Шаолинь

Анатолий Ревуцкий
Избавиться от пут незнания

Во время этого ритуала открываются энергетические центры, и человеку как бы авансом показывают, как он должен себя чувствовать. Показали, а теперь стремись к этому! Потому что потом все это закрывается. Общая теория чань дзэнбуддизма гласит, что Будда ничем не отличался от обычного человека - это принципиально важно! Он обладал теми же самыми руками, ногами, той же физиологией. Но Будда был более сконцентрирован на своем просветлении и достиг его. Поэтому единственное, чем мы отличаемся от него - наше сознание не очищено до начальной точки. Надо слой за слоем счищать с себя эти загрязнения, избавляться от пут незнания.
Как этого достичь? Первый метод по-китайски называется покаянием - но монахи вкладывают в него другой смысл. Есть понятие мистического зла, которое мы привносим в этот мир. И мы можем умереть, а мистическое зло после нас остается, захватывая, как круги по воде, все большее и большее количество людей.Если я осознаю это зло и раскаюсь в нем, то мистическим образом прекращаю его распространение. Но раскаяние будет искренним только в том случае, если я действительно никогда не буду зло повторять.

Долгая жизнь нам ни к чему!

Во-вторых, это медитация, перед которой надо правильно питаться, делать дыхательные упражнения, чтобы физиология не отвлекала от концентрации мыслей.
Мои первые сеансы медитации были недолгими - всего час. Но как же я успевал намучиться: и нога, кажется, неудобно лежит, и пол холодный... Когда я научился в течение часа концентрироваться на пять-десять минут - это было великое достижение! А сейчас у меня бывают трехчасовые, шестичасовые медитации, бывают медитативные дни и недели.
У меня есть четкое расписание. Там учтены и медитации, и питание, которое всегда регулируется погодой и сезоном, в соответствии с принципами инь-ян. Например, летом мороженое есть нельзя, а зимой - пожалуйста! Летом мы пьем зеленый чай, а зимой - только черный... Спиртное вообще никогда в жизни не пил - ни капли... Мне какой-то китаец сказал: значит, тебя небо готовило к судьбе Будды.
Среди монахов не так много долгожителей. Странно, скажете вы. Но зачем жить долго? В Китае никогда не стремились к физическому долголетию. Ведь наша душа остается в мире и после смерти...