10 Разговор у костра

Галина Польняк
- Шер, мало кому в твои годы выпадает такое испытание, как тебе, - начал разговор Матиас. - Мне нравится, что ты остался самим собой. Ты вынес правильные уроки, ведь пережив всё это, можно было ожесточиться на весь мир, замкнуться, а ты стал мудрее, увереннее в себе, научился радоваться жизни и делиться этой радостью с другими.
Он остался самим собой? А кто ему подскажет, каким он был?

- Если кто-то предаёт самого себя, он лишается энергии любви, - дедушка протянул Шер печёное яблоко.
Где ему было взять энергию любви? За два года он вырастил в своей груди колючего ёжика ненависти, и для любви там не осталось места.
Рассуждения жреца были не слишком сложны. Шер понял, что он имел в виду. Фаори приложила немало сил, чтобы Шер стал именно таким, поверил в себя и изменился к лучшему.

- Вселенная не знает покоя, - словно очнувшись ото сна, продолжает дедушка Матиас.

Дети пододвигаются к нему поближе и приготавливаются слушать.
- Вы знаете четыре стихии. Кто-то может сказать: всё в мире из воды, или всё в мире из воздуха… Я могу сказать: всё в мире из огня.

«Как мне легко и спокойно с Фаори и дедушкой, - думает Шер. - Он рассказывает так доступно и понятно, и ты начинаешь верить, что все эти знания дремали в тебе и вот проснулись».

- Почему? Спросите вы. Потому что из всех стихий огонь - самый изменчивый, самый вечнодвижущийся. Посмотрите на огонь костра или камина - вы увидите бьющиеся и вьющиеся языки пламени. Они не замрут ни на мгновение. Вот так и всё на свете.

Шер посмотрел на костёр совсем другими глазами. Вдруг он почувствовал, что пламя вливается, в него наполняя тело силой и энергией.

- Всё течет и всё меняется: в одну реку нельзя войти дважды, - продолжал старец, - потому что та вода, в которую мы входили, уже далеко утекла. Мы сами тоже меняемся с годами. Больше того, мгновенье назад мы были не те, что мгновенье спустя.

«Шер тоже изменился, - думает Фаори. - Он так внимательно слушает дедушку, хочет узнать как можно больше».

- Вот я говорю: мне семьдесят лет. Когда я начинаю говорить, это была правда, когда кончаю - это уже ложь, потому что теперь мне уже не семьдесят лет, а семьдесят лет и одна секунда. Я не могу сказать о человеке «он жив», потому что от первого до последнего мгновения жизни он постепенно умирает. Я не могу сказать о человеке «он спит», потому что ведь сон - это постепенное приготовление к пробуждению. Короче говоря, я не могу сказать о человеке «он есть», а только «он становится» тем-то и тем-то. Нет бытия - есть только вечное становление, и всё это философия.

Только человек стремится кем-то стать, задумался Шер. Всё живое на планете рождается с определёнными инстинктами и повадками, а человек, придя в этот мир маленьким и беспомощным, стремится не только изменить себя, но и изменить мир. В сторону добра или зла изменит он его, принесёт пользу, или вред - всё зависит от его воспитания и желания что-то изменить. Только человеку под силу превратить планету в цветущий и прекрасный край или уничтожить.

Отец хочет изменить мир, хочет стать Властелином Вселенной, а чего хочет он сам? Так… сначала получить хорошее образование; в совершенстве владеть пилуэнтэром - это второе; побывать в космическом путешествии - это третье. А дальше он ещё не придумал, чем будет заниматься дальше. Может быть, он станет путешественником. Он возьмёт с собой Севрика и Фаори, и отправиться исследовать Вселенную.

- Откуда это вечное движение, спросите вы меня, - продолжал дедушка, - что гонит мир в этот головокружительный бег перемен? Борьба противоположностей. Только в борьбе мир совершенствуется. В душе нет покоя, потому что в ней борются одни желания с другими. Огонь только потому и остаётся огнём, что ему приходится отстаивать себя против своих врагов - воды, земли, воздуха. Но если Земля не взрастит дерево, Вода не даст живительной влаги, Ветер не разнесёт семян - не будет пищи и огню. Всё в мире взаимосвязано. Никому не разорвать эту живую нить.

«Не разорвать живую нить, - думает Шер, - и если я потомок вареки, значит должен с этим смириться и научиться владеть силой, данной мне от рождения. Неужели я, как отец захочу стать Властелином Вселенной или звёздным пиратом, как дядюшки». У Шер мороз пробежал по коже от воспоминаний о своих родственниках. «Ни за что и никогда не вступит он на путь Зла», - решает он.

- Вот пример: концы лука растягивают тетиву в разные стороны, как желания - душу, и только поэтому он стреляет. Вот арфа: на ней точно так же растянуты струны, и только поэтому она звучит. Мало того: тетиву нужно то натягивать, то спускать, а струн то касаться, то не касаться. Без такой переменчивости не будет ни выстрела, ни звука. И этого мало: лук несёт смерть, а арфа несёт жизнь. Жизнь и смерть неразделимы и неразличимы.

Смерти нет - есть только переход из одной формы бытия в другую, - сказала Фаори.

- Ты права, моя девочка.
Человек - это не просто обособленная единица, это часть мироздания, понял Шер.

- Творец в Космосе творит с назначением, и так же, как явлена относительность человека к низшим существам, так же существует относительность высших сфер. Творчество Космоса даёт назначение даже самому малому червю.

Один из Космических Законов гласит: «Как вверху, так и внизу», Микрокосм человека подобен Макрокосму Вселенной. Каждый камень, растение, животное и человек хранят в себе священную искру, которая начинает свой путь с простейших форм, проходя через царства минеральное, растительное, животное, человеческое и дальше, постепенно раскрывая в себе все свойства, которые были заложены в них,- вставила Фаори.

Шер слушает старца и Фаори и запоминает. Он может слушать их бесконечно. И самое удивительное другое: всё, что они рассказывают, остаётся в его памяти навсегда, даже усилий прилагать не надо. От слов старца ёжик ненависти в его груди уменьшается, становится тихим и незаметным.

- Этот закон объясняет, что мир явлений, или вся Вселенная являются мысленным созданием ВСЕГО, подверженным Законам Созданных Вещей, и что Вселенная в целом, а также её части в целом или отдельные единицы существуют в уме ВСЕГО, в котором мы живём, движемся, существуем.

- Человек разрушает или сохраняет планету в зависимости от того, о чём он думает?

- Ты прав, Шер. Своей негативной мыслью он является взрывателем и возбудителем вулканов. Именно из-за него ухудшающая тьма покидает прежние вместилища и выедает на своём пути все элементы, и коричневый газ проводит в каверны живой планеты стихии разрушения.
- Это касается мыслей, а поступки?
- Поступки тоже влияют. Судьба любой планеты в руках человека от его светлых мыслей. Воины Света принимают все меры, чтобы удержать планеты от угрожающих им разрушений, а Светлые Стражи помогают людям стать воинами Света.

Шер и Фаори думают над словами старого жреца, а пламя костра продолжает свой удивительный неповторяющийся танец. Шер вспомнил такой же тихий летний вечер, когда к костру неслышно подошли родители Фаори. Они по очереди обняли и поцеловали свою дочь. Она прильнула к ним, и Шер понял, что они одно целое, столько в этом движении было тепла, любви и понимания. Без спешки и суеты они присоединились тогда к их ужину.

В этот вечер он тоже ждал их, и они пришли. Родители девочки обняли и прижали к себе не только свою дочь, но и Шер. Он задохнулся от нахлынувшего на него счастья. Ему казалось, что вокруг всё поет и радуется вместе с ним. Шелест листвы деревьев говорил о любви. Ветерок ласково касался лица. Искры костра медленно поднимались вверх и таяли в сгущающихся сумерках, как утренние звёзды.

- Я так рад, что познакомился с Фаори, - смущённо сказал Шер и посмотрел в глубокие глаза Моранта. - У меня такое ощущение, что я знаю Фаори со времён сотворения мира. Мне с ней легко и тревожно. Она меня многому научила. Во многих вещах я ужас как невежествен.

- Сознавать собственное невежество - это начало мудрости, - ответил Моранта. - Когда ты начнёшь учиться, тебе не придется забывать все то, что, тебе казалось, ты знаешь. – Отец Фаори потрепал его по голове.

- Думаю, я всегда знал, что живу на Тарвионе не в первый раз, - тихо сказал Шер, - кажется мне, жизнь слишком значима, чтобы прожить её лишь однажды, а затем сгореть, словно ночной мотылёк в пламени костра.

- Вот что я могу сказать, - произнес старый жрец, - мы проживаем, жизнь за жизнью, и лишь мы сами в силах завершить те хорошие дела, которые некогда начали, и исправить принесённый нами вред. И совсем не важно, в каком мире мы будем жить в следующий раз. Важно, какой след мы после себя оставим. Совершенствующийся человек творит более совершенный мир, который является зеркальным отражением Творца. Лишь человек, познавший себя, созидает мир, в котором царит гармония и равновесие. Мне очень нравятся такие строки:

          Много лет размышлял я над жизнью земной.
          Непонятного нет для меня под луной.
          Мне известно, что мне ничего не известно, -
          Вот последний секрет из постигнутых мной…

- Четыре строки, а как точно сказано. Запомни, мой мальчик, эти строки.
Шер очень захотелось рассказать о встречи с фейли, но он не решился даже задать вопрос. Он и Фаори не рассказывал об этой встрече. Шер был уверен, что она тогда совсем не случайно оказалась рядом. Словно прочитав мысли Шер, мать Фаори сказала:

- Шер, однажды ты встретил одну из жриц девственного леса. Она приходится тебе родственницей, это сестра твоей матери. Вспомни, что она сказала. Фейли - жрица дала тебе понять, что всегда есть выбор, и только тебе решать, как дальше жить.

- Фаори хочет, чтобы я учился на Рионе, - сказал Шер. - Она закончила три курса университета и из-за меня не полетела учиться дальше.

- Всё впереди, и университет никуда от меня не убежит.
- Мы сегодня побывали с ней на этой удивительной планете... Я ещё не решил, куда мне следует полететь учиться: к отцу на Грон или в университет на Рион.

Моранта взял в руки арфу и заиграл. Пальцы музыканта разговаривают со струнами, зачаровав их волшебными чарами. Мир вокруг тонет в музыке. Шер слышит в музыке разлив рек, шелест листвы. Сладостное предчувствие, что переполняло его с того самого первого дня, когда он увидел Фаори у ручья, снова завладело им. Лунные прогулки верхом, неспешные разговоры у костра, часы занятий. В нём пробудились неведомые до этого ощущения. Шер многое передумал за это лето. В душе не осталось места ненависти, она наполнилась любовью.

Музыкант застыл неподвижно, волнующее безумие музыки, затрепетав, смолкло. Он поднял голову, и пальцы вновь пробежали по струнам, и музыкант запел. Голос у него оказался сильный и чистый, ещё немного, и песню подхватила Фаори. В ночное небо лилась звонкая, нежна песня, и Шер не смог удержаться и тоже запел. Он не знал слов, они пришли к нему под звуки музыки. Мать Фаори прижала к себе мальчика и запела вместе со всеми. Ещё очень долго сидели они у костра и пели.

Фаори рассказала одно древнее предание: историю музыканта, под игру которого камни на холмах водили хоровод, звёзды спускались с неба и тонули в синеве вод, а деревья роняли листья в знак скорби, когда он потерял свою возлюбленную. Потом музыкант сошел в страну мёртвых за своей любимой. Владыка подземной страны был так очарован его музыкой! В ней он услышал столько любви, тоски и печали, что он позволил музыканту увести с собой свою возлюбленную.

- Шер, у тебя чудесный голос, - Фаори перебирала струны арфы, - ты прекрасно поёшь и сможешь научиться играть на арфе. Это древний инструмент королевских менестрелей. Я обязательно тебя научу. Ты будешь играть, а я буду петь.

Звёзды стали бледнеть, когда Фаори опустила голову на колени матери и задремала. Шер, обняв свои колени, клевал носом, прислонившись к старому жрецу. Тот одной рукой прижимал мальчика к себе, а другой тихонько гладил его непослушные волосы.

Продолжене следует.
http://proza.ru/2010/08/07/446