Народная самодеятельность

Евгений Потрепалов
Пьесса-миниатюра, в одном действии, пяти сценах.
Действующие лица: Автор, Дворник, Девушка, Молодой Человек, Рабочий Сцены.
Эпиграф: «Господа! Роли розданы и ради Бога никакой отсебятины!» (Неизвестный автор.)
Занавес ещё не поднят. Голос за занавесом настойчиво, требовательно, говорит слова эпиграфа.
Действие первое, сцена первая.
Аллея огромного старого парка, уличный фонарь, прямо под ним стоит большой писменный стол заваленный книгами и рукописями, на примусе горячий чайник, рядом с примусом гранёный стакан с недопитым чаем, накрытый недоеденным бутербродом из хлеба и сыра, причём пласт сыра чуть ли не в два раза толще куска хлеба и поэтому непонятно, то ли хлеб с сыром, то ли сыр с хлебом. Возле фонаря и стола стоит большая уличная урна на ножке, похожая на огромную рюмку, заполненная мятой бумагой, рядом с фонарём, столом и урной, прохаживается туда-обратно, в глубокой задумчивости, мужчина с толстой тетрадью в левой руке, он изредка заглядывает в тетрадь, а в правой руке держит недоеденный бутерброд, такой же странной конструкции, про который он уже давно забыл. На противоположной стороне аллеи, прямо напротив стола, стоит лавочка из узких деревянных брусков и с выгнутой спинкой, между брусками - щели в ширину брусков. Когда-то бруски были покрашены во все цвета радуги, но краска уже давно облупилась и сохранилась только в некоторых местах. На лавочке висит табличка, повешенная на измочаленную, бельевую верёвку, на табличке надпись: ОСТОРОЖНО, ОКРАШЕНО. Аллея густо завалена опавшими жёлтыми листьями, в перемешку с тополиным пухом, виднеются островки незаваленного листьями и пухом асфальта, ветер изредка проносит их в воздухе. Мужчина, который собственно говоря является Автором, ходит по щиколотку в них, загребая эту смесь ногами. Он одет в длинный, почти до колен, огромный, вязаный, мешковатый свитер с высоким воротом, достающим Автору до подбородка, рукава свитера настолько длинны, что из них видны только пальцы рук. Из-под свитера широкие брюки и домашние тапочки-шлёпанцы. Вся одежда чёрная. На голове у Автора копна русых волос и полное отсутствие какой бы то ни было причёски, волосы не очень длинные, достающие до глаз. На сцене появляется Дворник, в синем, коротком, рабочем халате, поверх которого надет жёлтый сигнальный жилет дорожного рабочего, на голове шапка-ушанка с кокардой и свисающими «ушами», на одном «ухе» нет шнурка, армейские галифе с широкими лампасами, уходят в огромные кирзовые сапоги, явно не по размеру, при каждом шаге они жутко громыхают, скребут подковами по асфальту и норовят свалиться со своего хозяина. На первый взгляд Дворнику 65 лет, но это только на первый взгляд, на самом деле ему 66 лет. Лицо его, изрезанное морщинами, выражает крайнюю озабоченность.
ДВОРНИК (повторяет, равномерно, в такт движениям своей метлы): Раз, раз, раз, два, три, левой, левой, раз, два, три.
Метлой он расшвыривает в разные стороны, перед собой листья и тополиный пух, ни чуть не расчищая при этом асфальта. Автор в глубокой задумчивости, Дворник в крайней озабоченности, ничего вокруг не замечая сталкиваются и несколько секунд смотрят друг на друга как бы силясь что-то вспомнить.
ДВОРНИК (радостно): Ба-а-атюшки! Вот уж не чаял вас тута встретить! Доброго вам здоровьичка! (Улыбаясь беззубой улыбкой, переворачивает метлу, метёлкой вверх.)
АВТОР (удивлённо, непонимающе): Вы? Здесь? Откуда? (Заглядывает в тетрадь, перелистывает несколько страниц.) Ну да, вы сейчас должны по сюжету командовать войсками на Северо-Западном фронте (указывает куда-то в сторону рукой с недоеденным бутербродом).
За сценой раздаются звуки сражения: взрывы, выстрелы, многоголосое ура. Дворник в это время с кислой миной смотрит на бутерброд в руке Автора, потом в ту сторону, куда он указывает, потом на Автора.
АВТОР (требовательно): Что вы здесь делаете?
ДВОРНИК (просяще): Милок, ну какой же из меня командующий, в моём-то возрасте. Да и откровенно говоря, накомандовался я на своём веку: во (чиркает ребром ладони по горлу) досыта. Я уж лучше здесь (стукает метлой об асфальт как магическим посохом). Разреши, а милок, нешто я не заслужил (умоляюще смотрит на Автора).
Автор всё это время задумчиво смотрит на Дворника, покусывая угол тетради.
АВТОР (задумчиво): Да действительно, возраст штука серьёзная, против возраста не попрёшь.
ДВОРНИК (радостно, видя что Автор почти согласен): Вот и я говорю, сколько ж можно-то: парады, манёвры, атаки, равняйсь, смирно, вольно, разойдись (подкрепляет свои слова богатой жестикуляцией).
АВТОР (улыбаясь): Ну хорошо, хорошо, убедили. Оставайтесь здесь, устраивайтесь как вам удобно. (Дворник вытягивается в струнку по стойке смирно, метлу берёт правой рукой, как по каманде «на плечо», а левую «под козырёк».)
ДВОРНИК (оглушительно орёт выпучив глаза): Есть!!! Разрешите идти!?
АВТОР (отшатывается и смеясь машет рукой с тетрадью): Идите, идите.
ДВОРНИК: Слушаюсь! (Командует сам себе.) Кру-гом! (Поворачивается через правое плечо запутываясь в ногах.) Шагом марш! (Перехватывает метлу в рабочее положение и разбрасывая листву и тополиный пух в разные стороны, уходит, размеренно повторяя.) Раз, раз, раз, два, три, левой, левой, раз, два, три. (Автор улыбаясь, провожает его взглядом. За сценой слышны хлопки салюта, крики ура, виден сам салют, взлетают вверх шапки.)
АВТОР: Надо сделать соответствующие пометки.
Подносит правую руку к тетради и вместо карандаша обнаруживает в ней недоеденный бутерброд, смотрит на него несколько секунд, сображая и разглядывая с разных сторон. Потом откусывает большой кусок, кладёт остатки на стол, ищет карандаш среди бумаг, находит и пишет в тетради, оперевшись на стол и поставив ногу на стул.
Конец первой сцены. Сцена вторая.
На сцену вбегает Девушка в праздничной белой школьной форме и чёрном гепюровом школьном же фартуке, юбка короткая, гольфы белые, почти до колен, чёрные туфельки, в косах два огромных красных банта. По внешности Девушка уже давно вышла из школьного возраста, в руках она держит газетный свёрток, бережно прижимая его к груди. Девушка останавливается недалеко от Автора и завороженно-восхищённо смотрит на него приоткрыв рот. Автор ничего не замечая продолжает писать, не глядя шарит рукой по столу, натыкается на стакан с недопитым чаем накрытый не доеденным бутербродом, откусывает кусок от бутерброда, делает глоток чая - морщится - чай уже давно остыл. Продолжая писать поднимает голову, опускает, опять поднимает но уже резче, и не узнавая смотрит на Девушку. Поднимаясь от стола, начинает листать тетрадь, поглядывая на не званную гостью, та неподвижно стоит в той же позе. Автор закрывает тетрадь и вопросительно смотрит на замершую Девушку.
АВТОР: Девушка, вы кто будете? Вас нет в моём сценарии.
ДЕВУШКА (робко, заикаясь): А... я... вот... вам... завтрак... принесла... (И вдруг начинает тараторить.) А я вас знаю, я читала вашу книгу. (Подбегает к столу, начинает разворачивать свёрток, расставляет из него на стол всякое съедобное, зажигает примус. Автор пятится с ошарашенным видом, прожовывая и глотая остатки бутерброда.)
ДЕВУШКА (продолжает): Мне так понравилось! Так здорово! Так интересно! Такая любовь! Такая романтика! Столько страсти!
В это время за сценой звучит свадебный марш Мендельсона. Девушка внезапно замолкает, некоторое время, закусив губу, умоляюще смотрит на Автора.
ДЕВУШКА (снова робко и заикаясь): А... можно... я... поучаствую... в вашей... книге... а? Ну... хотя бы... какую-нибудь... самую... незаметную... роль... Можно... а?
АВТОР (ошарашенно улыбаясь): Ну знаете ли! (Девушка начинаетъ кукситься). А почему обязательно в этой книге? Я вас могу поместить в следующей. Уверяю, она будет не менее интересна чем эта (встряхивает тетрадью).
ДЕВУШКА (готова вот-вот заплакать): Так ведь я её не читала, и не знаю о чём она, а вдруг мне не понравится (начинает всхлипывать).
АВТОР (строго): Ну-ка перестаньте сейчас же. Ох уж мне эти женщины, чуть что - сразу в слёзы. (Подходит к Девушке, та стоит с опущеной головой, Автор берёт её за плечи, пытается заглянуть в лицо, поднимает ей голову руками. Девушка продолжает всхлипывать, глаза закрыты, уже появились слёзы.)
АВТОР: Хорошо, хорошо, выделю я для вас место в этой книге, только ради Бога перестаньте плакать. (Девушка открывает глаза, медленно, открытым ртом втягивает воздух.)
ДЕВУШКА (шопотом): Правда?
АВТОР (усмехаясь): Правда, правда. (Девушка радостно взвизгивает, подпрыгивает, хлопает в ладоши и кидается на шею Автору, начинает его целовать, перемазывая ему лицо слезами и губной помадой.) Автор ошарашенно бездействует. За сценой раздаётся шум свадьбы: гул голосов, хлопки открываемых бутылок, шипение шампанского, крики «горько». Девушка отпускает Автора и возбуждённо подпрыгивая в двух шагах от него, хлопая изредка в ладоши, начинает опять тараторить.
ДЕВУШКА: Вот здорово! Вот спасибо! Подруги умрут от зависти! А можно я к вам иногда приходить буду? Вам тут наверное скучно одному.
АВТОР (кивает головой): Можно. (Он всё ещё ошарашен, лицо перемазано в губной помаде.) Девушка опять бросается ему на шею, целует и убегает, на бегу оборачивается машет рукой.
ДЕВУШКА (кричит уже с края сцены): До свидания! (Исчезает за кулисами.)
АВТОР: До свидания. Соскучишься тут с вами как же.
Идёт к столу растирая лицо ладонями, размазывает по щекам губную помаду. Выключает примус, чайник уже кипит. Замечает что ладони перемазаны в губной помаде, берёт со стола полотенце, вытирает лицо и руки. Начинает опять писать в тетради, в такой же позе.
Конец второй сцены. Сцена третья.
На сцену выходит Молодой Человек глядя себе под ноги, руки в карманах длинного светло-серого плаща, на ногах лакированные ботинки такого же цвета, и брюки, идеально отглаженные, с острыми стрелками, аккуратная, модная причёска венчает правильное, красивое лицо дипломата. Молодой Человек замечает Автора погружонного в работу, резко но тихо останавливается закусив губу, и пытается незаметно ретироваться со сцены, но не успевает, Автор отрывается от работы и замечает его.
АВТОР (громко и угрожающе): Так, так, та-а-ак!
Молодой Человек замирает, медленно поворачивается лицом к Автору, губа закушена, но страха на лице нет, есть ожидание - что же будет?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК (медленно): Да я вот...
АВТОР (перебивает язвительно-утверждающе): За сигаретами, да?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: Ну да. (Достаёт из кармана пачку дорогущих сигарет, секунду вертит в руке, и запихивает обратно в карман.) Кончились, а курить-то хочется (без страха но напряжонно смотрит на Автора).
АВТОР (язвительно): А тебе известно, курилка, где ты сейчас должен быть?!
Многозначительно тычет пальцем в тетрадь.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: Знаю, знаю (подкрепляет свои слова жестом - правая рука, ладонью вперёд). У меня ещё времени... (Задирает рукав плаща на левой руке, взглядывает на часы и замирает, поднимает глаза, исподлобья смотрит на Автора, с испуганно приоткрытым ртом.)
АВТОР (растягивая буквы): Бе-его-ом.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК (быстро, с готовностью): Всё, меня уже нет.
Быстрым шагом уходит со сцены, Автор провожает его взглядом, некоторое время смотрит в ту сторону куда он ушёл. Медленно набирает полные лёгкие воздуха и раздувая щёки, шумно его выпускает. Скрещивает руки на груди, медленно качая головой.
АВТОР: Ох уж мне эти актёры. (Проходит несколько раз мимо стола туда-обратно, и вдруг делает несколько плясовых па. Останавливается и задумчиво смотрит в зал.)
Конец третьей сцены. Сцена четвёртая.
За сценой раздаётся приближающийся, нестройный топот и чёткая барабанная дробь. Автор поворачивается в ту сторону откуда доносятся звуки и подходит к столу.
АВТОР (удивлённо): А это ещё что такое?
На сцене появляется разномастный, неровный строй дворников, одетых кто во что, во главе с Дворником. Автор ошарашенно наблюдает за их шествием.
ДВОРНИК (командует): Смирно!
Топот становится громче но не становится чётче, дворники перехватывают мётлы из положения «на плечо» в положение «на грудь», барабанная дробь нарастает.
ДВОРНИК (командует): Равнение на лево!
Дворники поворачивают головы в сторону Автора. Дворник во главе строя, без метлы и с левой рукой «у козырька», рука мешает смотреть и Дворник всё время из-за неё выглядывает. На лице написан вопрос: ну как? Автор садится на стол, ноги ставит на стул.
АВТОР (со стоном): О Господи!
За сценой оркестр грянул «Прощание славянки». Автор ставит руки локтями на колени, утыкается лицом в ладони и сквозь пальцы наблюдает за парадом. Следом за дворниками появляется толпа ряженых, в разных масках и карнавальных костюмах, с криками и хохотом они разбрасывают серпантин, конфетти и воздушные шары, слышны взрывы хлопушек. Дворники проходят маршем мимо Автора не попадая в такт с барабанной дробью и музыкой, уходят со сцены. Издалека слышен крик «вольно», топот, барабанная дробь и «Славянка» постепенно затихают, тонут в карнавальной, праздничной музыке, плавно нарастающей. Звучат несколько мелодий одновременно, они переливаются, перетекают друг в друга, звучат то громче то тише. На сцене хаос: ряженые прыгают, скачут, бегают, кувыркаются во всех направлениях. В толпе видны Девушка и Молодой Человек в масках. Ряженые быстро убегают со сцены, музыка затихает, наступает тишина. Автор сидит в той же позе, обмотан серпантином и обсыпан конфетти. По сцене разбросаны воздушные шары.
Конец четвёртой сцены. Сцена пятая.
Начинает падать снег. Автор сидит неподвижно, потом расправляет спину со вздохом, подставляет раскрытую ладонь падающим снежинкам.
АВТОР (тихо и спокойно): Снег. (Меняется в лице и повторяет громко, удивлённо) Снег!? (Соскакивает со стола и задрав лицо вверх кричит). Эй! Вы там что перепились все до белой горячки!?
Сверху, в клубах пыли, падает Рабочий Сцены, попадает на кучу воздушных шаров которые под ним с грохотом лопаются. Рабочий Сцены неловко встаёт, заметно что он изрядно пьян, выражение лица глупо-непонимающее: что случилось? Озираясь по сторонам, замечает Автора, смотрящего на него со сжатыми губами, втягивая и выдыхая носом воздух. Рабочий Сцены сразу всё понимает, на лице озарение.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ (вытягивает руки в «верхонках» ладонями вперёд): Сей момент. Сейчас всё исправим. (Задирает голову вверх, кричит, махая рукой.) Убрать снег! (Шатаясь убегает со сцены).
Снег постепенно редеет и совсем прекращается. Автор стоит глядя себе под ноги, засовывает руки в карманы брюк и начинает раскачиваться с пятки на носок, потом медленно подходит к краю сцены и пристально-задумчиво оглядывает зрителей, как бы размышляя: что же мне с вами делать?
АВТОР (в зал): Ну что ж, на сегодня достаточно, всем спасибо, все свободны. (Поднимает голову вверх, кричит.) Занавес! (Падает занавес, скрывая за собой Автора.)
Конец пятой сцены, конец первого действия.