Уроки жизни

Ильг Лилия
               
Человек рождается, растет, учиться, заводит семью, рожает детей.  Дети они часто бывают жестокими, порой просто говорят, то, что видят, констатируя факты.
Помню, мне было лет пять: Мы приехали в гости в Ленинград и пошли вместе с родственниками в зоопарк.  Погода стояла жаркая и мы с сестрой были одеты в красивые платья из  цветного капрона, на шелковых чехлах. Мама прикрепила нам в волосы огромные банты в тон платьям. Смотря на фото тех лет, я думаю, сколько ей пришлось повозиться с моим бантом, так как волос на моей голове было катастрофически мало.    Мы  шли по улицам, и часто раздавалось в след: «Какие очаровательные девочки».  Даже сейчас, когда мне за пятьдесят лет, я и то свечусь от похвал, а тогда я думаю, меня просто распирало от гордости.
 У вольера с белым  медведем рядом со мной встала девочка лет десяти и загородила  весь обзор. Я поймала её взгляд, когда она посмотрела на нас с сестрой таких красивых и нарядных. На ней же была полинявшая ситцевая юбка с заплаткой на боку и вязаная растянутая кофта.  Я, разозлившись на неё за то, что она закрыла мне весь вид, громко сказала:
- Мама, пусть эта нищенка уйдет, мне не видно медведя.
Я ожидала, что моя мама прогонит эту девочку. Каково же было мое разочарование, когда мама, взяв меня крепко за руку, отвела от вольера и сказала:
  - Никогда, ты меня слышишь, никогда, не смей говорить так про людей.  У её родителей, возможно, нет денег, на красивые платья, но девочка в этом не виновата. Иди и сейчас же извинись перед ней. И для верности мама шлепнула меня пониже спины.
Я разревелась, но мои слезы, не тронули маму, и я подошла к девочке и сказала:
-Извини, я не знала, что у твоих папы с мамой нет денег.
Девочка нечего, не ответив, отошла к другому вольеру, а мама вместо благодарности нахмурилась.  Я тоже надулась, так и не поняв своим детским умишком, в чем дело. Мы пошли дальше и нам всем купили сладкую вату на палочке. Я была счастлива и забыла об этом инцинденте.
Мы уже доедали сладкую вату, когда подошли к вольеру с бегемотами. Их было два, и они сидели в воде, выставив только морды. Несколько мальчишек  вися на заборе, кидали в них камушки. Когда мы подошли  один из бегемотов грозно заревел, так как камень попал ему в нос. Я протиснулась к самой решетки и с любопытством смотрела на невиданного мною раньше зверя. Огромный бегемот грузно вышел из бассейна и, повернувшись к обидчикам, задом стал извергать фекалии, размахивая тонким хвостиком. Это напоминало извержение лавы из жерла вулкана.  Фекалии летели на зрителей, мне досталось  много, так как я стояла совсем рядом с решеткой. Я до сих пор отчетливо помню, как  противная, сильно пахнущая,  вязкая,  жижа прилипала к моей коже.  Все бросились в рассыпную, а меня громко ревущую, мама, подхватив на руки, отнесла в сторону. К нам уже бежали служители зоопарка. Запах от толпы стоял еще тот, и кто-то предложил смыть все это под струями поливочной машины, которая медленно ехала по соседней аллее. Все пострадавшие дружно кинулись туда. Когда меня зареванную и мокрую мама выводила за руку из зоопарка. Я увидела ту девочку, которую назвала нищенкой. Она заливалась веселым смехом, глядя на меня.
Я на всю жизнь запомнила этот урок. Стала осторожна в оценках и суждениях по поводу других людей.
Я росла и жизнь учила меня, что есть добро и зло, здоровье и болезнь, богатство и бедность.
Когда я окончила восемь классов, мама отдала меня в медицинское училище,  решив, что после него  у меня один путь медицинский институт, а не филологический факультет, о котором я мечтала. Раньше слово родителей было законом, и я стала учиться, там, где хотела мама.
 Была у нас на курсе Люба Дягилева, она жила вдвоем со старенькой бабушкой. Отец её  давно оставил их, а мать  умерла от рака. Они с бабушкой считали каждую копейку, и мы её подружки старались   подкормить Любу. Однажды когда нам давали стипендию, к кассе подошел преподаватель и стал требовать, что бы каждый студент купил лотерейный билет, иначе не видать зачета по его предмету. Нет зачета, нет стипендии и мы, скрипя зубами, выкладывали пятьдесят копеек за билет лотереи ДОСААФ. Когда очередь дошла до Любы, она стала слезно умолять Геннадия Николаевича, оставить ей эти деньги.
- Мы с бабушкой на эти деньги три дня прожить можем, купим кило мойвы по сорок четыре копейки и напечем пирогов и наедимся, можно я не буду брать билет?
- Я, тогда Дягилева не поставлю тебе зачет и  вообще стипендии лишу. С пеной у рта кричал преподаватель.
Делать нечего и рыдающая Люба купила этот билет. Мы с девчатами посочувствовали ей. Я же про себя подумала, но почему ей такое наказание и успокоила её:
- Ты не расстраивайся, может, ещё машину выиграешь!
- Отстань Ковалёва и без тебя тошно. Услышала я в ответ.
Прошло несколько месяцев, наступило время розыгрыша лотереи и о чудо на билет Любы выпал выигрыш мотоцикл  с коляской «Урал».   
Не передать, как она была счастлива и закричала:
- Когда получу выигрыш, наемся от пуза!
Мы все были рады за неё, что судьба ей улыбнулась. Зато наш преподаватель Геннадий Николаевич, ходил мрачнее тучи. В следующий раз он скупил все лотерейные билеты сам, не заставляя студентов, выкладывать свои кровные   и, конечно же, нечего не выиграл.
Прошло много лет, я вышла замуж, родила ребенка, развелась. Жили мы с дочерью дружно. Когда она поступила в университет, то в один из дней придя домой попросила:
- Мама со мной девочка учиться, она из детского дома, можно я приглашу её завтра к нам на обед?
- Конечно, пригласи, я приготовлю  обед! Ответила я.
На следующий день дочь пришла с новой подружкой. Девочка выглядела усталой и изможденной. Когда мы садились за стол, я перехватила её взгляд, украдкой брошенный  на еду. Это был взгляд оголодавшего человека. Ни до, ни после я не видела ни у кого такого взгляда. Девочка стеснялась, и я старалась подложить ей еще кусочек на тарелку. Уходила она от нас с сожалением. Прощаясь, я пригласила её придти завтра. Вечером мы долго говорили с дочерью и решили предложить Алле пожить у нас.
На следующий день мы озвучили наше предложение.
На глазах у девушки выступили слезы:
  - Спасибо, а я не буду Вам мешать? Дрожащим голосом спросила она.
- Нет, мы будем только рады! Хором воскликнули мы с дочерью.
Собрав  свой небогатый багаж, Алла переехала к нам.
Ночью я проснулась от крика:
- Не трогайте меня, не бейте! Раздавалось из комнаты девушки.
Дочь тоже выскочила из своей комнаты.
- Алла, что с тобой? Спросила я ее, тряся за плечо.
- Все нормально, просто плохой сон приснился. Вы простите что, что я Вас разбудила своими криками. Извиняющимся тоном произнесла девушка.  Со временем она стала оттаивать душой, округлилась, улыбка все чаще стала появляться на её лице. И кричать по ночам она тоже перестала.
Я ломала голову, как одеть и обуть её. Сидя  вечером за подсчетами, я подняла глаза вверх и взмолилась:
- Мне нужно пять тысяч, на одежду для бедной девочки!
Через несколько дней я, с девочками гуляя по рынку, в киоске купила три билетика «Лото-спринт». На один из них выпал выигрыш в пять тысяч рублей.   
- Девочки, мы богаты, у нас куча денег! Закричала я. А про себя ругнулась:
- И почему я Солоха, десять тысяч не попросила!
После проверки билета, мы получили деньги и купили Алле обновки.
Я заметила, что  тех людей, которые  издеваются над другими, судьба жестоко наказывает и наоборот тем, кто  очень нуждаются, приходит помощь.