***

Юрий Смирнов 2
                «Драма  на  охоте»  -  драма  Чехова?
                Версия.

                Из  книги  « А.П.Чехов  в  Звенигороде»

   Может  быть,  не  все  читатели  знают  роман  А.П. Чехова  «Драма  на  охоте»,  но,  безусловно,  многие  смотрели  кинофильм  «Мой  ласковый  и  нежный  зверь», поставлен-
ный  по этому  произведению,  и  слышали  великолепный  вальс  Евгения  Доги  из  этого  кинофильма .  Чем  же  привлекает  это  произведение?               
Вернемся   в  лето  1884  года.  Привлекает   внимание    фраза  в  книге  Л. Малюгина,  И. Гитович   «Чехов»: «В  середине  лета  Чехов  перебрался  в  Звенигород – доктор  Успенский  попросил  заменить  его  на  время  отпуска…Днем  он  принимал  больных,  а  вечерами – лето  стояло  дождливое  -  писал  роман  «Драма  на  охоте».
       Роман  «Драма  на  охоте»  начал  печататься    впервые  в  газете   «Новости  дня» с  4  августа  1884  года. По  воспоминаниям   современников  Чехов  запродал  его  «оптом», т.е.   в  основном  он  был  почти  полностью  закончен  к  моменту  публикации.
Таким  образом,   Чехов,  с  середины  июля  до  конца  месяца  находившийся  в  Звенигороде,  действительно  мог  здесь  дописывать  свое произведение,  править  его  для   печати,  хотя  в  воспоминаниях  Михаила  Чехова  нет  связи  этого  произведения  со  Звенигородом.  Да  и  судьба  его  необычна.  Опубликовав  его  в  газете,  Чехов    никогда  к  нему  не  возвращался.  Неизвестны  как  история  создания  романа,  так  и  высказывания  о  нем  Чехова.  Разные  суждения  были  по  поводу  «Драмы  на  охоте»,  вплоть  до  того,  что  это  пародия  на  авантюрно-приключенческие и  уголовные  романы  -  переводные  и  отечественные, в  частности, на  роман  Эмиля   Габорио  «Господин  Лекок».  И  хотя  Антон  Павлович  никогда  не  высказывался  по  поводу  этого  произведения,  он о  нем  не  забывал.   В  письме  к  Липскерову   в  январе  1888   года  Чехов вспоминает  о  том,  что  печатал  на  страницах   его  газеты  свой  роман.  И  еще  было  его  высказывание  на  эту  тему,  но  о  нем  ниже.
    В  конце  1885  года  Чехов  едет  в  Петербург,  где  знакомится   с  издателем   Сувориным,  а   в   январе  1886  года   в  письме  к брату  Александру  пишет  следующее: «Не  употребляй   в рассказах  фамилий  и  имен  своих  знакомых. Это  некрасиво:  фамильярно,  да  и  тогда  знакомые  теряют   уважение  к  печатному  слову».
    А  ровно  через  год  в  письме  от  17  января  1887  года  к  тому  же  брату  Александру  он  пишет:  «… Видал   Сувориху? На  праздниках  у  меня  был  с визитом  муж  ее  сестры. Поневоле  пришлось  отдать  визит  и познакомиться  с  ее  сестрой и  маменькой». В  примечаниях  к  письмам  говорится,  что  речь  идет  о  В.С.  Мамышеве,  судебном  следователе  в  Звенигороде.  И  вот  на  протяжении  1888  года,  1889,    последний  раз  в  1890  году  в  письмах  А.П.  Чехов  упоминает  имя  Мамышева  в  связи  с  различными  обстоятельствами.  Действительно  в  «Памятной  книжке  Московской  губернии  за  1890  год»  упоминается  имя  Мамышева  В.С.  как   судебного  следователя,  хотя  в  это  время  по  письму  Чехова  А.С.  Суворину  от  20  февраля  1890  года  Мамышев  живет  в  Волоколамске. В 1895  году  Мамышев  В.С.   в  Верейском  уезде – член  Окружного  суда. 
Почему  же   привлекает  этот  человек?  Судите  сами,  совершенно  незнакомый  человек  приезжает  к  Антону  Павловичу  и  тот  не  только  принимает  его,  но  и  вынужден  нанести  ответный  визит,  вероятно,  в  Звенигород,  где   Мамышев  в  это  время  живет  и  работает,  но  не  поясняет,  почему  он   это  делает.
Так  кто  же  этот  человек?  К  сожалению,  сведения  о  нем  довольно  скудные:  Мамышев  Василий  Семенович  родился  в  Вышневолоцком  уезде  Тверской  губернии.  Будучи  студентом  1-го  курса  юридического  факультета  СПБ  университета   принимал  участие  в  студенческих  волнениях  и  2  октября  1861  года  заключен  в  Петропавловскую  крепость.  По  высочайшему  повелению  4  декабря  того  же  года  прощен  после  строгого  внушения  с  обязательством  принять  матрикул  или  возвратиться  на  родину.  Освобожден   из  крепости  7  декабря  1861  года.  В  последствии  работал  мировым  судьей   в  Тверской  губернии,  а,  предположительно, в  1887  -  1889  г.г.  судебным  следователем  в  Звенигороде,  о  чем    уже  сказано  выше. 
        В  чем  же  суть?  Все  очень  просто:  «Драма  на  охоте»  имеет  подзаголовок  - « из  записок  судебного  следователя»  и  ведется   от  первого  лица,  коим   является   судебный  следователь  Камышев.  Что  это  -  случайное  совпадение  или  Чехов  откуда-то  взял  сюжет,  изменил  в фамилии   главного  героя  одну  букву  (Мамышев- Камышев)..   Фантазируем  дальше,  в  конце  1885  года  А.П.  Чехов  едет  в  Санкт- Петербург, знакомится  с  Сувориным,  и  выясняется  невероятное:  герой  его  романа  - родственник  Суворина.  Тогда  становится  понятным  и  дальнейшее  поведение  Чехова  -  никаких  рассуждений  о  «Драме  на  охоте»,  никаких  комментариев,  никаких  воспоминаний.  Становится  понятным  и   его  письмо  к  брату  от  января  1886  года,  о  котором  шла  речь  выше.  Через  год  он  принимает  внезапно  приехавшего  к  нему  совершенно  незнакомого  ему  Мамышева  и   некоторое  время  поддерживает  с  ним  связь,  упоминая  его  в  письмах,  принимая  его  у  себя  в  доме.  Все  это  мог  бы  подтвердить  или  опровергнуть  только  сам  Антон  Павлович,  но  - увы!  Но  однажды он не выдерживает  и,  вопреки,  всем  комментаторам,  впоследствии  писавшим,  что  он  никогда  не  вспоминал  «Драму  на  охоте»,  в  письме  к  А.С. Суворину  от  28  октября  1889  года  он  пишет:  «…Был  у  меня  В.С.  Мамышев,  звенигородский  Лекок. Он  сильно  похудел,  постарел  и  как-то  согнулся».   А  теперь  вспомните  письмо  графа  Карнеева  к  судебному  следователю  Камышеву  из  самого  романа:  «Милый  мой   Лекок!  Если  ты  еще  жив,  здравствуешь  и  еще  не  забыл  своего  всепьянейшего  друга,  то,   ни  минуты  не  медля,  облекайся  в  свои  одежды  и  мчись  ко  мне.» 
     Ведь  герой  произведений  Габорио  -  Лекок  –  был  вначале связан  с  уголовным  миром,  а  затем  стал  полицейским  сыщиком.  О  Мамышеве  Антон  Павлович,  вероятно,  знал,  что  тот  сидел  в  крепости,  а  затем  стал  юристом. 
       Думается,   что  подобная  версия  дает  хоть  какое - то  объяснение отношения  Чехова  к  этому  своему  произведению.
       

                СМИРНОВ  Ю,А,
                СМИРНОВА  З.М.