Бабе цветы, ветеранам мороженое

Янс
В любом юбилее от самого нежного и трогательного да самого пафосного всегда имеются элементы фальши и неискренности. При этом наблюдается простая закономерность – чем масштабнее мероприятие, тем больше фальши и неискренности, которые иногда просто доходят до абсурда. Юбилей Победы не стал исключением.  Что, прежде всего, бросилось в глаза?
 Отсутствие чувства меры. Запредельное количество разного рода мероприятий, которые на определенном этапе вызывают уже не сопереживание, а исключительно раздражение.  Как всегда, «отличилось» телевидение. Такого количества «телевизионной стрельбы», как правило, бездарной, по-моему,  не было никогда. В течение двух последних недель «стреляли» все каналы – от федерального до муниципального.
Юбилейная тематика хороший повод для рекламы и саморекламы. На самом деле в этом нет ничего предрассудительного. Бизнес есть бизнес. Но, как всегда, вся та же проблема отсутствия чувства меры, к которому прибавилось еще одно отсутствие… вкуса. Это и Лужков со сталинскими плакатами, и Дима Билан с военной песней, и Сбербанк, который «всегда рядом». В одном из подмосковных городов местная газета опубликовала вот такую информацию: « 8 и 9 мая всех ветеранов войны и тех жителей города (до 1945 года рождения), кого так или иначе затронула война, ждёт необычный подарок. Если в эти дни они обратятся в синие киоски «Мороженое» — им дадут мороженое бесплатно. Так владелец этой сети киосков хотел бы поблагодарить ветеранов за нашу Победу». Почти как у киноклассика: «Бабе цветы, ветеранам мороженое».  Главное, не забыть, паспорт спросить, чтобы не перепутать.
В дни юбилеев принято клясться в вечной любви к юбилярам и  давать обещания «не забыть никогда», чтобы забыть на следующий день после юбилея.  И потом давать те же обещания  к очередной памятной дате. Это мы проходили неоднократно. Правда, в случае с днем Победы государство главное свое обещание(жилье для ветеранов) вроде бы выполнило. Да и к тому же есть печальная статистика. Ежегодно умирает 15-20% участников войны. Следующий юбилей через пять лет. Вот и считайте.
Юбилеи и праздники – главные двигатели решения социальных проблем.  Так уж повелось. Так было в СССР (открытие школы, больницы, поликлиники к дню конституции или в честь партийного съезда), так происходит и сейчас. Вместо системной и систематической работы – разовые акции под названием «юбилей».  Может случиться и так, что на всех юбилеев не напасешься. 65 лет потребовалось государству, чтобы решить жилищные проблемы ветеранов Отечественной войны. А ведь у нас есть еще ветераны Чернобыля, Афгана, Чечни, чьи проблемы идентичны, но носят гораздо более острый характер, чем у участников Великой Отечественной войны. Например, из 600 тысяч «афганцев» свыше 100 тысяч находились или находятся в местах лишения свободы за совершение тяжких преступлений. У «молодых» ветеранов все те же жилищные проблемы, качество и доступность медицинского обслуживания,  уровень пенсий  и цены на лекарства. Сколько должно пройти юбилейных дат, чтобы эти люди получили хотя бы то, что им положено по закону и государственному здравому смыслу?
P.S. Один из ближайших юбилеев, к которому готовятся с 2007 года, 200 лет Отечественной войне 1812 года.  Праздновать будем с размахом.  «Размах» равен почти двум с половиной миллиардов рублей. Будет, как всегда.  За исключением обещаний. Участники войны 1812 года не нуждаются ни в квартирах, ни в льготах. У них давно все уже есть.
Георгий ЯНС