cолнышки

Татьяна Кожухова
____________Puolalankoulu г. Турку
             http://www.stihi.ru/2010/05/14/4423
         
   Как быстро летит время!
Вот и половина моей практики - позади.
Что успела разглядеть?  В первую неделю мне предписывалось только наблюдать.
"Никакой напряжённости!"
"Учение без страха - ошибиться не страшно!" "Оценки за контрольные не оглашаются вслух." "Каждый движется вперёд относительно себя, его ни с кем не сравнивают..."
"Детей не позорят перед классом... " - Об этом мне сказали учителя, ассистентами коих являюсь здесь, это же увидела и сама.
Какая напряжённость?
Улыбаюсь, проходя утром по школьному двору, готовая отразить летящий под ноги мяч - дети в школьном дворе на всех переменах и до уроков. Здесь есть чем заняться! 
Поднимаясь в учительскую на третий этаж, прохожу под многими солнышками!
Они самодельные, очень легко представить как они были сотворены - к жёлтому картонному кругу прикреплены лучи...
Лучи подвижные - живые словно. Каждый раз рассматриваю солнышки и улыбаюсь.
На одном мелко-мелко написано "Аня".
Солнышко Аня... Остальные - безымянные.
Но я знаю, что у каждого есть своё имя...
Спокойно и солнечно в школе. Поделки, картины на стенах - всё рукотворное!
Тепло. Чисто. Дети ходят как дома - в носочках.
Деловые...
Могут на уроке расположится на полу в классе с красками или карандашами, если на парте не помещаются книга и карта одновременно. А сегодня и в коридоре настоящая художественная мастерская - огромные плакаты разрисовывают.
И учителя среди них не сразу заметишь - тоже на коленях и на полу.
Чудеса!
Это похоже...
Да! У Коменского* о методах работы в школе как о работе солнца!
Что-то вспоминается из восьми солнечных пунктиков:
" Одними и теми же лучами оно освещает все..."
"Оно производит всякое создание из его СОБСТВЕННОГО семени, а не откуда-либо еще."
Как легко это забыть, как легко рассердиться и на солнышко, и на семечко!
А стоит ли?
По словам педагога,  "нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше...".
Вон с каким интересом работают, как увлечены своим делом!
     "Тот порядок, который может служить универсальной  идеей  для искусства   ВСЕМУ УЧИТЬ И ВСЕМУ УЧИТЬСЯ, - должен быть заимствован и может быть заимствован не из чего иного, как только из указаний природы. Как только это будет точно осуществлено, созданное искусно будет протекать так же легко и свободно, как легко и свободно протекает все природное."
Следуя за природой, человек может постигнуть всё, говорил Коменский, ссылаясь на автодидактов**.
 "У человека поистине есть и лампада, и светильня, и масло, и огниво... Лишь бы только он умел высекать искры, принимать их огнивом, зажигать светильник."
  Не это ли наблюдаю сейчас?
 "Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище   изнутри, и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой..."
  "Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению."
Кажется, в этой школе научились следовать за природой...
Не потому ли так тепло и солнечно в ней?
____
*Ян Амос Коменский ( 28 марта 1592, — 15 ноября 1670) — чешский педагог-гуманист,  основоположник педагогической науки. Считается изобретателем классно-урочной системы, которая до сих пор является основой педагогики.

"Великая Дидактика"...
http://www.pedlib.ru/Books/2/0363/2_0363-11.shtml

______
**Автодидакт — человек, самостоятельно получивший образование высокого уровня вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего.(Самоучка)
Примеры автодидактов:

    Д’Аламбер, Жан Лерон — французский математик и физик
    Бродский, Иосиф Александрович — русский поэт, эссеист
    Буль, Джордж — английский математик и философ
    Гёте, Иоганн Вольфганг — юрист, поэт, министр и естествоиспытатель
    Гог, Винсент ван — голландский художник
    Горький, Максим — русский писатель
    Циолковский, Константин - ученый - ракетчик
И т.д.
____
фото из инет
А что в Финляндии? Там детей просто любят!