Рассказы 2010

Андрей Товмасян
ФИЛЬДЕПЕРСОВЫЕ  ДАЛИ

На Итальянской улице
Стоит стеклянный дом
И в ужасе прохожие
Обходят дом кругом…

Всё чаще я задаюсь вопросом - существует ли в действительности Ника Стрижак, или же это одна из обиднейших ошибок двадцать первого века. Кто Ника, - сияющая реальность, или же искусно раздуваемая некоей таинственной силой иллюзорняя пыль петербургских кулуаров и иных ристалищных подмостков? Особенно удивляться этому не стоит. Подумаешь, невидаль. Все на свете существуют. Все, да не все. Одни существуют силой вещей, другие - силой обстоятельств, третьи, ещё почему-либо, и так далее до бесконечности. Попытаемся разобраться в этом затейливом изломе, в этой ослепительной гирлянде сверкающей путаницы.Трудности могущие встретиться на извилистой дорожке познания нас не смущают. Вот ряд вопросов, на которые я хочу получить внятные ответы. Кто такая Ника Стрижак?  Является ли её очаровательая фамилия подлинной или же это псевдоним? Как её звать на самом деле? Сколько ей лет?  Как правильно пишется и произносится её загадочное отчество? Насколько можно доверять слухам о том, что Ника Стрижак в прошлом - геодезист? Неплохо бы знать также - рубит ли Ника в стихах, и если да, то как рубит, хорошо, плохо или совсем никак? Бывает ведь и такое. Ничего обидного в этом нет. Ну, не дал Бог. Что же теперь из-за этого, вешаться, что ли? Представим на миг, что Ника Стрижак нас временно не интересует, хотя нужно оговориться - Ника Стрижак нас интересует всегда. Но давайте всё-таки будем рассуждать сообразуясь с порядком, иначе наш воз никогда не тронется с места. Недавно я посмотрел несколько передач пятого канала  "Встречи на Моховой" с Сергеем Маковецким, Дмитрием Быковым, Александром Розенбаумом и Виктором Сухоруковым. Особое внимание я обратил на то, какие вопросы молодёжь задаёт уважаемым гостям. Сергей Маковецкий рассказал множество весьма поучительных жизненных историй. Дмитрий Быков, в свою очередь, коснулся некоторых злободневных и кое-каких других животрепещущих вопросов, как правило,  вневременных. Встречи с Александром Розенбаумом и Виктором Сухоруковым подействовали на меня настолько завораживающе, что я отбросил все свои бытовые дела и впервые за много лет - досмотрел эти передачи до самого конца. Слушая рассказы гостей, я тем не менее, ни на минуту не спускал глаз с Ники, хотел было сказать, не сводил очей, но вспомнив вдруг, что на дворе уже давно мерцает неуклюжий и чахоточный двадцатый первый век, по какой-то, не вполне ясной для меня и по сей день причине, всё же раздумал сделать это.

Нике Стрижак я написал огромное количество прозы и стихов. Для примера приведу лишь одно стихотворение 2009 года.
                *
У Стрижак у Ники, в Питере квартира,
Прозябает Ника на задворках мира.
Ника, коли лопнет в Питере квартира, -
Дуй в Москву, здесь тоже есть задворки мира.
Здесь тебя накормят, приютят, обуют,
На ТВ работу подберут любую,
Ну, а не захочешь, - в море завербуют.
Ника, в море тоже есть задворки мира,
Но дефолтов мрачных не звучит здесь лира.
Здесь Нептун с трезубцем. Брось семью, квартиру,
Всё раздай сиротам и покинь Пальмиру.
Жить в морях ты будешь, - пуп земли наш в платье,
Ахчи столько срубишь, - до могилы хватит.
Только в море, Ника, счастлива ты будешь,
Денег столько плотют, - родну мать забудешь!
Будешь рыб дивить ты в своих пёстрых платьях,
Земли пупом станешь для морских собратьев.
Но на склоне жизни, будет всё иначе,
И собес подводный пенсию назначит.
А когда померкнут золотые дали,
Твоё имя впишут в вечные скрижали.
Льётся скорбь безбурно. День недужный светит.
Скушно мне без Ники жить на этом свете.
Скорбь ещё безбурней. День ещё недужней.
Никому на свете тоже жить не нужно.
А в Пальмире траур. В меру хмуры дети.
Ника, где ты? Словно не жила на свете...

С Международным Женским Днём!
                8 Марта 2009


              И вот я снова и снова задаю себе один и тот же мучительный и отнюдь не праздный вопрос. Существует ли вообще Ника Стрижак, или это наваждение, обман ума случайный, пустые вымыслы бесчисленных лжецов? Если рассуждать, принимая на веру факты, сообщаемые нам СМИ, получается, что Ника - вполне реальный человек и действительно существует. Однако, не всё то золото, что блестит. Далее. Мы не имеем права бесцеремонно вторгаться в частную жизнь никакой личности, независимо от того, реальна она или нет. Но давайте вспомним кое-какие не очень отдалённые исторические факты. Не так давно наша золотая печать, захлёбываясь от восторга, наперебой сообщала нам, дескать, какие-то смышлёные ребятишки, из числа тех, кому компьютерная мышка дороже матери родной, легко, заметьте, не как -нибудь, там, а легко, как бы шутя, взяли от нечего делать, да и взломали какие-то совершенно фантастически оберегаемые секретные военные компьютеры одной могучей иностранной державы. Знай, мол, наших. Теперь уже ясно, что может собственных Ньютонов - земля российская рожать. Только за одну эту бесхитростную шутку премногие разведки мира вымостили бы дорогу в ясли божественных младенцев - платиной. Читатель может недоумённо спросить у меня, а какое же, мол, отношение к этим милым малолеткам, к этим хакерам от бога, может иметь Ника Стрижак? Отвечаю. Самое прямое. Чтобы пояснить мою мысль, мне придётся заглянуть в психиатрические дебри. Среди великого многообразия депрессий, обычно выделяют два основных типа. Депрессию ажитированную и депрессию вялотекущую. Читатель опять спросит,  что общего может быть между депрессиями и Никой Стрижак? Отвечаю. Не спешите. Москва не сразу строилась. Дойдём до всего. Так вот. Ажитированную депрессию лечат антидепрессантами - Пипортилом, Галоперидолом, Модитеном - Депо и другими подобными средствами. Ажитированная депрессия обычно лечится хорошо. Больного довольно быстро приводят в удовлетворительное состояние. Гораздо труднее поддаётся лечению депрессия вялотекущая. Вялотекущую депрессию лечат иными психотропными препаратами, в основном, психостимуляторами, но существуют и другие типы лечения. Вялотекущая депрессия плохо поддаётся вмешательству медицины, и как правило, неизлечима. Больного удаётся привести в божий вид с большим трудом и то не всегда. К тому же лечение психостимуляторами далеко не безопасно, а лечение иными средствами малоэффективно. Сочетанное применение первого и второго типа лечений лишь иногда даёт положительные результаты. Среди врачей распространено мнение, - лечить вялотекущую - практически бесполезно. Тёмный лес и черти пляшут. Читатель, разгневанный ненужными на первый взгляд (не судите опрометчиво), экскурсами  в запущенный лабиринт депрессий, в ярости воскликнет: - всё это хорошо, чёрт возьми, но какое отношение ко всей этой галиматье - может иметь Ника Стрижак? Терпение и ещё раз - терпение. Я рассуждаю следующим образом. Если Ника Стрижак действительно существует, - она жива. Если же она не жива, то она не может существовать, поскольку существуют только живые, а мёртвые обычно отдыхают на стигийских курортах. Ничего не поделаешь. Так уж повелось издревле. Не нам менять великие расписания.  Далее. Если Ника Стрижак существует, - она либо женщина, либо мужчина. Но поскольку о Нике Стрижак никто ничего толком не знает, - каждый может дать волю своему воображению. У меня на этот счёт - есть вполне определённое мнение. Я склонен думать, что Ника Стрижак, скорее всего - женщина, а не мужчина, хотя я могу и ошибаться. Опираясь в основном на досужие разговоры, кривотолки и сплетни, имеющие хождение в среде, как обожателей Ники, так и её завистников, я постоянно нахожусь в состоянии странного раздвоения. Вечером мне кажется, что Ника - женщина, а утром - я почему-то уверен в совершенно обратном. Такие колебания настроения очень похожи на симптомы ажитированной и вялотекущей депрессии - одновременно. Ещё мне хочется заметить следующее. Любые, самые, что ни на есть, расчудесные симптомы на свете, - без соответствующих акциденций - ровным счётом ничего не значат,       но об этом мы поговорим когда-нибудь потом, не сейчас, поскольку сейчас буквально нет времени, вернее, время, как таковое, есть, но его катастрофически мало. Львиная часть времени истратилась на таинственную Нику, для которой мне не жалко не только времени, но и чёрт  его знает, чего только не жалко. Я часто спрашиваю у себя - а чего же всё-таки именно мне не жалко для Ники? На этот вопрос сразу так, в лоб, не ответить. В то же самое время я прекрасно знаю, что никаким типам депрессий я никоим образом не подвержен. А как же хакеры ? Их держат за героев. Получается странный заколдованный круг.1. Ника, не то - жива, не то - нет. 2. Ника, не то - женщина,  не то - мужчина. 3. Я, то ли болен, то ли нет. 4. Хакеры, то ли герои, то ли нет. Далее. Каким образом Ника Стрижак может быть до сих пор жива, если я самолично имел честь похоронить её в марте прошлого года? Ах, да, я вспомнил, - это были стихи.
                30 Марта 2010


                О ПРОДВИНУТЫХ ЛЮДЯХ

                Что можно сочинить? Сочинить можно всё, что угодно. Например. Ходит птичка весело по тропинке бедствий, не предвидя от сего никаких последствий. Стоп. Это уже было сочинено, поэтому это уже сочинять не надо. Что же тогда надо? Об этом нужно подумать, но думать некогда. Нужно спешить сочинять. Особо спешить, правда, тоже не следует. Поспешишь, людей насмешишь. Всё это так, но люди нынче стали продвинутые, их особо не насмешишь.Чтобы их насмешить, нужно придумать какую-нибудь совершенно невообразимую историю, например, о том, как ели суп с котом.  Но во первых, история эта  тоже была когда-то сочинена, а во вторых, эта история продвинутым людям будет абсолютно неинтересна. Для продвинутых людей нужно придумать какую-то иную историю, читая которую, они могли бы сделать для себя соответствующий вывод и ещё немного продвинуться, поскольку именно в продвижении они видят истинный смысл своей жизни. Их, буквально, хлебом не корми, а только дай им хоть чуть-чуть продвинуться, причём, куда продвинуться, не имеет для них никакого значения. Лишь бы продвинуться, а там, хоть трава не расти. Немного о движении. Движение отличается от пребывания на месте прежде всего тем, что двигающийся предмет имеет тенденцию неуклонно удаляться от места, где он находился ранее. Можно ли подобным движением удивить продвинутых людей?  Вряд ли. Продвинутых людей этим не удивишь.Чем же всё-таки можно удивить этих странных людей? Если их нельзя удивить движением, то возможно их можно удивить стоянием на месте, но тогда эти люди уже больше никогда и никуда не продвинутся, чем они будут весьма обескуражены и ввергнуты в кривой омут отчаяния. Отчаяние, в свою очередь, может заставить их всерьёз задуматься кое о чём. Интересно, о чём будут думать продвинутые люди, когда стрелки заоблачного циферблата покажут доселе невиданное ими число времени? К великому сожалению приходится признать, что сие - неизвестно никому. А жалко.
                5 Апреля 2010


       БЕССОВЕСТНЫХ  ПРОСТРАНСТВ  СПОРТСМЕНЫ  ПОЖИЛЫЕ

О них не пишут в книгах и газетах,
О них не знает трудовой народ...

          О существовании бессовестных пространств знает далеко не каждый, а говоря точнее, не знает никто.
Прежде, чем исследовать эти пространства, нужно доподлинно убедиться в их существовании. Итак. Какие вопросы встают перед бесстрашным сталкером, решившиму непременно заняться этим? Где расположены эти пространства, обширны они или нет, конечны или бесконечны, отчего их называют бессовестными и имеются ли на это достаточно веские причины? Какова истинная роль этих пространств? Благовидна она или нет? Каким образом можно выяснить, кто такие - пожилые спортсмены, каким видом спорта они занимаются или занимались ранее? Несмотря на непомерные трудности, могущие возникнуть на этой торной тропине, отчаиваться всё же не стоит. Что касается меня, то я верю не только в бессовестные прстранства, но и в существование пожилых спортсменов, по той простой причине, что я знаю некоторых из них лично. Это вполне реальные люди со своими маленькими радостями и бедами и, увы, не их вина, что малодушная природа назначила средой их обитания лишь эти до омерзения тусклые площади. Кто-то промямлит:  - "По Сеньке и шапка". Но говорить так нехорошо и недостойно, ибо это в корне неверно. Об исследовании загадочных свойств бессовестных пространств можно говорить часами, но чем заниматься бесплодной и ненужной говорильней, не лучше ли засучить рукава, перекреститься на дорогу и без страха погрузиться в зыбкие туманы висящие над этими чахлыми и чахоточными весями? Разумеется, это трудно. Но скажите-ка мне, а что на этом свете не трудно? Но этот мой вопрос уже не имеет никакого отношения    ни к бессовестным пространствам, ни к пожилым спортсменам уныло населяющим его и как бы выходит за рамки моего бесстрастного повествования.
                12 Апреля 2010


           ЦИРКУЛЯР  ДОКТОРА ГЕББЕЛЬСА

     В развитии джаза случались разные периоды. В Германии распоряжением Рейхсмюзикфюрера Министерства культуры третьего Рейха этот музыкальный жанр регламентировался следующим образом.

     1. Произведения в ритме фокстрота (так называемый свинг) не могут превышать 20 процентов репертуара оркестров танцевальной и развлекательной музыки.

     2. В репертуаре так называемого джазового типа должны преобладать мажорные пьесы, также как и тексты, провозглашающие радость жизни ("Сила через радость"), нежели минорные и еврейско-пессимистические.

     3. Темп следует предпочитать быстрый, а не медленный (как, например, блюз). В то же время темп не должен превышать надлежащей степени аллегро в соответствии с арийской умеренностью и чувством дисциплины. Ни в коем случае не следует допускать негроидальной распущенности в темпе так называемого хот-джаза или в сольных выступлениях (так называемых брейках).

     4. Так называемая джазовая композиция может содержеть не более 10 процентов синкоп, а остальное должна составлять музыка, связанная натуральным способом, плавно и без истеричных ритмических переходов, характерных для музыки варваров и возбуждающих низменные инстинкты, чуждые немецкому народу (так называемые риффы).

     5. Строго запрещается применение инструментов, чуждых немецкому духу (так называемых каубеллз, флексатонов и щёток), всякого рода глушителей, которые преобразуют благородное звучание духовых инструментов в жидомасонскую какофонию (так называемые уа - уа, ин хэт и другие).

     6. Запрещается исполнение сольных партий на ударных инструментах, превышающих 1 / 2 такта в размере четырех четвертей (за исключением стилизованных войсковых маршей).

     7. В так называемых джазовых композициях разрешается игра на контрабасе при помощи смычка. Вместе с тем запрещается игра пальцами, от которой страдают и инструмент, и арийский музыкальный вкус. Если   в соответствии с характером музыки необходимо так называемое пиццикато, то надлежит исключить возможность ударения струны о гриф инструмента, поскольку это строго запрещено.

     8. Запрещается провокационное вставание при исполнении сольных партий.

     9. Во время исполнения произведений запрещаются выкрики музыкантов.

     10. Всем оркестрам развлекательной и танцевальной музыки рекомендуется ограничить применение всех видов саксофонов и заменить их виолончелями, альтами и соответствующими народными инструментами.                *

                К циркуляру Йозефа Геббельса прибавить нечего. Он красноречиво говорит сам за себя. Фашисткая Германия проиграла войну по многим причинам, но мне сдаётся, что именно этот маленький листочек весьма существенно помог приблизить разгром тысячелетнего Рейха. Кто-то что-то прошляпил, кто-то чего-то не учёл. Тёмное дело, как говорил Заратустра. Век живи - век учись.
                20 Апреля  2010

                АНДРЕЙ  ТОВМАСЯН  АКРИБИСТ