Записки отступника

Евгений Потрепалов
День подготовки к отступлению.
Мысль первая.
Для того что бы уйти из Вавилона мало просто уйти в самый центр Усурийской тайги, на Северный полюс, в пустыню Гоби, забраться на самый высокий горный пик Коммунизма или на какой нибудь необитаемый и безымянный остров в Тихом океане. Из Вавилона нужно уходить изнутри. Нужно уйти из него внутри себя, избавиться от привязанности к нему. Казалось бы - очень старая и давным давно всем известная истина, но Господи! как до неё сложно дойти умом, разумом, сознанием, душой и духом одновременно, додуматься наконец-то, понять и осознать, и ещё более титанически тяжело воплотить это в действие. Если ты будешь сидеть где бы то ни было из выше перечисленных мест но мысли твои при этом будут целиком и полностью заполнены Вавилоном то какой же это, извините, к чертям собачьим, уход от мира сего, ты, получается, как был в нём «по самое не могу» так и остался в том же не завидном положении.
Уйти из Вавилона внутри себя нужно не просто мысленно а именно ПЕРЕСТАТЬ ЕГО ХОТЕТЬ, это наверное самое сложное из того что необходимо сделать и может быть даже почти не возможное, во всяком случае для меня. Радует только то что есть это еле заметное слово «почти», «почти не возможно» и это вселяет хоть какую-то надежду на то что всё не так уж и безысходно, есть мизерный шанс, иголка в стоге сена - но всётаки есть.
Соблазн не просто велик, он неимоверно огромен. Соблазн в очередной, неисчислимый уже раз, сто первый или тысяча первый, провалиться в ещё одну сладкую ловушку, в ещё одну «замануху» типа: «ну ладно, ещё один, последний разик и точно хватит». Впрочем здесь нет ни чего удивительного, ведь я уже 33 полных года живу в этом бедламе и до очень недавнего момента времени и пространства не знал и не понимал как из него вырваться. Хотя помоему я и сейчас, пока ещё, толком не понимаю что нужно делать, куда идти и как себя вести, но я уже чувствую, и видимо это не мало, поверьте, это очень много. Главное снова не сорваться, не махнуть рукой, не сказать: «а-а, ладно, с завтрашнего дня начну» и так и не начать до самой могилы. Господи! Дай мне сил! Просить об этом всё равно больше не у кого, а своих хилых силёнок очень часто не хватает. И, Господи! Как страшно! Как страшно! Ведь вдолблено же в голову ещё с самых пелёнок, что тот распорядок жизнедеятельности которым мы пользуемся изо дня в день, единственно верен и необходим и что отказ от него или кординальное изменение в лутшем случае грозит болезнью а в худшем конечно же смертью - ни хрена себе делема.
Лично я не хочу и не буду выбирать из двух зол, что бы там не гласила велика мудрость оболваненного народа. Один мой знакомый филосов очень забавно эту мудрость перефразировал: «вам предлагают из двух куч, извините, дерьма, выбирать ту которая поменьше и «уписывать» её большой ложкой за обе щёки. Ну что ж, это ваш выбор».
Этакий домоклов меч получается, шаг влево, шаг вправо - попытка к бегству, прыжок на месте - попытка улететь. Нет ребята, что-то мне подсказывает что это расклад краплёными картами. Не важно что или кто подсказывает - тринадцатый глаз циклопа или шестнадцатое чувство голода, ангел хоранитель за правым плечём или семилегионный бес за левым, не важно, тем более что и тот и другой - твари Божии а соответственно достойные доверия.
Мысль вторая.
Маловерныне мы, маловерные! Ох маловерные! Прав был Учитель! Но чаще всего вообще не верующие и это самое ужасное! Пётр и Фома наши имена!
Вот он ты такой героический, с горем попалам, к 33 годам вышагнувший из неверия, правда всего лишь одной ногой вышагнувший, но и то слава Богу, могло ведь и этого не быть до самой могилы или Страшного Суда, что хуже. Вот он ты, значит, такой вышагнувший, через буераки-пень-колоду выстроивший свои множественные и дерзкие филосовские системы одна другой наглее и абсурднее, коегде прихрамывающие на все четыре ноги, но местами всё-таки незыблемые и нерушимые как «великий могучий советский союз» - извиняюсь, не совсем точное сравнение... Но местами всётаки незыблемые и нерушимые как Колосс Родосский - тьфу ты, опять не то. Ладно, незыблемые и нерушимые как Вечность - это уж точно аксиома. Вот он ты, значит, такой героический, вышагнувший одной ногой из неверия, выстроивший и коегде даже подлатавший и укрепивший в некоторых многих местах все свои разношёрстные филосовские системы. Вот ты уже вышагнул из неверия даже второй ногой, хотя всё ещё продолжаешь хвататься за него обеими руками при этом боязливо и глупо улыбаясь. И вот ты уже даже перестал хвататься за неверие как за мамину юбку, отпустился, стоишь раскорячившись и неуверенно покачиваясь, как ребёнок впервые самостоятельно вставший на ноги. Вот тут то как раз, в это самое неподходящее, или наоборот, время Господь тебе и подкидывает пробный, проверочный шар, например в лице какого нибудь очередного СВЯТО НЕ ВЕРУЮЩЕГО. И этот свято не верующий даже толком ни чего не говорит, ни чего этакого внятно-конкретного. Он не нападает на твои, местами стройные, теоремы, он не задаёт тебе ни каких компрометирующих и каверзных вопросов, он даже не улыбается ехидно-насмешливо и с превосходством, он просто СВЯТО НЕ ВЕРИТ. Точно так же как ты свято веришь, мощно, слепо и типа непоколебимо, точно так же он свято не верит, с той же оговоркой «типа».
И на ногах стоять останется тот у кого хватит благоразумия и трезвого рассудка что бы не обратить ни малейшего внимания на своего мнимого аппонента-антипода, пройти мимо и просто не заметить, ибо переубедить человека в чём либо даже малом не сможет ни кто кроме самогу этого человека. В истории известны случаи когда Сам Отец Небесный пытался встрять в дела человеческие и кого-то в чём-то переубедить но к чему это в результате привело сами видите. Результаты были более чем временны и чаще всего плачевны, не взирая на всё Его всемогущество. И единственное что у Него получилось более чем хорошо, так это изменение, опять же, Самого Себя, то есть воплощение в Сына человеческого.
Мысль третья.
Извечная проблема свободного времени известна практически каждому обитателю, даже самого мизерного социума, более или менее занятого своей суперважной и ни кому не нужной, в том числе и ему самому, мышиной вознёй. Этого самого времени всегда и катастрофически не хватает, его выкраивают отнимая у менее важных дел, но чаще наоборот - у более важных и для того что бы заняться какими нибудь глупостями. Есть такой Рубикон, перешагнув через который, человек вдруг понимает что на него совершенно неожиданно и внезапно рухнула целая лавина свободного времени и погребла под многочасовыми завалами. И здесь снова начинаются те же самые метания но только теперь с прямо противоположной целью - чем же занять свободное время? Его некуда девать, оно давит и звенит в ушах настойчивым тик-таканьем. Как любил выражаться один мой старый знакомый, доморощенный филосов-мыслитель - суета сует, всё суета. И он прав, чёрт бы его побрал, трижды прав, до семижды семидесяти раз прав.
Самое сложное практически для любого человека это вырваться наконец-то из состояния маятника и прекратить метаться из одной крайности в другую, от плюса к минусу, от хорошего к плохому, от суеты к безделию. Необходимо замереть в устойчивой точке покоя и вобрать в себя плюс и минус, хорошее и плохое, суету и безделие и только тогда выкристализуется то самое состояние за которым так упорно и зачастую безнадёжно тщетно гоняются все многочисленные и разношёрстные искатели Истины.
Свободного времени может быть слишком мало или наоборот слишком много, но при этом оно ни куда не девается в первом случае, и не откуда не берётся во втором. Сутки не сокращаются вдвое а то и втрое, и так же не увеличиваются, они остаются неизменными в обоих случаях. Но в обоих случаях изменяется внутреннее состояние индивидуума находящегося в бешенном или размеренном круговороте этих суток. И в обоих случаях это суетность. Условно, при нехватке свободного времени это состояние можно назвать суетностью со знаком минус (или плюс, это не столь важно), а при избытке - суетностью со знаком плюс (или опять же наоборот). Но никогда нельзя забывать о том что в обоих случаях это суетнось будь она положительной или отрицательной. Пример 1: «ах, я опять не успел это сделать, и это то же, и это, быстрее, быстрее, хоть что ни будь нужно успеть». Пример 2: «чёрт возьми, и это уже сделал, и это, и это то же, сейчас ещё возьмусь за вот это, а потом начну то». Две суеты, два метания, два не покоя, и крайне необходимо оба эти состояния поместить в себя, удержать, помирить, совместить и заставить сотрудничать ибо аккумулятор не может существовать только с одним знаком, будь то плюс или минус, они должны в нём гармонично сочетаться и взаимоперетекать во имя общего дела.
Первый день отступления.
Мысль первая.
В твоём распоряжении есть только один единственный инструмент и иначе чем магическим его не назовёшь. Он сверх точен, сверх прочен и сверх чувствителен, но только при условии что он отрегулирован, отстроен и налажен. Только когда он почищен и смазан, только тогда он готов к любой самой сложной работе, к любым самым тонким экспериментам и исследованиям внешнего и внутреннего мира. Огромная армия мистиков, магов и прочих самых разнообразных таинников глубоко заблуждается пытаясь найти этот инструмент в отдалённых уголках-закоулках внешнего, окружающего мира, а не найдя пытается заменить его какими бы то ни было подручными средствами, будь то магическиё жезл, не менее магический хрустальный шар или жабья косточка. Их усилия более чем тщетны до тех пор пока они не поймут, не осознают и не примут как непреложную данность, что тем Инструментом, бесплодными поисками которого они занимаются абсолютно не там где это нужно делать, является их собственное тело, их организм, этот воистину фантастический механизм из плоти и крови, которым они так не умело и не уверенно управляют, созданный по Образу Его и по Подобию Его. Многие даже не пытаются подчинить себе эту загадочную машину, а просто слепо идут у неё на поводу, на поводу её прихотей, страстей и желаний зачастую абсолютно не нужных, вредных и даже опасных. Подобное отношение к магическому инструменту печально но это факт не требующий каких бы то ни было доказательств.
Этот инструмент весьма и весьма своенравен, капризен и прихотлив но только в руках неумелого или начинающего дресировщика. Не мало придётся приложить усилий что бы усмирить сей механизм, научиться им управлять и чинить его так как это делает опытный водитель со своим автомобилем. Анология с конём и всадником здесь не уместна по той простой причине что тело это именно механизм а не живое существо, у него даже пола нет, оно бесполо, тело - оно. Если конь останется без всадника тот он найдёт себе занятие и сможет как нибудь прожить, худо ли бедно ли а может быть наоборот на много лучше чем с седоком. Но если автомобиль останется без водителя и хозяина то он умрёт.
Спросите у любого паталогоанатома, является ли та груда мяса и костей, которую он так авторитетно препарирует, живым существом и была ли она когда нибудь таковым? Если этот паталогоанатом достаточно честен с самим собой а соответственно и с другими то он вам ответит что когда-то, не очень давно, у этого механизма был водитель, может быть умелый, может не очень но он был, а сейчас он оставил свою машину либо за ненадобностью, либо из-за сильной изношенности, либо по какой-то другой причине и механизм умер.
Уметь управлять этим инструментом великое и сложное искусство доступное далеко не многим посвящённым. Его чистка и отладка так же весьма не простое занятие требующее недюжинных усилий собранных в кулак и помноженных на самоё себя. Господи! Дай мне сил окончательно и бесповоротно обуздать эту сложнейшую машину, капризнейшую из капризнейших и направить её на путь истинно верный. Помоги мне немощному разобраться в её тончайшем оборудовании, найти необходимые кнопки и рычаги, научи той последовательности с которой на них нужно давить и нажимать. И весьма актуален здесь тот вопрос который постоянно, на протяжении всего, старого советского фильма «Приключения Электроника» задавал себе шеф банды гангстеров: «где же у него кнопка?» И продолжал, при этом, забивать гвозди электронным микроскопом вместо молотка.
Мысль вторая.
Одиночество. Об этом желанном и ненавистном одновременно состоянии человека, уже очень много и возможно даже более чем достаточно написано, сказано и спето многими поколениями поэтов, философов и писателей. Но однако снова и снова мысль обращается к извечному и незаметному спутнику всех людей вне зависимости от половой принадлежности, профессии, уровня благосостояния, умственного развития, социального положения и сексуальной ориентации.
Любой человек одинок в течении всей своей некчёмной или героической жизни даже если он так не считает и с остервенением, пеной на губах и вытаращенными глазами доказывает обратное. Где бы он не находился - в самом центре глухой тайги или в самом центре почёта и славы - он одинаково одинок. Эта мысль не нова и не мной сформулирована. Я, как и прочие миллионы и миллиарды одиноких людей, всего лишь пытаюсь найти выход из этой, казалось бы, безвыходной ситуации. Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает а по сему - надежда есть.
Одиночество давит, оно гнетёт тысячетонным грузом. Погружение в него бывает полезным только при условии кратковременности таких погружений - очень кратковременных и очень дозированных, а иначе..., иначе можно не выдержать и сломаться. Сколько их спившихся, сколовшихся и сводящих счёты с жизнью только по одной страшной и простой причине, по причине одиночества? Все остальные причины более чем второстепенны - муть, суета. Бытовая не устроенность, семейная, отсутствие достойного заработка или самой работы и прочее великое множество причин, всё это по большому счёту мусор цивилизации. Множество людей, имеющих жизненную ситуацию обратную выше описанной, продолжают оставаться несчастными и опять таки по той же простой и страшной причине - по причине одиночества.
Но где же выход? Есть ли он? Если есть то где его искать? А если найдёшь то как его открыть? Как подобрать к нему ключ? Ведь если этот выход есть то он наверняка закрыт на какой нибудь элементарно-сложнейший замок, код к которому записан в цепочке ДНК у каждого человека, в сетчатке его глаз, в отпечатках пальцев.
Полжизни на поиск выхода, потом полжизни на поиск ключа и, как следствие, смерть на пороге открытой двери? Нет, такое положение вещей меня лично не устраивает, и я заявляю об этом во всеуслышание, не боясь прослыть сумасшедшим, интриганом, провокатором и ещё кем бы то ни было. Я нашёл выход! Мало того - я подобрал к нему ключ! И мало того - я открыл дверь и теперь стою на пороге обалдело вглядываясь в раскинувшиеся передомной пространства! Есть смелые!? Тогда за мной! Слушайте! И потом не говорите что не слышали!
И так, как любил говаривать Учитель, кто имеет уши слушать, да слышит! Кто имеет разум разуметь, да разумеет!
Для начала нужно разобраться - что такое человек? Что мы вкладываем в это понятие, какой смысл? «...Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть...» Евангелие от Марка, глава 10, стих 7 и 8; Евангелие от Матфея, глава 19, стих 5 и 6. Если кому-то уже осточертели цитаты из Библии, а таких наверняка найдётся не мало, то я не настаиваю. Можно, например, вспомнить достаточно известную легенду об Андрогинах, двуполых, могущественных существах, равных Ангелам. Однажды Андрогины возомнили себя равными Богам, и если мне не изменяет память, пошли на них войной. Боги, естественно, ошалели от подобного хамства, разгневались, рассекли каждого Андрогина на две, почти самостоятельные части и рассеяли по земле. Но таки образом Боги не убили Андрогинов а заставили в течении всей своей не долгой жизни искать самоё себя, то есть свою вторую, отсечённую половину. Вот краткий пересказ истории о том как на земле появились люди в нынешнем понимании этого слова, в нынешнем своём не завидном состоянии, разделённые по полам и языкам, однополые половинки одного, цельного человека, скитающиеся по планете в поисках себя самого.
Одиночество каждой из этих половинок, будь то мужчина или женщина, это тоска по самому себе цельному и самодостаточному. Поиск, встреча, разочарование, снова поиск, снова встреча и снова разочарование и так до бесконечности, здесь, я думаю, ни какие примеры не нужны, достаточно оглянуться назад, на личный положительно-отрицательный опыт или просто вокруг.
«Меня не понимают родители! Меня не понимают друзья и подруги! Меня ни кто не понимает!» Эти фразы, звучащие из уст людей самых разнообразных возрастных категорий, уже давным давно навязли в зубах невыносимой аскоминой и выглядят как размашисто-витиеватая роспись в собственном бессилии. В подобных случаях так и хочется спросить: «а ты хоть что нибудь сделал для того что бы тебя поняли? Для того что бы тебя ЗАХОТЕЛИ понять?» Но я уже очень давно ни кому не задаю подобных вопросов, за редким исключением, потому что знаю с точностью до 14-го знака что прозвучит мне в ответ. Люди до обидного предсказуемы, опять же, за редким исключением. А ведь для того что бы тебя поняли, а поняв приняли, нужно очень и очень мало, хотя возможно что для многих это покажется непомерно огромной платой. Нужно, всего лишь, хотя бы попытаться понять своего собеседника, и понять, и так же принять. И он нужен, всего лишь, один, и он должен быть обязательно противоположного пола, возраст - дело десятое. Это самое, взаимное понимание с полувзгляда и полуслова, есть избавление от одиночества тягостно-непереносимого и дальше начинается одиночество самодостаточное, блаженное и желанное, одиночество цельного существа, не мужчины и не женщины но и мужчины и женщины одновременно, которому уже ни кто и ни что больше не нужно.
За дальнейшие строки меня скорее всего предадут анафеме все разнокалиберные любители, почитатели и прочие «рожатели» детей в обычном понимании этого слова, но меня это, честно говоря, мало волнует.
«Как же без детей-то? Нужно родить хотя бы одного ребёнка, что бы было кому на старости лет стакан воды принести!» Эти слова я то же слышу сплошь и рядом, со всех возможных сторон, от родственников, друзей и просто знакомых. А если мне пить не хочется, тогда что делать? Дети! Дети! Цветы жизни на могилах родителей! Уж лутше я как нибудь сам доковыляю до крана и наберу себе стакан воды! Если вы подумали что я против детей, то вы ошибаетесь, я ни чего не имею против них. Для начала, помоему, нужно родить самого себя, в переносном смысле конечно, а может быть и не в очень переносном. Перед рождением биологического ребёнка, нужно родить дитя духовное, того самого Андрогина.
Вот она эта пара, которая научилась понимать друг друга с полувзгляда и полуслова, они уже не являются не мужчиной и не женшиной но одним цельным существом и это только самое начало. Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно учиться понимать друг друга с закрытыми глазами, без слов и без мыслей, без жестов и мимики. Для того что бы объяснить что-то самому себе вы ведь не начинаете говорить в слух, не подходите к зеркалу и не начинаете активно жестикулировать и корчить рожи пританцовывая и приплясывая. Кто-то конечно пользуется и таким методом но это уже отдельная история, скорее всего клиническая, представляющая интерес для узкого круга специалистов.
Когда вы, будучи в паре, научились обходиться без слов, жестов и мимики в течении очень продолжительного времени, и не минут или часов, а в течении суток, недель, месяцев и может быть даже лет. Когда подобное общение не тяготит вас, и не доставляет вам ни малейшего дискомфорта. Тогда вы можете быть уверены что вы являетесь редчайшими счастливчиками которым удалось таки и наконец-то слиться в единое целое, родить самого себя, родить того самого Андрогина Изначального, равного Ангелам. Но и здесь нельзя расслабляться. Существует множество примеров когда невнимательные, неаккуратные биологические родители случайно убивали своих детей. Придавили ночью во время сна и задушили, неаккуратно кормили и ребёнок захлебнулся, недосмотрели и ребёнок выпал с балкона, да мало ли что может произойти.
И вот когда вы взлелеяте самого себя, не мужчину и не женщину но одно целое, Андрогина Изначального, поставите на ноги, научите общаться с внешним и внутренним миром, научите быть абсолютно самостоятельным и независимым ни от каких внешних и внутренних факторов, вот тогда и только тогда вы можете рожать биологических детей хоть пачками и складывать штабелями в соседней комнате. Тогда вы можете быть железно уверены в том что эти биологические дети не заплутают в трущёбах внешнего и внутреннего миров, не проведут всю свою жизнь в тягостном одиночестве и не умрут в нём же, так и не найдя свою вторую половину, себя Цельного и Изначального, не мужчину и не женщину но одно целое.