Может ли быть такое? Вопрос к научному богословию

Леонид Черненко
Много читаю и сейчас подумал об одном действии читаемого на сознание. Иногда книга читается с упоением. Рассудок работает непрерывно над читаемым. Что-то завораживает внимание и кажется, что время проходит в бодрствовании, сосредоточенности над предметом. Иногда же чтение как бы усыпляет. Интерес остаётся к читаемому, но он скорее без критического восприятия, без восхищения, а,  может быть точнее, без прелести. Есть в этот момент находки, которые отмечаются в мгновении пробуждения. Но книга усыпляет.

Не есть ли это отражение того, что в первом случае информация действует на сознание, а во втором – на подсознание? Если это так, то какой рецепт необходимо выбрать для чтения? Необходимо ли остановиться, когда книга усыпляет?

Ответ на последний вопрос должна дать психология. Мне видится, что читать можно и в дремоте. Главный вопрос в том, как подсознание нами управляет? А то, что подсознание нами управляет, в этом сомневаться не приходится. Воспринятое подсознанием вернётся к нам позже. Как это происходит? Этому пример явление «дежавью», которое выделяет сознанием картины как бы когда-то виденные.

Когда сознание усыпляется это значит читаемое не пробуждает критического отношения, читаемое уже хорошо освоено сознанием и им не востребовано. В отношении чтения Библии, в частности, много раз отмечал у себя дремоту на ранней стадии её чтения, в прошлом. Чтение всё же не прекращал, а значит на подсознательном уровне воспринимал прочитанное. Библия это конкретные тексты. Они мне ранее не были знакомы, не были очевидными. Но видимо разум приносил мне сигналы, что по существу информация мне была известна и поэтому сознание усыплялось. Это было не всегда. Порой сознание активно воспринимало тексты Библии. Эти моменты насыщенны чтением малыми порциями, с размышлением о глубинных основаниях прочитанного. Мне видится, что последний режим чтения критический и он должен обогащать религиозный опыт. Поэтому к чтению Библии можно относиться двояко: на подсознательном уровне и на сознательном. В этом состоит мой вопрос к научному богословию. Может ли быть такое? Аминь.