«Драма на охоте» - драма Чехова?
Версия.
Из книги « А.П.Чехов в Звенигороде»
Может быть, не все читатели знают роман А.П. Чехова «Драма на охоте», но, безусловно, многие смотрели кинофильм «Мой ласковый и нежный зверь», поставлен-
ный по этому произведению, и слышали великолепный вальс Евгения Доги из этого кинофильма . Чем же привлекает это произведение?
Вернемся в лето 1884 года. Привлекает внимание фраза в книге Л. Малюгина, И. Гитович «Чехов»: «В середине лета Чехов перебрался в Звенигород – доктор Успенский попросил заменить его на время отпуска…Днем он принимал больных, а вечерами – лето стояло дождливое - писал роман «Драма на охоте».
Роман «Драма на охоте» начал печататься впервые в газете «Новости дня» с 4 августа 1884 года. По воспоминаниям современников Чехов запродал его «оптом», т.е. в основном он был почти полностью закончен к моменту публикации.
Таким образом, Чехов, с середины июля до конца месяца находившийся в Звенигороде, действительно мог здесь дописывать свое произведение, править его для печати, хотя в воспоминаниях Михаила Чехова нет связи этого произведения со Звенигородом. Да и судьба его необычна. Опубликовав его в газете, Чехов никогда к нему не возвращался. Неизвестны как история создания романа, так и высказывания о нем Чехова. Разные суждения были по поводу «Драмы на охоте», вплоть до того, что это пародия на авантюрно-приключенческие и уголовные романы - переводные и отечественные, в частности, на роман Эмиля Габорио «Господин Лекок». И хотя Антон Павлович никогда не высказывался по поводу этого произведения, он о нем не забывал. В письме к Липскерову в январе 1888 года Чехов вспоминает о том, что печатал на страницах его газеты свой роман. И еще было его высказывание на эту тему, но о нем ниже.
В конце 1885 года Чехов едет в Петербург, где знакомится с издателем Сувориным, а в январе 1886 года в письме к брату Александру пишет следующее: «Не употребляй в рассказах фамилий и имен своих знакомых. Это некрасиво: фамильярно, да и тогда знакомые теряют уважение к печатному слову».
А ровно через год в письме от 17 января 1887 года к тому же брату Александру он пишет: «… Видал Сувориху? На праздниках у меня был с визитом муж ее сестры. Поневоле пришлось отдать визит и познакомиться с ее сестрой и маменькой». В примечаниях к письмам говорится, что речь идет о В.С. Мамышеве, судебном следователе в Звенигороде. И вот на протяжении 1888 года, 1889, последний раз в 1890 году в письмах А.П. Чехов упоминает имя Мамышева в связи с различными обстоятельствами. Действительно в «Памятной книжке Московской губернии за 1890 год» упоминается имя Мамышева В.С. как судебного следователя, хотя в это время по письму Чехова А.С. Суворину от 20 февраля 1890 года Мамышев живет в Волоколамске. В 1895 году Мамышев В.С. в Верейском уезде – член Окружного суда.
Почему же привлекает этот человек? Судите сами, совершенно незнакомый человек приезжает к Антону Павловичу и тот не только принимает его, но и вынужден нанести ответный визит, вероятно, в Звенигород, где Мамышев в это время живет и работает, но не поясняет, почему он это делает.
Так кто же этот человек? К сожалению, сведения о нем довольно скудные: Мамышев Василий Семенович родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Будучи студентом 1-го курса юридического факультета СПБ университета принимал участие в студенческих волнениях и 2 октября 1861 года заключен в Петропавловскую крепость. По высочайшему повелению 4 декабря того же года прощен после строгого внушения с обязательством принять матрикул или возвратиться на родину. Освобожден из крепости 7 декабря 1861 года. В последствии работал мировым судьей в Тверской губернии, а, предположительно, в 1887 - 1889 г.г. судебным следователем в Звенигороде, о чем уже сказано выше.
В чем же суть? Все очень просто: «Драма на охоте» имеет подзаголовок - « из записок судебного следователя» и ведется от первого лица, коим является судебный следователь Камышев. Что это - случайное совпадение или Чехов откуда-то взял сюжет, изменил в фамилии главного героя одну букву (Мамышев- Камышев).. Фантазируем дальше, в конце 1885 года А.П. Чехов едет в Санкт- Петербург, знакомится с Сувориным, и выясняется невероятное: герой его романа - родственник Суворина. Тогда становится понятным и дальнейшее поведение Чехова - никаких рассуждений о «Драме на охоте», никаких комментариев, никаких воспоминаний. Становится понятным и его письмо к брату от января 1886 года, о котором шла речь выше. Через год он принимает внезапно приехавшего к нему совершенно незнакомого ему Мамышева и некоторое время поддерживает с ним связь, упоминая его в письмах, принимая его у себя в доме. Все это мог бы подтвердить или опровергнуть только сам Антон Павлович, но - увы! Но однажды он не выдерживает и, вопреки, всем комментаторам, впоследствии писавшим, что он никогда не вспоминал «Драму на охоте», в письме к А.С. Суворину от 28 октября 1889 года он пишет: «…Был у меня В.С. Мамышев, звенигородский Лекок. Он сильно похудел, постарел и как-то согнулся». А теперь вспомните письмо графа Карнеева к судебному следователю Камышеву из самого романа: «Милый мой Лекок! Если ты еще жив, здравствуешь и еще не забыл своего всепьянейшего друга, то, ни минуты не медля, облекайся в свои одежды и мчись ко мне.»
Ведь герой произведений Габорио - Лекок – был вначале связан с уголовным миром, а затем стал полицейским сыщиком. О Мамышеве Антон Павлович, вероятно, знал, что тот сидел в крепости, а затем стал юристом.
Думается, что подобная версия дает хоть какое - то объяснение отношения Чехова к этому своему произведению.
СМИРНОВ Ю,А,
СМИРНОВА З.М.