечно, страшно, но это делать необходимо. Мы начали это семь лет назад, теперь двинемся дальше.
     - Друзья, оставим сомнения, ведь мы трое – одно.
     Они зажигают каждый по свече.
     - Господи! Душа и плоть наши, Тобой сотворенные, перед Тобою открыты. Ты видишь в нас и Уголь, которому не знаем имени святого, но не смеем мы гасить его слезами покаяния и стыдом греха, ибо он Твой, как все в нас – Твое.
     После молитвы разрезают хлеб и опускают в вино, причащаясь вначале сама, затем Зинаида – Диму, а тот – Дмитрия, последний причащает с ложечки Зинаиду. Получается замкнутый круг. Причастившись, начинают молиться:
    - Прими нас всех, живых и умерших, в жертву чистую, благоуханную. Да будет плоть наша тленная семенем плоти нетленной, восстающей из гроба, как цветы из земли.
    Молятся долго и усердно, повторяя свои молитвы, закончив все пасхальными службами, после чего целуют друг друга ритуальным поцелуем. Светлое Христово воскресенье встречают молчаливо, но с просветленным сердцем от значительности совершенной литургии. В церкви взяли кулич, пасху и окрашенные яйца.
    На другой день устраивают себе совместный выходной день, разъезжая с ветерком по лесным дорогам Медона, после недельного покоя хочется быстрого движения на воздухе.
    - Замечательно покатались, чувствую страшную усталость.
    - Разве ты не поедешь с нами к Бердяеву, Зина?
    - У меня нет сил, а вы поезжайте.
    На другой день она опять предлагает покататься.
    - Я обедаю у Маруси. Дима, ты со мной?
    - С тобой.
    - Прекрасно, придется тебе одной кататься.
    - Тогда я покатаюсь по городу.
    Но, подъезжая к дому, она решает зайти на обед тоже.
    - Мне это напоминает быструю езду на лошадях,- восторгается она за столом.- Давайте завтра возьмем 2 авто и поедем в Версаль. Нам всем просто необходимо развеется, господа.
    Все 15 км до Версаля они мчатся на 2-х авто, наслаждаясь весенним пьянящим воздухом и красотой пробуждающейся природы. Версаль окружен густым лесом и роскошным парком. Мраморные скульптуры на темы мифологии, фонтаны в бассейнах у великолепного королевского дворца построены более 200 лет назад.

                *  *  *