Письмо из далёкого 43- го

Лилия Гнатюк
В память о мамочке, Надежде Власовне Химочкиной, бывшем малолетнем узнике фашистских концлагерей и гетто.
 
  Я перебираю старые  документы, которые ещё в 2000 году  мама привезла с собой,   когда приехала   ко мне жить  насовсем  из Латвии, как вынужденный переселенец. К этому времени она была уже очень больна и накануне писала в письме, что жить ей осталось недолго и хочет быть похоронена в русской земле. 
Касаясь к, пожелтевшим от времени, листочкам  я  чувствую, как дрожат мои руки. Бережно перекладываю  ветхие документы. Это какие-то справки, письма. Справка, что в 1942 году она помогала партизанам, приносила им  сведения в лес  о немцах, которые заняли их деревню, справка, что  в 1943 году немцы насильно угнали её на работы в Германию, затем в Австрию, Бельгию, Францию и, что в 1945 году она вернулась из плена с десятимесячной  дочерью Лилией на  свою родину, на Смоленщину в Россию из Франции, из города Лилль, куда занесла её судьба.   
 
Из воспоминаний мамы:

Война то войной… 
Полюбила она там одного  военнопленного и через некоторое время на свет появилась я.
По рассказам мамы, ходила она на разные тяжёлые работы, как и все пленные-чернорабочие и, как могла,  скрывала свой небольшой животик.  Родила меня рано утром 11 июля 1944 года в канаве, недалеко от бараков, где они жили.   В это время из женского монастыря мимо шла пожилая монашенка, услышав стоны роженицы,  помогла ей;  перерезала стеклом и перевязала  пуповину новорождённой, приложив девочку к маминой груди.   Затем монашенка сняла с себя чёрную рясу, оставшись в подряснике, завернула меня в неё,  уговорила маму, что бы та отдала ребёнка в монастырь, так как в лагере немцы сразу новорождённых детей «сажали на штык».  Каждый день тайком мама  бегала в монастырь, который находился недалеко, кормить меня грудью.   
Хорошо, что всё это продолжалось недолго. Уже в августе этого же года американцы освободили Францию  от фашистов. Убегая от наступавших американских войск, фашисты расстреляли всех мужчин - военнопленных, в том числе и моего отца.
До самого конца войны маму поместили со мной в женский  монастырь, где она ухаживала за больными монашенками. Перед отправкой в Россию в мае 1945 года,  настоятельница монастыря уговаривала  маму оставить дочь у них, говорила,  что из неё вырастит хороший человек и образованная монашенка, но мама не согласилась.  Мама с нетерпением «летела» на свою родину, в Россию, в свою родную  деревню, к своей маме.       
Так благодаря монашенкам я осталась жива и даже дали мне там имя – Лиля, в честь города – Лилль.
 
Далее с интересом я просматриваю документы, письма, читаю. Мой взор останавливается на одном письме, а к нему приложена песня.   
По левому краю песни - простым карандашом нарисованы цветочки и ниже головка девушки. На лице у  девушки  нарисована слезинка.   
Читаю письмо: «Апрель месяц  1943 года,  Ершичи, Смоленская обл.,  вечер, 8 часов.
Мороз пробегает  по моей  коже.
Это сколько же лет прошло? Считаю - 72. 
Боже мой – ведь это мамин почерк.
Старательно  печатными буквами выведены строчки песни с названием   «Газовый платочек». Слова с ошибками. Она  и потом, всю жизнь  писала слова так,  как их слышала.  Ведь  у неё  всего четыре класса сельской школы.      
Почерк неразборчивый,  в письме она пишет: 
«Дорогая моя сестричка, Катюша!» 
Дальше читать я не могу,  душат  слёзы, они застилают мне   глаза. 
«Вот уже сколько времени  сидим в Ершичах, а люди всё прибывают и прибывают. Не знаю, куда и когда  погонят нас дальше, говорят в какую-то Германию.  Что нас  ждёт...    
Мы  с Манькой  уговорились убежать, но тут  нас охраняют с собаками. Эти собаки   совсем не  похожи на наших деревенских собак, такие злые, ведь враз разорвут  на куски. Ты знаешь, кого я тут встретила? Не поверишь? Ваньку, сына раскулаченного  Парамона из нашей деревни, что живут на краю, под лесом. Так это он нам по секрету сказал про Германию. Гад он, проклятый,  пошёл в полицаи, а ведь мы с ним вместе, помнишь, в прошлом году  носили  в лес партизанам   продукты и хлеб.   
А вчера  я услышала, как одна какая-то  городская  девушка пела  такую жалостливую песню про газовый платочек. Я сразу записала её и хочу передать    тебе. Спасибо бумагу  дал Ванька.   Там я   нарисовала своё лицо, чтобы вы меня не забыли. Я там плачу и тоскую по вам,  свидимся ли  ещё...
Попросила Ваньку  передать тебе эту песню про платочек, уж больно она запала в  душу мою. Ванька обещал завтра утром   взять  письмо и за это я сегодня постирала его  вонючие  портки. 
Только что прошёл сильный дождик с грозой и мы с Маней сидим рядышком, обнявшись, в мокрых платьях,   дрожим от холода. Хорошо, что Ванька дал нам с Маней  побольше  баланды, это суп такой. Мамка наша свиньям лучше варила.   
Уже смеркается и где-то далеко  в лесу заливается соловей, да так хорошо, как будто и войны нет.
Катюша! Жалей мамку. Я её не слушалась. Попроси за меня у неё  прощение.
Обнимаю вас  ваша Надежда Власовна».
С трудом я дочитала письмо. В горле стоит горький комок.
И тут я,  в какой уже раз поняла, в каком большом долгу я  у своей мамы. Как бы я сейчас  попросила  у неё прощение, ведь я тоже её не слушалась, но просить уже не у кого.
Поэтому, когда я бываю в церкви, то ставлю свечку за упокой её души и, вытирая слёзы,  шепчу:

"Прости меня мама, за слёзы, сединки, 
И что я была не всегда осторожна в словах.
Ах, если б сейчас могла я 
разгладить морщинки у глаз твоих, губ,
на уставших руках.
Спасибо тебе за красивое имя,
которое мне при рожденьи дала.
Ты ангел-хранитель, моя ты Богиня!
Спасибо за то, что на свет родила!"            

Когда-то мама мне рассказывала, что Ванька на утро к ним не зашёл, не успел, а  рано утром их погнали дальше в Оршу, где погрузили их в телячьи вагоны, как скот, и повезли в неизвестном направлении.
И когда мама в 1945 году вернулась из плена из Франции со мной на руках, то привезла с собой письмо и эту песню, которую пронесла через всю войну и  сохранила до последних своих дней, теперь  храню её я.