Русский человек на рандеву

Кира Костецкая
Проблема реализации любовного чувства в повести И.С.Тургенева "Ася" и рассказе А.П.Чехова " Дом с мезонином". ( Сравнительный анализ ).


При чтении рассказа А.П.Чехова " Дом с мезонином"(1896 г.) у меня возникли ассоциации с повестью И.С, Тургенева " Ася" (1858 г.). Хотя разница в написании этих прозведений в тридцать восемь лет. Может быть, потому, что в каждом из этих произведений так прекрасно изображена летняя природа, способствующая развитию чувств героев. А ещё и потому, что главные героини и "Аси, и " Дома с мезонином" вынуждены уехать, оставить свой дом, так как есть препятствия для любви. Одинаков возраст Аси и Мисюсь - 17-18 лет. Однако Мисюсь выгодно отличется от Аси своей уравновешенностью. Ведь Ася - дочь помещика и крепостной, чувствующая себя по этой причине чужой в дворянском обществе, а Женя-Мисюсь живёт уже в пореформенной России. По словам Лидии, объясняющей художнику причины отъезда младшей сестры к тёте в Пензенскую губернию, Мисюсь отправится зимой за границу ( может быть, на лечение на воды ). А у Аси стремительное развитие чувства любви к русскому дворянину-путешественнику как раз и произойдёт в немецком городке, где они остановились ненадолго с братом-художником. В рассказе А.П.Чехова художник - это главный герой и чувства молодых влюблённых цветут в русской усадьбе. Фонетическая особенность имени обеих юных героинь так же схожа: Ася-Мисюсь, звуки "ся" и "сю" близки мякими "с". Полное имя Аси - Анна, а Мисюсь - Евгения. Во всех этих относительных совпадениях налицо русская литературная традиция отображения первого, как правило, для девушек, любовного чувства, которым и проверяются сила, глубина и искренность чувства " русского человека на рандеву".

Образ юной романтичной героини с домашним прозвищем Мисюсь очень лиричен и привлекателен. Полуребёнок-полудевушка, подросток, с худыми руками и слаборазвитой грудью, проводящая время в кажущейся праздности, она очаровывает хрупкостью молодости, душевностью, добротой, находясь неустанно в состоянии поиска смысла жизни, много читает и много размышляет. Она умеет видеть в людях красивое, ценит художника за его талант, может быть, единственная в этой среде, кто восхищается им и глубоко понимает его, несмотря на значительную между ними разницу в возрасте и отсутствии у Мисюсь жизненного опыта. Мисюсь трогательно заботится о своей не совсем здоровой матери, любит и сестру и не осуждает Лидию за суровость, строгость по отношению к людям, не разделяющим её убеждения. Очевидно, что Женя не распоряжается своей судьбой, а подчиняется ей. Слово старшей сестры, её воспитательницы и наставницы, для неё закон. Вот почему, по решению Лидии, она уезжает вместе с матерью из имения, поскольку старшая сестра не считает героя-художника достойной партией Мисюсь. Несмотря на то, что главный герой беден, Мисюсь, кажется, стала бы его женой - так она счастлива излитыми на неё чувствами, открывшейся общностью взглядов на значение духовной деятельности в жизни человека.  Заметим, что Лидия красивее, может быть, умнее, что выражалось в её речах о заботе по отношению к народу, здоровее, деятельнее, чем её младшая сестра. Не поступила ли так старшая сестра потому, что сама была неравнодушна к художнику и боролась с собственным чувством, поскольку мнения и взгляды на народ, просвещение, медицину у них, как у антиподов, не совпадали?.. Однако Лидия своим волевым решением об отъезде младшей сестры даёт возможность ей физически и духовно окрепнуть, а художнику проверить силу и серьёзность своего чувства.

Мисюсь исчезла из жизни художника на пике духовного взлёта их обоих (" Мисюсь, где ты?" ), оставив в герое, кроме горечи от внезапного расставания, надежду на ещё возможную встречу. Её дух словно присутствует постоянно рядом с ним, поэтому рассказ не производит гнетущего впечатления.
Упорная деятельность на благо народа, с одной стороны, и праздное существование таких, как помещик Белокуров и главный герой, с другой. Что полезно и что вредно? Нужна ли эта деятельность, исправляет ли она жизнь, и вредит ли кому отсутствие дела? Зачем человеку дана жизнь? Учить детей, лечить больных, управлять уездами или читать, мечтать, живописать кистью, любоваться природой? Можно ли гармонично сочетать между собой эти виды деятельности? Невольно читатель " Дома с мезонином" задаётся этими вопросами. Лидия делает много полезного для людей; имея средства, оставшиеся от отца, она тем не менее не живёт в праздности, а зарабатывает себе на хлеб учительским трудом. Её сестра, на первый взгляд, беспомощный птенчик-желторотик. Но именно образ Мисюсь остаётся в памяти читателя, как образ чистого существа, не способного травмировать никого ни словом, ни взглядом, ни поступком. А жёсткая Лидия, делающая много хорошего для людей, тем не менее отталкивает.

Кажущаяся праздность художника и Мисюсь даёт им возможность беседовать с Богом, искать правду и смысл жизни. Они свободны от общей суеты, но Мисюсь живёт в большей гармонии с миром, нежели главный герой, поскольку не спорит ни с кем, а только внимательно прислушивается к словам каждого, кто посещает их дом, внутренне осмысливая услышанное и выстраивая своё жизненное кредо. Мисюсь приподнята над вещественным миром в прямом и переносном смысле, являясь в любой ситуации образцом душевного равновесия. Автор отвёл ей комнату в мезонине - комнате-надстройке над серединой дома. "Милый, наивный, старый дом" Волчаниновых окнами своего мезонина, казалось, глядел на художника, " как глазами, и понимал всё". Так думает счастливый герой после прощания с Мисюсь в ночном саду, окна мезонина для него - это её глаза.

 Тема благородного влияния женщины на полюбившего героя, несмотря на схожесть ситуаций в обоих произведениях, решается по-разному. В " Асе" И.С.Тургенева с беспощадной правдивостью отражено чувство страха героя перед ответственной ситуацией выбора, ведь Ася первая признаётся в любви, назначив герою свидание. Вместо объятий и поцелуев на Асю обрушивается поток укоризненных слов, зачем она рассказала брату Гагину об их платонических отношениях. И девушка, жестоко обманутая в своём первом чувстве, оставляет незадачливого героя-любовника навсегда, таков её выбор. И хотя пожилой рассказчик ( а эта история именно с ним произошла двадцать лет тому назад ) поведал читателю о своём горьком раскаянии,  заставившем его после тайного свидания осознать, что он любит эту девушку и готов на ней жениться, почему и направился утром следующего дня к художнику Гагину просить руки его сестры, своих русских знакомых он уже не застал в их доме, и бесплодные попытки узнать путь их следования уже ни к чему не привели. Герой после этой истории, по его словам, " знавал других женщин", но " жгучее, нежное, глубокое чувство",возбуждённое в нём Асей, уже не повторилось.  Первое свежее чувство Аси оставило благотворный неизгладимый след в жизни героя, чья духовная жизнь после этой истории коренным образом изменилась. Скучающий богатый молодой человек, каковым он был в свои 25 лет, путешествующий по Европе безо всякой цели, уже переживший до встречи с Асей женскую неверность и разочаровавшийся в любви ( и этим в какой-то степени и объясняется, почему он не смог мгновенно перестроить свои состояния ), наконец ощутил значение жизни и истинного чувства, его хрупкость и силу его длительного влияния одновременно. И хотя он так более и не встретил женщину своей мечты, остался " бессемейным бобылём", но сдаётся, что он тогда, впервые в жизни испытав тревогу за человека, не случилось ли с Асей беды после их свидания, обрёл в себе очищающую человеческую способность к искуплению вины, литературный талант и силы, чтобы суметь отразить на бумаге тонкие движения души и причинно-следственные связи человеческих поступков.

Женя-Мисюсь не признаётся герою-художнику в любви, в последний раз ( как оказалось на утро) провожая его августовской ночью по просёлочной дороге, хотя ощущает эту любовь и поэтому благодарно позволяет осыпать поцелуями свои лицо, плечи и руки. В момент этого последнего пребывания наедине, среди полей, под падающими звёздами, Мисюсь ведёт себя совсем иначе, нежели Ася. Хотя на художника устремлены её "тёмные печальные глаза", грусть девушки, передавшаяся ей от картины августовской ночи, сменяется детским непосредственным весельем, когда она, чтобы не показаться  смешной в накинутом ей на озябшие плечи мужском пальто, сбрасывает его.( Напомним, что встреча Аси с героем происходит в снятой для этого случая чужой маленькой тёмной комнате, где бедная девушка, осмелившаяся назначит свидание, " дышала быстро и вся дрожала" и где она, закутанная в длинную шаль, " сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка". Кроме того волнение Аси связано и с её решением как можно скорее уехать - о чём она и должна собщить герою -, поскольку возникшая ситуация не представляется ей равноправной в силу её полудворянского незаконного происхождения).

  Душевно тонкая, Мисюсь "осторожно" обнимает героя на прощание, сообщив, что от сестры у неё нет тайн, и она должна будет рассказать Лидии об этом свидании. И влюблённый художник не обрушивается на неё с укорами, подобно тургеневскому герою, а, простившись  с Мисюсь, " полон нежности, тишины и довольства собою, довольства, что сумел увлечься и полюбить". Однако близкое присутствие Лидии в одной из комнат господского дома заставляло художника испытывать неудобство от мысли, что Лидия не любит его, быть может, даже ненавидит. И в этом изображении сложности любовного переживания так же, как и у И.С.Тургенева, сказался глубокий талант Чехова-психолога.
Красота души вынужденно уехавшей Мисюсь выразилась и в её записке, переданной художнику через мальчишку:"...Я была не в силах огорчить её ( сестру) своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!"  По сути ещё ребёнок, Мисюсь понимает, какую трагическую роль сыграла невольно в жизни полюбившего её человека, просит прощения, хотя ни в чём не виновата, считая, что человек такой души и такого таланта не может не быть награждён Богом. Однако согласимся, окончательное решение об отъезде принято всё-таки именно самой девушкой, и в этом непротивлении юного существа судьбе уже очень много внутренней силы. Поэтому наградой художнику остались воспоминания об этой девочке и  постоянное присутствие её лёгкой духовной субстанции рядом, как правило, во время его занятий чтением или живописью: "...и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, и меня ждут и что мы встретимся...
   Мисюсь, где ты?"
Пережитое к  Мисюсь и всё ещё ощущаемое чистое созидательное чувство, развитие этого чувства, несмотря на временнУю неопределённость разлуки, не даёт петербургскому художнику возможности окунуться в депрессию, держит его в творческом, рабочем состоянии.

В коротком по сравнению с повестью " Ася" рассказе А.П.Чехова присутствует и ещё одна сюжетная любовная линия совершенно иного плана. Молодой помещик Белокуров, у которого живёт летом в имении художник из Петербурга, тоже, по его словам, влюблён. Но не в Лидию и не в Женю, хотя часто бывает у сестёр в гостях. Его избранница, Любовь Ивановна, ( опишем её словами художника) " очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню дама (  а Лидия и Женя по фигуре "тонкие" ) года три назад наняла у Белокурова один из флигелей под дачу да так и осталась жить у Белокурова, по-видимому, навсегда. Она была старше его лет на десять и управляла им строго, так что отлучаясь из дому, он должен был спрашивать у неё позволения ".  Снижает образ этой женщины и ещё одна очень броская деталь, найденная Чеховым: "Она часто рыдала мужским голосом..." Хотя эта деталь говорит о том, что и Любовь Ивановна не так уж счастлива. В конце концов Белокуров продал своё имение и купил другое, поменьше, на имя Любови Ивановны. Только лишь Белокуров и доволен своей приземлённой любовью, тем, как устроился в жизни, хотя по натуре он " тяжёлый и ленивый малый". Нашёл себе и управительницу, и няньку в одном лице, а, точнее, Любовь Ивановна прибрала и Белокурова, и его имение к рукам.

Три сюжетных линии ( одна фрагментарная, Белоусов и его подруга )показывают нам русского человека на рандеву, на любовном свидании, призванном к свершению жизненно-важного для себя и для своей возлюбленной поступка. Россия середины и конца 19-го столетия, но  главный герой-мужчина и у Тургенева, и  у Чехова по-своему беспомощен в личных делах, поэтому, несмотря на обрушившееся на него чувство к достойной девушке, не способен взять на себя ответственность за чужую судьбу. Герой повести " Ася" богат, но не знает, что делать с этим, помещичий достаток так и не принёс ему семейного счастья. Художник в " Доме с мезонином" беден, но не хочет искать работу, хотя бы учителя. Заметим, что в царской России учитель, как чиновник, не бедствовал. Сама Лидия не чурается этой профессии. Пожалуй, не столько бедность, сколько убеждения героя о бесполезности нетворческого труда, не дают ей, как опекуну Мисюсь, права на иное решение судьбы своей сестры. Второстепенный персонаж, помещик Белоусов, осознаёт свою несостоятельность в вопросах ведения дел собственного имения, а значит доверяет практичной Любови Ивановне судьбу поместья, чтобы избежать разорения.
А русские девушки из дворянской среды? Пожалуй, А.П.Чехов продолжил традицию своего предшественника, показав, что тип "тургеневской девушки" по-прежнему существует. Её духовность и жертвенность во имя первой любви попираема обстоятельствами жизни в самом начале её молодой судьбы. Она зависима, прежде всего материально, от своей семьи, и на "ярмарке невест" последнее слово не за ней в выборе жениха. Но именно душевная красота тургеневских и чеховских героинь, выросших в русских провинциальных усадьбах, среди садов и просторов полей, их способность проявить свою духовную силу в закрепрощённых, неблагоприятных для них жизненных ситуациях, облагораживает мужское сердце и освещает героев уже и под конец их жизни благодарным светом тёплых, живых воспоминаний. 
   

16.05.02 - 13.05.10