Кукла

Любовь Карпенко
               

Глубокая осень принесла в огромный мегаполис дожди и слякоть. Тротуары покрылись пожухшей бурой листвой, добавляя грязного месива под ногами прохожих. Серые тяжёлые облака плотным куполом стояли над городом, лишая его солнечных лучей.

Но жизнь горожан кипела в любое время и любую погоду. Не выпуская из рук зонты, люди торопились по своим делам.

Торопился и Петька. Натянув на голову рваный капюшон видавшей виды легкой курточки, мальчик бежал в сторону больничного корпуса. Во что бы то ни стало, надо было достать таблетки для Машеньки, а денег на то, чтобы купить их в аптеке, совсем не было.

Петька открыл тяжёлую дверь приёмного покоя больницы и замер на пороге, присматриваясь к обстановке. За столом никто не сидел. В коридоре раздавался лязг металлического ведра. Наверное, шла уборка, и весь персонал освободил помещение. Петька стукнул костяшками пальцев по двери.  Из коридора послышались торопливые шаги, затем в проёме дверей возникла плотная фигура женщины в белом халате.   

Женщина внимательно осмотрела щупленького подростка, одетого в рваньё и спросила – Что тебе? 
Петька съёжился под её взглядом, оробел, но потом, вспомнив лицо Машки, собрался и выпалил  – Тётенька, мне бы таблеток жаропонижающих. Машка заболела, горит вся. Нет у нас денег,  и никого у нас нет, в  подвале мы живём! Сыро там стало, это летом там тепло было, а сейчас сыро и холодно. Вот Машка и простыла. Второй день горит! Нам на еду не хватает того, что я на рынке зарабатываю, а таблетки так и вообще не на  что купить! А Машка маленькая, шесть ей только исполнилось!

Санитарочка подошла к стулу и села. – Подожди, малец, сейчас врачиха придёт, вот с ней и поговоришь. Она устало вытерла платком влажный лоб и горестно покачала головой. – Господи, что за жизнь такая проклятущая стала,  и что это она с людьми делает? Люди хуже зверей, чад своих  родных скитаться по миру вынуждают! Да ты проходи, садись. В ногах то правды нет!

Врача не было. В кабинет вошла молодая  сестричка, с весёлыми конопушками на улыбчивом лице. Она посмотрела на Петьку и спросила у санитарочки – Что за экземпляр к нам пожаловал самоходом?-  И, уже обращаясь к мальчику - Болит что, или какие дела привели? 

Петька заново речитативом пересказал  всё, что до этого поведал санитарочке. Девушка молча выслушала, открыла шкафчик с медикаментами и достала оттуда упаковку анальгина и флакончик с микстурой. Положив всё в маленький прозрачный пакетик,  отдала мальчику.

Петька, поблагодарив сестричку, хотел уже со всех ног пуститься   через больничную территорию к выходу, когда услышал - Постой, мальчик. Забери игрушку. У неё больше нет хозяйки - Санитарочка держала в руках большую куклу.  Мальчик взял игрушку, внимательно её осмотрел. Кукла была совсем новая, красивая и сделана из очень хорошего материала. Она казалась маленькой девочкой, одетой в голубое воздушное платье. 

В подвале Петька был уже минут через пятнадцать. Машенька разметалась в жару на старом матрасе. Лицо девочки горело, волосы слиплись от пота. Маша бредила.

Петька нашел бутылку с водой, алюминиевую ложку. Открыв флакончик с микстурой, вылил её в ложку и  затем влил микстуру в рот больной девочки. Долго поил Машу с ложки водой, понимая, что вода ей сейчас просто необходима. 

Где - то через час температура стала снижаться и девочка перестала бредить. Она уже узнавала брата, и Петька показал ей найденную куклу. Машенька прижала найдёныша к себе и заснула. 

Петька побежал на рынок. У него было, по крайней мере, два часа, пока Машенька будет спать, и он, может быть сумеет заработать немного денег. Хотя бы на еду. 
Два часа Петька таскал тяжёлые ящики с продуктами к прилавкам. Получив за работу сто пятьдесят рублей, он помчался к молочному отделу, купить молока, а затем в булочную, купить хлеба. По дороге, Петька заскочил в продуктовый  магазин, купить маленькую шоколадку для сестры. 

Машенька спала, прижав к себе куклу под одеялом. Температура была нормальной, и Петька не стал девочку  будить. Он открыл пакет с молоком, отрезал кусок хлеба и подошел к маленькому окошку, которое выходило в переулок.

В дождевых лужах копошились мокрые воробьи, рядом прохаживались горделивые голуби. Чернокрылая ворона с большой головой стояла поодаль, наблюдая за весёлой вознёй чирикающих сородичей. Петька приоткрыл окошко и выкинул на улицу кусочек хлеба. Тут же вокруг кусочка образовалась стайка голубей, которые расклевали его в считанные секунды. Воробьям и вороне ничего не досталось. Но Петька не стал больше бросать хлеб, надо было подумать и о завтрашнем дне. Он закрыл окошко и прилёг на свой матрас. Вытянул гудящие ноги и стал думать, как им с Машенькой жить дальше. Скоро грянет зима, а из одежды почти ничего нет.

Всё осталось в квартире, где они жили до того, как умерла мать. Она сильно болела, а из родни у них был только старый дед, живший где – то в далёком сибирском селе. Мать редко переписывалась с ним, письма не хранила. И после её смерти даже адреса деда не осталось.  Её сожитель, человек угрюмый и сильно пьющий, стал приводить домой пьяных женщин и устраивать всенощные попойки.   

Петька в такие ночи закрывался с сестрёнкой в маленькой комнате, и дети часто просыпались от пьяных криков. Школу Петька посещать перестал. У мальчишек, живущих по подвалам, он узнал, что на рынке можно заработать на еду. И мальчик, не раздумывая, подался  на рынок. И вот уже целое лето дети живут в подвале соседнего дома, перетащив из своей квартиры матрасы и одеяла. 

Петька знал об этом подвале давно. Они с ребятами, играя во дворе, часто забегали сюда погреться или прятались от дождя, когда совсем не хотелось идти домой. Детей никто не искал, а к участковому Петьке идти не хотелось. Мать, будучи ещё живой, часто обращалась к нему с просьбой, выселить сильно запившего сожителя. Но к её просьбам отнеслись с иронией и сказали, что она сама нажила себе неприятности, прописав хулигана в своей квартире.

На улице смеркалось, подвал погружался в темноту. У Петьки была старая керосиновая лампа, не ведомо, каким чудом уцелевшая у матери с давних времён, но мальчик экономил керосин и решил лампу не зажигать. Он залез под одеяло и задремал.

Утром, когда только забрезжил рассвет, Петьку разбудила сестра. Она сидела рядом на его матрасе и трясла его за руку.
 -Петька, проснись. Я есть хочу! Дай мне поесть!
Мальчик долго не мог очнуться ото сна, но Маша всё трясла его руку.
- Маша, подожди немного, сейчас я встану и дам тебе еды.
Петька вылез из - под одеяла, поёжился, потом вскочил и побежал к окошку. Там хранились запасы молока и хлеба. Открыл пачку молока, отрезал кусок хлеба и сунул в руки сестрёнки. - Ешь, давай, только не облейся.
Он потрогал лоб Маши, температуры не было. Вздохнул с облегчением.

Девочка, уплетая молоко с хлебом, рассказывала брату свой необычный сон.
- Представляешь, мне сегодня приснилась совсем прозрачная девочка, она была, как белое - пребелое облачко. А её волосы были похожи на дождевые ниточки! И глаза у девочки были большие и серые, совсем, как у меня! И мы вместе гуляли по большому и красивому дому. И в этом доме была очень красивая женщина с длинными чёрными волосами. И она называла нас доченьками. И девочка эта сказала, что она ко мне ещё придёт! И знаешь, я её совсем не боюсь! Мне было так хорошо с ней!

Петька слушал сестру, а сам уже думал, как бы выбраться на несколько часов на рынок. Машку брать с собой нельзя, она может совсем разболеться. Придется закрыть её в подвале и приказать, чтобы она лежала под одеялом. А сейчас можно ещё немного поспать.

Маша допила молоко и залезла под одеяло, прихватив с собой куклу. Она что - то тихо лопотала своей новой подружке, и Петька заснул. Проснувшись около десяти часов, он явно  помнил свой сон. Снилось ему, что в их подвал вошла маленькая девочка, и шло от неё сияние. Девочка подошла к Маше, села возле неё и положила свою светящуюся ладошку ей на живот. И из этой ладошки пошел луч света и пропал в животе Маши.  А Маша вроде стала отрываться от матраса, на котором спала и поднялась над ним. Она лежала на ярком луче света и не падала вниз.  И вокруг неё было сильное свечение. Потом Маша опустилась на матрас, и девочка оглянулась на Петра. И запомнил Петя её огромные серые глаза, такие - же, как у Маши. И подумал Петя, что это ангел девочки к ней приходил, потому что Машка чувствовала себя хорошо. Значит, ангел ей помогает выздоравливать. Ведь у них больше никого и не осталось.

Сон навязчиво застрял в голове. Но раздумывать долго было некогда и Петя, глотнув молока из пакета, засунул в старенькие потрёпанные кроссовки ноги, выскочил за дверь. Маша ещё долго будет спать, а он за это время сможет заработать немного денег. И Петька рванул в сторону рынка. 

На улице разыгралось солнышко, и день обещал быть тёплым. С рынка Петя возвращался в два часа дня, прихватив кусок колбасы и булку хлеба. Машка колбасу обожала, но не всегда Петр мог себе позволить купить колбасу вместо молока. Сегодня ему заплатили больше и в его кармашке оставалось ещё почти двести рублей!

Машку он увидел во дворе, сидящей на солнышке. Девочка весело болтала со своей куклой. Она казалась выздоровевшей и Петька не веря своим глазам, положил свою руку её на лоб. Температуры действительно не было! Наверное микстура хорошая, вот и помогла так быстро Машке поправиться - подумал мальчик.   

Машка, увидев палку колбасы в руках брата, тут же заныла.
- Петька, дай колбасы! Есть хочу!
Мальчик отломил горбушку от булки и кусок колбасы, отдал сестре. Машка, пережёвывая еду, не умолкая, болтала.

- Петька, мне Алиса сказала, что это её кукла и надо куклу вернуть в её дом. Она мне и дорогу туда показала. И нам надо быстрее ехать к её маме, Алиса долго ждать не может!                - Какая это Алиса? Я вообще не знаю девочек с таким именем!
- Ну, та девочка, которая ко мне приходит, когда я сплю. Я же тебе рассказывала. Ты что, всё уже забыл, как старый дед?
- Машка, не называй меня дедом! Я не знаю, что тебе снилось….
И вдруг Петька вспомнил и свой сон, и девочку, будто сотканную из света.

А Маша продолжала говорить. Она умоляла мальчика долго не раздумывать и как можно скорее двигаться в сторону вокзала, от которого уходили электрички за город.

Петька подсчитал свои финансы. Можно было добраться на место и вернуться назад. А утром надо будет бежать на рынок, как можно раньше, чтобы денег хватило хотя бы на два дня.

Пригородная электричка убегала из душного города и увозила в своём чреве пассажиров. Среди пассажиров были двое детей, ехавшие без сопровождения взрослых и вызывавшие любопытные взгляды. Контролёр, проверявшая наличие билетов у пассажиров, полюбопытствовала, почему они едут без взрослых. Петька соврал, что их папа стоит в тамбуре, а их посадил, чтобы они не устали.

Вышли на красивом пригородном вокзале. Машка перебежала дорогу на красный светофор, за что и получила от брата по шее. Затем дети шли через  большой парк, и Машка постоянно лезла под деревья, искала грибы. Петька возмущался и говорил, что таким черепашьим ходом они к месту придут только вечером.

Наконец тропинка упёрлась в большую железную парковую ограду с воротами. На воротах висел огромный замок. Машка просочилась между прутьями и спрыгнула с другой стороны. Петру же пришлось пролазить через лаз под оградой, выкопанный  местными жителями, не желающими платить за вход в платную зону отдыха. После преодоления преграды, мальчик долго отмывался в чистой луже.

Пройдя немного вперёд, Машка остановилась и показала Петру на красивый двухэтажный дом, выкрашенный голубой краской и  с белой лепниной под самой крышей. Перед домом не было никакой ограды, зато было много клумб с красивыми астрами. Рядом с  крыльцом стояли две скамеечки, выкрашенные белой краской.   

Машка уселась на скамейку и облегчённо выдохнула
- Всё, Петя, пришли! Теперь можно немного отдохнуть.


Вероника стояла у зеркала и пристально всматривалась в своё отражение.  Её давно уже мучила мысль, почему она осталась жива, а её малолетнюю дочь бог прибрал. Зачем ей нужна пустая жизнь, ведь она уже никогда не сможет родить детей. Алиса удачно родилась между двумя внематочными беременностями, и она, как только могла, берегла дочь. Да и девочка была неординарная. В свои пять лет она уже бегло читала, прекрасно рисовала и играла на скрипке.  С ней не надо было сюсюкаться, никогда свои просьбы Вероника не повторяла дважды. Девочка была понятливая и очень ласковая. Она так радовалась жизни, что любой взрослый человек мог бы только мечтать о таком ребёнке.

А теперь у Вероники остался только муж, от которого она отчуждалась день за днём. Она понимала, что не имеет на это права, но его ласки и забота перестали быть необходимыми, отходили куда – то в прошлое.   
И Алиса редко приходила в сны.  Сегодня ночью вообще сон был странным. Алиса пришла и принесла свою куклу, которую она держала всю дорогу до больницы и не выпускала из рук. А потом Алиса исчезла, а вместо неё  была другая девочка, но так похожая на Алису! И эта девочка держала куклу Алисы и называла её мамой. А кукла после смерти Алисы пропала, и Вероника никак не могла вспомнить, куда она могла деться. Но она помнила, что кукла была с девочкой в машине скорой помощи. А уже потом было не до того.

Вероника подошла к окну. На улице было светло от солнечных лучей. Мягкие светлые облачка одиночками разбежались по небу и погоды они испортить не могли. С ветки берёзы  спланировала ворона и села около клумбы. На скамеечке, возле дома сидели дети, мальчик и девочка. Девочка держала на коленях большую куклу. 
Сердце Вероники ухнуло вниз, а потом забилось около самого горла. Стало тяжело дышать.
- Не может быть! Этого просто не может быть!
Вероника узнала куклу Алисы. Она сама делала эскиз для куклы и отнесла его замечательному мастеру, который сделал её в единственном экземпляре.

Женщина бросилась в кабинет мужа. Максим сидел за столом, низко склонившись над чертежами. Подняв голову на быстрые шаги жены, и поразившись бледности её лица, он воскликнул
-Вероника, что случилось? Тебе плохо?
Но Вероника уже бежала из кабинета к входным дверям. Максим поспешил за женой. Они босиком выскочили на улицу, и у Максима в голове проносились мысли о пожаре, наводнении и вообще о глобальной катастрофе!

Когда женщина, немного успокоившись, чтобы не напугать детей, подошла к ним, то Машка, не долго думая, выпалила:
- Тётя, а я Вас знаю. Мне Вас Алиса показала, и дорогу показала, чтобы Вас найти. Алиса сказа мне, что я должна обязательно отдать Вам её любимую куклу! Мы к Вам долго ехали на электричке, а потом шли по парку. А Петька весь вымазался, когда пролазил под оградой! Вот! 

И Машка тяжело вздохнула, протягивая Веронике куклу. Ей жалко было расставаться с красивой игрушкой.

А Вероника слушала девочку, и ночной сон проносился у неё перед глазами. По  щекам Вероники текли слёзы. Она вдруг поняла, какой подарок сделала ей Алиса. Это она привела в её дом двух очаровательных детей. Ну, а то, что они остались без крова и материнской заботы, было видно без слов. 


На могилке Алисы всегда живые цветы, а по центру, под большим стеклянным колпаком, сидит красивая кукла в голубом воздушном платье. Сюда часто приходит молодая пара, темноволосая женщина и высокий сероглазый мужчина. Иногда с ними приходят дети, мальчик и смешливая девочка, которая держит в руках куклу, очень похожую на ту, что принадлежит Алисе.