Ч. 4. Дополнение

Нина Матвеева-Пучкова
«Весь день льёт слёзы сердце…»

               
Завершая размышления о картинах Дега, Мане, Ван Гога и Тулуз-Лотрека на  тему «Кафе» - КАФЕ, КАБАЧОК, ЛЮБИТЕЛИ АБСЕНТА, - обратимся к  римейкам Пабло Пикассо на эти, знакомые нам, произведения.
Известно, что Пикассо неоднократно пытался переосмыслить  живописные шедевры предшествующего -  отдалённого или не очень - времени.
-----------------

Наиболее известен его римейк картины Веласкеса «Менины. (Фрейлины)», переведённой, так сказать, на язык пластических символов. Однако будем иметь в виду, что это уже поздний Пикассо, Пикассо 1957 года, но всё же...
 
Это – к слову…
       ---------------------
      
                Ты водку пьешь и жгуч как годы алкоголь
                Жизнь залпом пьешь как спирт
                и жжет тебя огонь
                Г.Аполлинер

 Однако сейчас мы в Париже 1900 года, куда Пикассо приехал уже не в первый раз, и где уже год живёт Гийом Аполлинер.
         Через четыре года они познакомятся в маленьком баре у вокзала Сен-Лазар  здесь, в Париже. Представьте только:
-  Меня зовут Гийом Аполлинер.
-  А моё имя – Пабло Пикассо…
                ***
 1899 и 1900. Что и кто  в Париже? А за его пределами?
  Чем знаменателен этот год?
  Ну что ж, давайте посмотрим кое-что из контекста.

Полагаю, следует отметить, что в 1899 году  родились Владимир Набоков и Эрнест Хемингуэй, Альфред Хичкок и Хорхе Луис Борхес.
И, как это ни печально, в этом же году не стало Альфреда Сислея и Иоганна Штрауса.
Потери велики…, но и велики будущие приобретения мировой культуры, не так ли?

Что ещё?

В России широко отмечают столетие со дня рождения А.С.Пушкина.
В созданном год назад МХТ'е, дано  первое представление пьесы «Смерть Ионна Грозного», Станиславский - в главной роли!

                Между прочим, американский мафиози,
                Альфонс Фьорелло Капоне, тоже родился
                в 1899. Вот уж и  не знаю, стоило ли
                радоваться этому событию…

А в Англии 31 декабря, представьте себе, -  в самый канун нового 1900 года! - вдруг упал один из камней Стоунхенджа…

…и наступил 1900 с премьерами опер Пуччини «Тоска» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, спектакля «Когда мы мёртвые пробуждаемся» по пьесе Ибсена.
Чуть не забыла: наступивший 1900 подарил миру будущего французского художника-сюрреалиста Ива Танги и будущего советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского!
В этом же году родились Антуан де Сент-Экзюпери и Луи Амстронг.
Какие имена!

И ещё раз с печалью  не могу не отметить, что в 1900 скончались Исаак Левитан и Фридрих Ницше.
Таково начало  нового тысячелетия.

Так что же в Париже?
 
Вы помните, что в 1976 Дега написал картину «Абсент»?
Кажется совсем недавно: прошло только 24 года.
А картина Эдуарда Мане «Бар в Фоли Бержер»? - 1881 - год рождения Пикассо. Минуло девятнадцать лет и юный художник уже приезжает покорять Париж!

Мы уже говорили о том, что к началу двадцатого столетия незыблемые ранее основы европейской живописи довольно сильно пошатнулись: вот-вот и появятся первые признаки нарождающегося кубизма (а, может быть, уже и появились?).
Стоит принять к сведению, что в эти же годы в Европе был необычайный интерес не только к японскому искусству, но и… к традиционной африканской скульптуре, служившей примером свободного обращения с формой.
Менялось мировоззрение и человеческое сознание. И как следствие - происходило изменение художественных форм. Или наоборот?...
Примером является Пикассо. Двадцатилетний юноша, пережив потрясение при знакомстве с творчеством импрессионистов и - уж тем более - постимпрессионистов, активно перенимает у них цветовую насыщенность картин, свободу композиции, а также эмоциональную напряжённость, свойственную произведениям постимпрессионистов.

Мы ещё не раз  будем говорить и о Пикассо, и о Ваг-Гоге, вернёмся не раз к картинам Гогена и Тулуз-Лотрека, посмотрим Сезана Помните наш уговор: перемещаться не только в пространстве – из страны в страну, но и во времени?
Впереди разговор о творчестве многих художников, громко заявивших о себе в это благословенное для культуры время, когда ещё мир не содрогнулся от ужасов мировой войны…

Сейчас важно отметить, что в 1901 году Пабло Пикассо пишет  несколько картин с названием «Любительница абсента». Художник только-только пытается оторваться, уйти от свойственной ему реалистической манеры. Во время обучения в Мадриде Пикассо впервые приехал в Париж, где  он посетил все без исключения музеи, изучая живопись художников старшего поколения, в том числе Тулуз-Лотрека и Гогена, а также и  Ван-Гога, после смерти которого прошло уже  десять лет.
В связи с этим, несколько слов о кафе ( или кабаре) «Ша Нуар», то есть «Чёрный кот», которое с 1881 по 1898 год было чрезвычайно популярным местом на Монмартре.

 
"Монмартр - свободный город! Монмартр - священный холм! Монмартр - соль земли, пуп и мозг мира, гранитная грудь, которая утоляет всех жаждущих идеала!" – восклицал Родольф Сали, владелец кабаре, которое Поль Бужре – романист и критик - назвал «фантастическим сборищем поэтов и художников, журналистов и студентов, служащих и просто гуляк, не говоря уже о натурщицах, дамах полусвета и благородных дам, искавших острых ощущений».
 
Насколько было популярно это место, говорит тот  факт, что позже во многих городах были открыты подобные кафе, в том числе и в Санкт-Петербурге! - знаменитая «Бродячая собака».
Позже  кабаре "Черный кот" переехало по новому адресу - 12, rue de Laval, ныне - rue Victor Masse
 Именно здесь Пабло Пикассо познакомился с художниками, скульпторами, поэтами, искусствоведами, встречавшимися в этом кафе.

К чему клоню? Мне хочется дать понять, что Пикассо, который позже изменит своим искусством, силой своего творческого таланта и воображения художественный мир и сознание не только художников, но и зрителей, впитывал всё новое, что было в искусстве конца девятнадцатого века. И это было возможно также благодаря личному знакомству, позволявшему общаться, посещать мастерские.

Взгляните на  три работы Пикассо на тему абсента.

        Пикассо был леворуким. Поэтому, возможно,  фигуры на его картинах зеркальны по отношению к тем оригиналам, на которые он делал римейки.  Пусть не так откровенно, как позже в  «Менинах», но уже и в «Любительницах абсента» чувствуется попытка интерпретировать сюжет, найти новые выразительные средства, новую форму, для усиления впечатления. Можно даже предположить, что для определённого изобразительного эффекта художник мог рисовать менее развитой рукой.
      
И вспомним картины Дега, Моне, Ван  Гога, Гогена – мы о них уже говорили – и сравним. (Все иллюстрации можно посмотреть здесь:
http://zhurnal.lib.ru/m/matweewa_n_w/findesiecle6.shtml)

Меняется творческая манера. Уходят  излишние подробности. Акцент делается на передаче внутреннего состояния модели.
     Художник старается передать трудноуловимое состояние души, вызвать чувство эмпатии, чувство сопереживания.
Изображение реалистично, форма не искажена, колорит благороден и спокоен.
 
Появляются чистые цвета, вносящие чувство беспокойства. Рисунок начинает утрачивать анатомическую правильность.  В изображении аксессуаров заметна некоторая условность.

Художники осваивают новые принципы открытых плоскостей, контрастных цветов и светотени, противопоставления вертикалей и горизонталей.

 
Предельного лаконизма изображение любительниц абсента достигает в  работе Тулуз-Лотрека. Чёткая виртуозная линия, тщательно проработанные объёмы. Психологизм, достигнутый минимальными средствами.

Если вспомнить, что чрезмерное употребление алкоголя вызывало изменение цветоощущения, то совершенно не случайно в «Абсенте» Пикассо прибегает к активному использованию жёлтого и - как его противоположности – лиловому. Такова попытка передать состояние внутренней отрешённости человека, чья зависимость от алкоголя уже непреодолима.
 
В картине  «Любительница абсента» Пабло Пикассо достигает предельной завершённости композиции и цветовой выразительности.
 «…Женщины… бледные при ярком дневном свете, с натянутой и застывшей улыбкой на губах, накрашенные и напудренные дешевой пудрой, с подведенными глазами, они кого-нибудь ждут …» Из воспоминаний Иветт Гильбер.
Мы завершили разговор на тему абсента и связанного с ней сюжета «Любительница абсента».
   
        Теперь немного стихов Поля Верлена, одного их постоянных посетителей кафе «Ша Нуар».
……
 

 В трактирах пьяный гул, на тротуарах грязь,
 В промозглом воздухе платанов голых вязь,
 Скрипучий  омнибус, чьи грязные колеса
 Враждуют  с кузовом, сидящим как-то косо
 И в  ночь вперяющим  два тусклых фонаря,
 Рабочие, гурьбой бредущие, куря
 У полицейского под носом  носогрейки,
 Дырявых  крыш  капель, осклизлые скамейки,
 Канавы, полные  навозом через край,
 Вот какова она, моя дорога в рай!
 Пер. Б.Лившица

    
ПАРИЖСКИЕ КРОКИ

 Луна на стены налагала пятна
 Углом тупым.
 Как цифра  пять, согнутая обратно,
 Вставал над острой крышей черный дым.

 Томился ветер, словно стон фагота.
 Был  небосвод
 Бесцветно-сер. На крыше звал кого-то,
 Мяуча  жалобно, иззябший кот.

 А я, - я шел, мечтая о Платоне,
 В вечерний час,
 О Саламине и о Марафоне...
 И синим трепетом мигал мне газ.
 Пер. В.Брюсова


 Весь день льет слезы сердце,
 Как дождь  на город льет.
 Куда от горя деться,
 Что мне  проникло в сердце?

 О, нежный шум  дождя
 По камням и по крышам!
 И, в сердце боль будя,
 О, песенка дождя!

 И  слезы беспричинно
 В истомном сердце том.
 Измена? Нет помина!
 Томленье беспричинно.

 Но хуже нету мук,
 Раз нет любви и злобы,
 Не знать: откуда вдруг
 Так много в сердце мук.
Пер. Г.Шенгели


НИКОГДА ВОВЕКИ

 Зачем ты вновь меня томишь, воспоминанье?
 Осенний  день хранил печальное молчанье,
 И  ворон несся вдаль, и бледное сиянье
 Ложилось на леса в их желтом одеянье.

 Мы  с нею шли  вдвоем. Пленили нас мечты.
 И были  волоса у милой развиты, -
 И звонким голосом небесной чистоты
 Она спросила вдруг: "Когда был счастлив ты?"

 На голос сладостный и взор ее тревожный
 Я молча отвечал улыбкой осторожной,
 И руку белую смиренно  целовал.

 - О  первые цветы, как вы благоухали!
 О голос ангельский, как нежно ты  звучал,
 Когда уста ее признанье лепетали!
 Пер. Ф.Сологуба
------------------

Продолжение следует.