е2-е4. Глава 4

Александр Чугунов
Шахматный клуб решил на некоторое время приостановить проведение квалификационных турниров. А вместо них провести многоступенчатое первенство города. Предполагалось провести  несколько четвертьфинальных турниров, три первых победителя которых попадали в два-три полуфинала. Но в полуфиналах борьба усложнялась тем, что в них вливались перворазрядники.
Ну, а уж финал!  Это семнадцать-девятнадцать человек: по четыре человека (при трех полуфиналах) или по пять человек при двух полуфиналах, шесть кандидатов в мастера спорта и один мастер спорта. Финал получался весьма представительным турниром с достаточно высоким коэффициентом.
В четвертьфиналы записывали всех желающих. Записывали новичков, которых проверяли на умение играть члены шахматного клуба и без проверки всех, кто имел какое-нибудь квалификационное удостоверение. Набрали шесть четвертьфинальных турнира: пять
 по двадцать человек, один восемнадцать.  Здесь были и школьники, подобно Валентину из Дома Пионеров и дядьки, победители турниров на предприятиях и в учреждениях. Всякий люд. В последний, шестой четвертьфинал, в котором было восемнадцать человек, попал Валентин и ещё три мальчишки. Один третьеклассник, Эдик, с которым Валек сразу же познакомился и два других: второклассник и пятиклассник.
На вопрос Валька Эдик ответил:
-А я ещё ни в каких турнирах не играл. Дядя Лёня, друг моего бати, председатель клуба, вон тот, он мастер спорта, мне и ещё одному дядьке, Климову, просто так выписал удостоверения третьего разряда и записал в этот турнир.
- А так можно?
- Не знаю, - пожал плечами Эдик.
Начался турнир….
Вот, кажется, старшего прапорщика от младшего лейтенанта или полковника от генерала отделяет всего одна ступень. Но если формально это можно признать, то фактически это две большие разницы.
Оказалось, что и официально завоеванная в Доме пионеров квалификация четвертого разряда и удостоверение третьего разряда, полученное от мастера спорта, как бы, по блату – это тоже две большие разницы.
 В первом туре Валентин встретился с Климовым. Партия продлилась двадцать минут. В ней было сделано по пятнадцать ходов, и Валентин был полностью разгромлен.
Первую победу, в середине турнира, Валентин одержал над взрослым дядькой, чемпионом какого-то цеха. Две других – над упомянутыми мальчишками. Эдику он проиграл с таким же треском, как и Климову. Ни о каком третьем разряде и речи не могло быть.   Четвертого разряда не лишили только за победу над дядькой с третьим разрядом, а, может, из жалости.
По окончанию турнира, в котором он занял четырнадцатое место, вернувшись домой, Валентин расставил в беспорядке шахматные фигуры на доске, поместил её на кровать и начал «расстреливать» фигуры белым Королем. Очень красивые деревянные фигуры, отливающие благородством, превратились в груду деревяшек, а в ней отдельно отлегла кучка свинцовых брикетов, которые до разгрома были упрятаны внутри фигур для придания им устойчивости.
А Эдик и Климов?
В четвертьфинале они поделили первое и второе место, сыграв между собой вничью.
Оба вышли в финал: Климов, заняв первое место в своем полуфинале, а Эдик третье в своем.
В финале Климов занял первое место, выполнив норматив кандидата в мастера спорта СССР, а Эдик прочно получил право на первый разряд.
У Валентина, привыкшего к восторгам от родителей и друзей родителей по поводу его выдающихся способностей и получившего впервые «удар по морде» наступила хандра.
Шахматы бросать не хотелось. Жизненного опыта для поиска учителей не было. Родители и их друзья, люди простые, таких путей тоже не знали.
Наступили летние каникулы. Несколько раз встречался с Эдиком. Он оказался славным малым. Не гнушался общаться с Валентином, не смотря на разницу в возрасте, так резко воспринимаемую в раннем детстве и не кичился своими шахматными успехами.
 Как-то в начале нового  учебного года Эдик передал Валентину, что его ищет Климов….