9. К максуду

Константин Смольников
К Максуду:

Перед Волгоградом переехали по плотине ГЭС на другой берег Волги, вырвавшись на простор левого берега Ахтубы. Дорога шла вдоль реки, иногда приближаясь, иногда удаляясь от нее. Трасса была не загруженной. Удивляло отсутствие засад сотрудников автоинспекции на дороге. До Волгограда их было много.
Константин несся по дороге с большой скоростью, и я не успевал разглядеть достопримечательности и полюбоваться далями дельты Волги и Ахтубы, когда мы проезжали высокие обрывы над рекой.
День близился к вечеру. Константин, не снижая скорости, позвонил по мобильному телефону:
- Максуд! Здорово, кунак! Режь барана! К десяти вечера буду у тебя с другом! Да, да! Барашка готовь! Посидим, покушаем, пообщаемся! Пять дней у тебя погостим! Попроси жену и дочерей песок вымести из моего домика! Обнимаю, до встречи! – Константин повернулся ко мне. - Потерпи, Мишка, скоро поужинаем! А поужинаем так, что пальчики до локтей оближешь! Кунак приготовит курдючного барана в собственном соку. Это – еда настоящих мужчин! Кушать придется много, поэтому лучше приехать к Максуду зверски голодными и все съесть. Иначе - обидится кунак.
Константин радостно рассмеялся. Я, опять почувствовав спазмы голода в желудке, достал из-под сиденья металлический трехлитровый термос с зеленым чаем. Предложил Константину. Константин, не снижая скорости, выпил кружку остывшего чая.
- Чай – хорошо! Можно много выпить. Вода дырочку всегда найдет!
Я тоскливо обругал себя, что поленился захватить в дорогу парочку сникерсов. Перед отъездом, в четыре утра, мы с Константином скушали по паре бутербродов с плавленым сыром. В дороге сгрызли два пакетика черных сухарей, купленных Костей на заправочной станции. Остальное время пили зеленый чай из термоса.
- Максуд – отличный друг! Он тебе понравится! Как он нас встретит! Ты когда-нибудь съедал за раз целого барана? Сегодня попробуешь!
- Целого? – целый баран не умещался в моем воображении. - Я б сейчас согласился и на ребрышко.
- Немножко терпения и ты вгрызешься в ногу барана! Учись терпению, Михаил!
Есть захотелось еще сильнее. Пальцы рук непроизвольно искали баранью ножку. Она мне представлялась маленькой и почему-то куриной.
- Костя, а ты как с ним подружился?
- С Максудом? Да просто – убить он меня хотел.
- Убить?
- Ага! Я, четыре года назад, увлекся поисками метеоритов. Мне и посоветовали отправиться в пески. Там их легче искать – приборов не надо. Ходишь по барханам и глазами выискиваешь. Они на раздувах издалека видны. А маленькие метеориты, как грибочки, на столбиках песчаных стоят. Своим весом песок придавят, ветер их обдует, вот они и стоят. Несколько штук таких грибочков нашел в свое время.
Константин умолк, обгоняя «Волгу» с номером, на котором из букв слагалось слово «хан». Водитель попытался посоревноваться с нашим джипом, но отстал безнадежно.
- Вот и попал я в местность, где Максуд пас своих баранов. Помимо баранов у него еще табун лошадей и верблюдов несколько десятков, - Константин закурил.
- А за что он собирался тебя убить?
- Получилось, что я бродил по пескам в окрестностях его кошары. А у него две дочери-красавицы и третья, младшая – больная церебральным параличом. Вот он и думал, что одну из красавиц хочу выкрасть. Что удивительно – бродил несколько дней и не знал, что кошара рядом. Она у Максуда хитро расположена – со всех сторон барханы здоровые, а она у озерца соленого, в котловине. Ниоткуда не видно.
- К поселению дорога должна вести.
- Там их столько! Дорог-то! – Константин рассмеялся, - Заблудиться в песках элементарно! Сам увидишь – во все стороны дороги да тропки…. Тысячи!…
Костя помолчал, вспоминая и улыбаясь.
- Так вот, один раз приехал к кошу Максуда уже после обеда, задержали дела в Астрахани. Как всегда бросил джип на верхушке бархана, чтоб виден был издалека. Зафиксировал свое местоположение на «джипиэске» для порядка, да и пошел в сторону, где не искал метеориты. И что ты думаешь?! Километра через три взбираюсь на очередной бархан, выискиваю в бинокль места, где ветер почистил площадки меж барханов и вижу в подножье одного черную маленькую точку. Маршрут по прибору зафиксировал и попрыгал по пескам как тушканчик. Добежал, смотрю – метеорит! Лежит голубчик! Славный, плоский, черную ладонь напоминает. Поднял его, погладил – железный атаксит! Повезло, так повезло!
- Атаксит?  Красиво звучит.
- Это я потом узнал, после экспертизы в лаборатории метеоритики института Геохимии. А тогда понял – метеорит и все тут!
Константин сделал крутой вираж, и мы съехали с трассы на степную песчаную дорогу.  Машина пошла плавно и медленней.
- Ну, думаю, везет – значит везет! Надо все барханы вокруг прочесать с металлодетектором. Вдруг еще найду. Отправился по своим следам к машине….
Я не уследил, когда появились первые барханы. Мы просто очутились среди них. Начались пески. Колея иногда шла по ровным площадкам, иногда вгрызалась в песок, и мы ехали, как по рву. Константин продолжал свой рассказ:
- Возвращаюсь и вижу вдалеке, на гребне бархана, маячит белый верблюд с наездником. Не первый раз его замечал в дни, когда приезжал. Но он не приближался. Взял я бинокль, чтоб разглядеть наездника – он скрылся. Ну, что? Скрылся и скрылся! Его дела! А я – к машине. Дошел, снял с машины ткань-серебрянку, которой накрывал ее от солнца и поехал к месту находки. Подъезжаю, вползаю на самый высокий бархан, чтоб поставить джип в поле видимости – что такое?! Внизу открывается ложбина с маленьким озерцом. Даже не озерцом, а лужей! Только большой. Берега все в розовой корке из соли. В стороне стоит кошара: два домика, загоны для скота, колодец и поилка, сделанная из корпуса контейнера для перевозки боевых ракет. Поилке я не удивился – военный ракетный полигон недалеко от тех мест. Вот местные жители оттуда на свои нужды много металлолома  таскают и приспосабливают для себя….
Барханы возникали по сторонам дороги островами песка среди ровной, потрескавшейся земли и становились крупнее.
- Смотрю, –  продолжил Константин. - Летняя печка дымится во дворе. Женщина на ней что-то готовит. Две девчушки ей помогают, а третья на лавочке сидит у стены дома. Думаю, подъеду, попрошу обедом угостить. Захотелось горячего, аж желудок свело! Ну, я и поехал к кошаре напрямки.
Константин на ходу включил полный привод, и мы выползли из глубокой колеи, чтобы тут же сползти в следующую песчаную канаву, называемую дорогой.
- Скатываюсь с бархана на дорогу, что ведет к кошаре и рулю к ним незваным гостем. Женщина, как увидела машину, крикнула что-то девчушкам и скрылась с ними в доме. Правда, одна как сидела на лавочке, так и осталась там.
Машина выехала в песчаную лощину между барханами и дорога выпрямилась и стала приятней, чем асфальтовая – машина шла нежно покачиваясь и совершенно бесшумно.
- Я подъехал, остановился, вышел из машины. Позвал хозяйку, а она молчит – как будто и нет ее. Что делать? Стало неуютно. Подошел к девчушке на лавочке, спрашиваю, кто дома, да как ее зовут. Она молчит и только глаза испуганно таращит. Сидит не шевелясь, смотрит на меня и вдруг слезы как брызнут из ее глаз! Я аж сам перепугался! Ну, думаю, не хотел, а напугал ребенка! Я назад, к машине, там у меня, слава Богу, запас конфет и печений был. Выгребаю все из сумки и несу ей – она не берет! Сидит, слезы по лицу текут – она их не вытирает. Вот так вот смотрит на меня открытыми глазами и тихо льет слезы! Знаешь, как мне тяжело стало?!
Он покрутил головой и ударил рукой по баранке автомобиля.
- Я сложил все на лавочку. С другого от нее края, недалеко. Сидит и не шевелится! Эх, думаю, была бы игрушка, какая! Кукла! Оно бы и лучше было! Повеселее! Ну, за неимением игрушки, я ей бинокль свой протянул. Она так недоверчиво посмортрела-посмотрела на меня, да и схватила его. Улыбнулась.
Константин заулыбался, вспоминая эту сцену.
- Показал я ей, как с биноклем обращаться. Она быстро разобралась. А мне что делать? Из дому так никто и не вышел! Повздыхал, а делать нечего – сел в машину, да и уехал…. И солнце уже к барханам прислонилось. Как сейчас!
Солнце уже не прислонилось, а скрылось за барханами, редко выглядывая краешком в просветах между песчаными холмами. В ложбинах копился сумрак и на небе процарапались первые звезды.
- Вот такое дело! – Константин притормозил и свернул в новую песчаную колею. – На следующий день я вернулся, чтобы обследовать место находки. Приехал утром, достал прибор, хожу – ищу. Сколько времени прошло – не знаю. Вдруг вижу, на бархане огромный белый верблюд с наездником. Наездник вооружен. Я напрягся. Но виду не подал. Машу прибором дальше. Этот басмач с бархана спустился и остановил свое огромное животное у меня за спиной. Я задумался – целится он мне в спину, или нет? Поворачиваюсь – ружье за плечами. Уже хорошо! Здороваюсь. Он тоже здоровкается. Начали разговор: как мама, как папа, не болеют ли дедушки, как учатся дети, здорова ли жена? Поговорили о собственном здоровье, о погоде прошедшей и будущей. О политике, Америке, ценах на одежду и еду. Потом наездник небрежно спросил, а что же я в песках ищу? Рассказал ему о метеоритах, пригласил к машине, показать ему вчерашнюю находку. Он отказался смотреть метеорит на этом месте, а предложил подъехать к нему домой, так как надо покушать барашка, которого он зарезал для меня, и из которого жена уже должна приготовить каурдак для дорогого гостя. Я согласился прервать поиск и отправиться к нему на обед.
- Каурдак? Это что?
- Блюдо из целого барана. В большом казане.
- Понятно. А ты говорил, что он хотел тебя убить? – я завертелся на сиденье, меняя положение. – Он тебя в ловушку так заманивал?
- Нет! В какую ловушку? Он меня, когда я первый раз к его кошаре подъехал, на мушке держал. Он в оптический прицел увидел, как я его больной дочке бинокль подарил – стрелять передумал.
- Больной дочке?
- Да. Она на лавочке почему осталась? Потому что ходить не может. Я быстро подъехал, ее унести не успели. Мать за здоровых дочек больше испугалась, думала я украсть их хочу…. Да, такие вот дела! Гоняет Максуд женихов от своей кошары, как волков пустынных. Не дает украсть. Им ведь надо еще подрасти….

Джип поднялся на гряду высоких барханов. Константин остановил машину и моргнул фарами. Из сгущающей темноты, на склон противоположного бархана вышагал огромный белый верблюд. Наездник поднял руку с карабином – в сторону звезд сверкнула вспышка, и раздался щелчок выстрела.
- Ждет Максуд, -  Константин улыбнулся и направил машину в тьму между барханами. – Вот только патрон, зачем сжег? Не умеет экономить боеприпасы потомок ханов ногайских!
Поднявшись на склон другого бархана, джип поехал медленнее. Вскоре нас догнал огромный белый верблюд с сидящем на нем наездником богатырского вида. Максуд внимательно посмотрел на меня, улыбнулся Константину и заставил верблюда бежать еще быстрее. К кошаре спустились по очереди: сначала наездник, потом машина.
Когда джип остановился у низкого дома, вросшего боком в бархан, Максуд встречал гостей уже стоя на земле.
Константин выпрыгнул из машины и кунаки обнялись.