Новогодняя история

Прощание Славянки
                31-е декабря 1998 года.               

Накануне Нового года я шла не спеша по Мясницкой улице,наблюдая,как на мою шубу медленно падают крупные снежинки. Свет редких фонарей желтыми искорками отражался в мокром,черном асфальте,из последних сил боровшемся с зимой. Оказавшись рядом с булочной-пекарней,я увидела за широкими,украшенными стеклами предпразднично суетящихся и уже слегка подуставших людей,скупающих последние торты с кремом,и решила зайти туда. Просто для того,что бы на миг оказаться частью этой радостно-возбужденной сутолоки.Т о,что испытывали эти люди, сродни радостному и одновременно грустному ожиданию толпы на пристани,встречающей один пароход и тут же провожающей другой. Я встала в очередь,и бросив беглый взгляд на основательно опустевшую витрину,купила упаковку  пирожных,есть которые мне не очень-то и хотелось .Я сунула их в сумку и отошла в сторону.
- Почему вы так грустно вздыхаете?
Я не сразу поняла,что раздавшийся сзади вопрос относился ко мне. Повернувшись,я увидела молодого мужчину. Он был не слишком красив,с холодным,не вызывающим особой симпатии лицом,но,в тоже время,высок и хорошо сложен. На нем была черная,стеганая куртка,черные джинсы и бахилы. А еще он был как-то взъерошен,словно забыл причесаться.
- А разве я вздыхала?-отвечать вопросом на вопрос не очень-то вежливо,но я не знала,что ему сказать.
- Да.-Парень смотрел на меня,склонив голову.-Мне так показалось.
Я слегка улыбнулась и пожала плечами:
- Бывает. Ведь Новый год -  грустный праздник. Прошел еще один год,и ровно на столько же мы состарились.
Парень вдруг улыбнулся,и его холодное лицо преобразилось,осветившись совершенно голливудской улыбкой:
- Ну,нам с вами до старости еще далеко.
- В общем,да.
- Знаете,у нас с друзьями сегодня не большая вечеринка,вы не хотите присоединиться?
Честно говоря,я не ожидала такого поворота.
- Ну,я как-то к не знакомым людям в гости не хожу.
Лицо парня опять стало серьезным,и мало меня привлекало.
- Вы не бойтесь,там будут  и другие девушки.-Он смотрел на меня прямо,но взгляд его был несколько отстраненным.-Вместе в вами нас будет человек шесть.
Тут он опять улыбнулся и произнес фразу,после которой я почему-то решила принять его приглашение:
- У нас не все такие,как я ,мои друзья гораздо симпатичнее.
Привлекло меня не наличие симпатичных друзей,а его объективная самооценка. К тому же,небольшое веселье мне сейчас не помешает. Мы вышли из магазина.
- Как вас зовут,прекрасный незнакомец?
- Игорь,-вновь став серьезным,мужчина протянул мне руку.
- А меня Евгения. Пожалуй,Игорь,я приму ваше приглашение. Хотя,честно говоря,это немного странно-еще никто не приглашал меня на вечеринку на улице.
- А еще никого на улице и не приглашал. У одной из наших подруг возникли неотложные дела,и друзья предложили найти кого-нибудь для гармонии.
Он вдруг повернулся ко мне и сказал:
- Поверьте,мы тоже делаем это в первый раз.-И тут я на секунду увидела,как из-под холодного равнодушия выглянул человек. Хотелось бы узнать,какой он на самом деле.
- Выходит,мне повезло?А куда мы идем?
В это время мы шагали по Мясницкой в сторону Лубянки.
- Здесь не далеко. Сейчас налево.
Свернув в переулок,мы подошли к высокому трехэтажному дому,красивому,как и все старые московские особняки. Подойдя к подъезду,я спохватилась:
- Ой,мне же надо было что-нибудь купить!Хотя бы бутылку вина.
- Думаю,пирожных вполне хватит,-невозмутимо ответил Игорь и распахнул передо мной дверь. И опять я не поняла,шутит он,сердится или ему все равно.
           Мы подошли к одной из квартир на просторной площадке второго этажа и позвонили. Дверь открыл забавный на вид,коротко стриженый,рыжий и ушастый парень с довольно приятным лицом и добрыми глазами. «Ну,и колоритные же здесь личности»,-подумала я,- «один красивей другого».Но,конечно же,я вежливо поздоровалась и переступила через порог. Игорь зашел вслед за мной и захлопнул дверь.
- Виктор,-протянул мне руку ушастый парень.
- Евгения,-вздохнула я.
- Игорь затащил вас сюда силой?-улыбнулся,как потом оказалось,один из обитателей этой квартиры.-Я прошу вас,не вздыхайте так тяжело!Мы приложим все усилия,что бы праздник был веселым.
- Спасибо. Я благодарю вас за приглашение и поздравляю с наступающим Новым годом.
Пока я отдавала дань уважения,Игорь помог мне снять шубу,и я проследовала в комнату. Там уже были две девушки,сновавшие из кухни в комнату и обратно. Одна из них была красивой и,к тому же,очень милой,вторая же красотой не блистала,но наверстывала живостью характера и раскованностью. Первую девушку звали Себастьеной,и когда я спросила,откуда у нее такое необычное имя,она мило улыбнулась и ответила,что она полька.Как выяснилось,полькой была и ее подруга Нина. Виктор был из Прибалтики (он говорил с довольно сильным,но не прибалтийским,а скорее польским акцентом).Происхождение ледяного сфинкса Игоря я так и не выяснила,но ,похоже он был не из Москвы. Пока девушки накрывали на стол,Виктор сидел на диване и настраивал  гитару. Я оглянулась вокруг и улыбнулась:
- Да...В интернациональную команду я попала.
Виктор поднял голову от струн и тоже улыбнулся в ответ:
- Вы ищите соотечественника?Сейчас будет. Наш третий друг. Как раз из Москвы.
- Нина!-Крикнул Виктор на кухню,-Вадим звонил?Он придет?
- Да!Минут через 15-20.
- Ну,вот,-ободряюще улыбнулся хозяин квартиры,-вы не волнуйтесь,он вам понравится. Он очень контактный.
«Только бы он не был такой же,как Игорь. Окажется таким же милым,как Виктор,и то слава Богу.»-подумала я про себя,а вслух произнесла:
- Это я должна понравится вашему другу,ведь это вы меня пригласили. И,Виктор,называйте меня,пожалуйста,на «ты»,ведь мы все здесь,наверное,ровесники..
- О'кей.-Гостеприимный хозяин кивнул и взял на гитаре пару аккордов.
Когда на столе все уже было готово,в дверь позвонили.
- А вот и Вадим,-отложил было инструмент Виктор и приподнялся.
- Я открою!-крикнула из кухни Себастьена,и Виктор сел на место.
«Ну,что ж,»-вздохнула я про себя- «долг платежом красен. Буду естественной и в меру любезной.»Не испытывая ничего,кроме легкого любопытства,я повернулась к двери. Через несколько секунд в нее вошел человек,оставивший впоследствии неизгладимый след в моей жизни. Бросив на него лишь беглый взгляд,я без памяти влюбилась. Сначала я увидела  его точеный профиль и вьющиеся крупными кольцами темные волосы совершенно непередаваемого оттенка. Потом прекрасную стройную фигуру. Когда он поздоровался,одновременно поправив на лбу прядь волос,я увидела его длинные ,тонкие пальцы и услышала необыкновенный,поставленный,и в тоже время,разбавленный какой-то мальчишеской звонкостью, голос. Когда он улыбнулся,я приросла к месту,очарованная его загадочной улыбкой Моны Лизы. Он обладал тем необъяснимым,данным от Бога обаянием,благодаря которому люди тянулись к нему,увидев всего лишь раз. Он очень понравился мне,но,зная,что сейчас волю чувствам давать не стоит,я постаралась взять себя в руки. Улыбнувшись,я поздоровалась с Вадимом (имя вполне подходило к нему-редкое,мужественное и загадочное) и представилась. А потом зачем-то добавила,словно оправдывая свое присутствие в его обществе:
- Меня Игорь пригласил.
Греческий бог подошел поближе и снял необыкновенно идущий ему белый пиджак.(Светло-серая водолазка и черные слаксы делали его потрясающую красоту просто слепящей).Красивым жестом (жест был не нарочитый,а врожденный) он бросил пиджак на диван и ответил:
- Мы были бы рады вам,даже если бы вас никто не пригласил. Мы все примерно ровесники и найдем общий язык.
Меня обрадовали его слова:
- Да,я только что говорила об этом Виктору. Кстати,а где они все?-Только тут я заметила,что в комнате мы одни.
- Сейчас выясним. Игорек!Витя!Куда вы подевались?
Из коридора заглянула Себастьена,протянула Вадиму две бутылки вина.
- Они курят на балконе.
- А вы с Ниной что там вдвоем делаете?
Я спохватилась:
- Может,вам помочь?
- Нет,нет,-почему-то смутилась она,-у нас там мясо в духовке,но оно уже готово,осталось только принести.
Себастьена опять скрылась на кухне,а Вадим взял штопор и начал открывать вино. И опять я впала в ступор,завороженно наблюдая за легкими движениями его красивых пальцев.
- Вам  нравится наша елка?
- Что?
От звуков его голоса по моей спине пробежали мурашки,но все же я очнулась. Повернувшись к возвышающейся у окна большой пушистой елке,богато и со вкусом украшенной,я выразила неподдельное восхищение.
- Это я ее выбрал,-с мальчишеской непосредственностью похвалился неожиданно посланный мне в эту новогоднюю ночь мужчина.
- Очень красиво.
На мгновение я помрачнела,и,так как Вадим в это время смотрел в мою сторону,это не осталось для него незамеченным.
- Почему вы вдруг загрустили?
- Я подумала сейчас,что у меня никогда в жизни небыло такой красивой елки. Может, в совсем раннем детстве,но я этого не помню,и поэтому это не считается.
- Жаль...-как-то задумчиво вдруг протянул Вадим,и мне показалось,что я заметила сочувствие в его голосе,-А ведь это очень важно.
- Что именно?
- Радость настоящего праздника в детстве,да и не только в детстве.
Он произносил слова своим удивительным голосом,и я чувствовала,что это не просто слова. И не позерство,расчитанное на произведение эффекта-он говорил то,что думал,а может быть,и то,что знал (хотя,хотелось верить,что в его жизни все было благополучно),и это вызывало не неприятие,а желание продолжить разговор. Но в это время в комнату вошли девушки,ставя на стол последние закуски,вернулись ребята,не громко о чем-то переговариваясь,и Вадим хлопнул в ладоши:
- Через час наступит Новый год,господа,пора с честью проводить старый. И давайте не будем сегодня говорить о работе. О'кей?
- Yes-s-s.-Почти в один голос ответили его друзья,и мы уселись за элегантно сервированный праздничный стол.
- А чем вы все занимаетесь?-совершенно без задней мысли спросила я,поняв,что эти ребята вместе работают.
Игорь с Виктором как-то странно переглянулись,а Вадим непринужденно ответил:
- Работаем с людьми.
«На коммивояжера или страхового агента он похож меньше всего»,-подумала я,имея ввиду последнего. «А может,они врачи?Или юристы?» Я пожала плечами про себя,не решаясь расспрашивать дальше после столь уклончивой реакции. Ужин прошел,как говорится,в теплой,дружеской обстановке. Новый год мы встретили весело,отсалютовав ему тремя пробками от дорогого шампанского. Ребята забросали нас разноцветными гирляндами и конфетти из хлопушек. Вадим подарил мне парфюмерный набор от Диор,и мне было жутко неудобно,ведь по сути,я заняла здесь чье-то место. В ответ на мое смущение этот милый парень поцеловал меня в щеку,приятно коснувшись моей кожи  мягкими кудрями и сказал:
- Я купил это специально для вас. Потому что ничего случайного не бывает,и если вы оказались здесь сегодня,значит именно здесь вы должны были оказаться. Значит,мы должны были с вами встретиться.
Положив руки мне на плечи,он внимательно посмотрел в мои глаза:
- Вы ведь не жалеете,что пришли?
- Нет,нет,Вадим,что вы,это мой лучший праздник за много лет!
Он улыбнулся своей джокондовской улыбкой:
- Вот и хорошо. С Новым годом!
И тут же,почти без паузы,взял меня за руку и потащил танцевать. Я засмеялась,споткнувшись о ковер:
- Иду,иду. И,пожалуйста,Вадим,называйте меня «ты».
- Будет сделано,-кивнул мой загадочный друг. И начал двигаться под несущуюся из двух мощных динамиков музыку.
Я поняла,что к другим его достоинствам можно прибавить прекрасное чувство ритма. Мы танцевали,шутили,пели,рассказывали анекдоты. Я наблюдала за своими новыми знакомыми,и,надо сказать,что в целом,это была приятная компания,но не без сюрпризов. Например,самая красивая из нас троих,Себастьена,оказалась в паре с Игорем-они были похожи,как день и ночь. Вскоре во всеобщем  веселье возник не большой перерыв. Игорь вышел на балкон подышать свежим воздухом,Себастьена вышла за ним. Виктор и Нина сидели рядом на диване,не громко о чем-то разговаривая. В общем,они не плохо смотрелись. Я подняла из-под стола пустые бутылки и понесла их на кухню. Через несколько секунд туда же пришел Вадим. Достав из кармана слаксов длинную пачку «Давидофф»,он закурил.
- Не хотите?,-он протянул мне сигарету,-они облегченные.
- Нет,спасибо,может быть,потом.-И через секунду добавила:
- Надо было сказать «хочешь».
Мужчина  чуть удивленно посмотрел на меня,потом понял:
- Да,извини. Так не хочешь?
Я засмеялась:
- Сейчас нет.
Последовала секундная пауза. Мое желание продолжить начатый у елки разговор боролось с нежеланием докучать почти не знакомому человеку. Вадим курил,мы были одни,и я знала,что другого шанса не будет. «Да,собственно,почему бы и нет?»-подумала я- «что мешает мне поговорить с ним?»И я решилась.
- Скажи,Вадим,а у тебя в детстве с настоящими праздниками проблем не было?
Он засмеялся:
- Когда как. Но,в общем,более-менее благополучно. Мои родители-дипломаты,и я мотался с ними по белу свету с раннего детства. Мы долго жили в Европе,и именно там я понял,что такое настоящий семейный праздник и настоящая семья. Дело в том,что они относятся к вступлению в брак очень серьезно. Там мужчина действительно берет на себя ответственность за свою семью. А уж если у него рождается  ребенок,меняется вся его жизнь-он становится отцом и понимает,что теперь он в ответе за этого ребенка до тех пор,пока он не вырастет.
Вадим вздохнул.
- Они так воспитаны. К сожалению,у наших потенциальных и настоящих отцов воспитание и отношение к этому вопросу  другое. У нас уже несколько поколений безотцовщины-отцов нет физически или морально. И люди вырастают без стержня. У них есть чувства,эмоции,которые дала им мать и нет стержня в жизни,потому что не было рядом отца. Люди вырастают бесхребетными,они мечутся,они ищут,чем заняться,и часто так и не находят. Это трагедия. А дело в семье. Настоящей семье. Когда дети слушаются родителей и родители-оба-всегда рядом,в тоже время,воспитывают детей так,что бы они радовались жизни,объясняют им все так,что бы дети понимали,почему им лучше слушать своих родителей. Понимаешь,там заповедь «почитай отца и мать свою»,а «родители не раздражайте детей,дабы они не унывали»-не пустой звук,это жизненная мудрость. Такие семьи я видел за границей-в Европе,в Австралии,и таких семей практически нет у нас.
Я не могла оторвать от Вадима глаз,и,по мере того,как он говорил,иногда проводя по лицу длинными,тонкими пальцами и улыбаясь непередаваемо-загадочной улыбкой Моны Лизы,я видела,как сквозь его простую,но в тоже время,по мальчишески еще горячую речь,проглядывает острый,незаурядный ум,и,скорее всего,прекрасное образование. И так же все отчетливее я понимала,что выйдя за эти стены,я долго буду помнить этого мальчика.
- А что касается семейного праздника,-продолжил Вадим свою мысль,-так это Рождество. Вот это настоящий семейный праздник. Особенно его любят в католических странах-украшают двери дома зелеными венками с красными ленточками,наряжают рождественскую елку. Все члены семьи,даже если они находятся на разных концах света,стараются собраться вместе. В доме тепло и уютно. Дети ходят по дворам,поют рождественские песни-колядки-и получают за это сладости. Тихо падает снег...Господь на небесах,и все правильно в этом мире.
- Как это красиво!-ахнула я,зачарованная звуками его тихого голоса и умиротворенностью нарисованной им картинки.
- Да,красиво,-Вадим опять вздохнул,-к сожалению,у нас этот праздник отняли,как и многое другое. Но надо стараться,что бы он вернулся. Может,и не все зависит от нас,но хоть что-то мы сделать можем. Главное,не бояться.
- Да уж,-улыбнулась я,-когда у людей ничего нет,им и бояться нечего. Но ведь люди в той же Европе живут хорошо,потому что не боятся,даже если им есть,что терять. Так ведь?
Вадим промолчал,а я горько усмехнулась:
- Мы-не рабы,рабы-не мы. Видимо,монголо-татарское иго крепко впечатало в нас свое клеймо. Тот,кто не свободен душой,никогда не будет свободен по-настоящему.
Вадим молчал,глядя на язычок пламени,вырывающийся из его серебряной зажигалки,а потом тихо ответил:
- Главное мужество в том,что бы увидев,что в тебе и в твоей жизни не так,постараться это исправить. И если это сделает каждый,мир станет другим.
Странной магией обладал этот мальчик-если бы такие вещи говорил кто-нибудь другой,я бы сочла это позерством,но он говорил это так,как будто бы мы ДОЛЖНЫ были от него это услышать,как будто бы он действительно ЗНАЛ,о чем говорит.
         Тут на кухню вошел Игорь,что бы включить электрочайник,и я вспомнила про свои забытые на дне сумки пирожные. Правда,на фоне огромного торта «Наполеон» вкупе с «Птичьим молоком» они смотрелись весьма плачевно. Что бы выручить меня,Виктор с Вадимом проглотили их,зажмурив якобы от удовольствия глаза и дружно промычали,что в жизни не ели ничего более вкусного. Я смеялась,но была им благодарна. Мы пили чай,новогодняя ночь шла к своему закономерному концу,и я думала о том,что будет жаль расставаться с этими ребятами. Каждый из них оставил свой след в моей душе,а одна только мысль о Вадиме заставляла сладко сжиматься сердце. После этого не совсем обычного Нового года у меня появилось пятеро немного загадочных и очень занятых друзей. Время от времени я звонила Виктору,правда,застать его дома было трудно. Они ведь так и не сказали мне,чем занимаются. Было любопытно,может,немного обидно,но,в принципе,все равно-бизнесмены мои друзья или бойцы невидимого фронта. Главное,что бы им самим хоть немного нравилась их работа. Когда Виктор позвонил и пригласил меня на свой день рождения,я была приятно удивлена и с радостью приняла участие в дружеской вечеринке,не забыв поздравить именинника. Когда на вопрос,что тебе подарить,он ответил-пару своих улыбок,я удивилась еще больше и подарила ему черную рубашку,которых у него,как я случайно обнаружила во время предыдущего визита,было много. «Странно»,-подумала я тогда- «черный цвет не вяжется с его открытым характером. Скорее уж,это пошло бы Игорю.»Тогда я еще не знала,что этот цвет связывает их всех,и вспоминая впоследствии о своем подарке,мне почему-то каждый раз становится неловко. Хотя,я дарила его от чистого сердца. Игорь прийти не смог,а Вадим забежал не на долго в конце,что в общем-то,было для меня не так уж плохо:я увидела его,но,в тоже время,весь вечер веселилась спокойно,так как от его присутствия я растворилась бы в пространстве. В общем,видела я ребят редко,но помнила о них всегда.
        Через пол-года по своим особым причинам я пришла в католическую церковь. Наверное,то,о чем говорил тогда Вадим,тоже сыграло свою роль,хоть в разговоре слово «заповедь»прозвучало всего один раз,а о церкви речи не было вообще. Было теплое летнее воскресенье,и на залитом солнцем крыльце стояла небольшая группка прихожан,ведущая оживленную беседу. Среди них выделялись две монахини,одетые в черное. Краем глаза мне удалось разглядеть одну из них,и ее симпатичный профиль показался мне знакомым. Слегка озадачившись,я переступила порог кажущегося темным после яркого дневного света,собора,и в приятной прохладе присела на скамейку. «Кого же напомнила мне эта сестра?»Ответ пришел через несколько минут,а вместе с ним я вспомнила и слова человека,которого полюбила,сказанные в ту необычную новогоднюю ночь: «ничего случайного в этом мире не бывает».За некоторое время до начала мессы из ризницы вышли три молодых католических священника. Двое сошли в зал и проследовали в исповедальни,что бы принимать исповеди,а третий остался в пресвитерии,что бы с Божьего благословения вести эту мессу. Этими священниками были Игорь,Виктор и,конечно,Вадим. Себастьена и Нина были монахинями,они тоже присутствовали на богослужении. Только увидев их вместе в этом соборе,понаблюдав за трудной и вряд ли слишком благодарной работой Виктора и Игоря,прослушав потрясающую по своей простоте и истинности проповедь Вадима,я поняла,какое это счастье,что я знаю этих ребят и просто,как своих друзей. Эта огромная,загадочная часть человеческой истории,а больше-психологии,которую я только начала познавать-осторожно,почти на ощупь-как бы показала мне свою вторую грань. Человеческую. Самую,наверно,важную. Потому что без сообщества людей,отдающих этому свои жизни,свой ум,молодость и любовь,без этого такого разного,но единого и пылкого сообщества,всего этого,того,что я вижу сегодня,не было бы. Были бы отдельные певцы,но некому было бы собрать их в хор,потому что нет дирижера. Я знаю их,и мне не так страшно входить в эту воду,потому что мои друзья-моряки,лоцманы и капитаны,хорошо изучили все течения и подводные рифы,и с ними я чувствую себя увереннее. Я люблю их за их необычный и тяжелый труд,и я люблю их и за то,что они мои друзья. Так кого же мне благодарить за то,что в тот снежный,синий вечер в освещенном последней предпраздничной суетой магазине один из них подошел именно ко мне?