Общее в мифах о мироздании

Мидлав Веребах
За сказочностью и мифологичностью первых глав "Бытия" ("Торы") проступает некая цельная, весьма современная теория создания Вселенной, Земли, ступеней эволюции живых существ. Не могли эти откровения быть плодом воображения полудиких кочевников-семитов. Или даже их предводителя - Моисея, образованнейшего человека тех давних времён, как утверждают знатоки.

Эта глобальная концепция миросозидания из Ничего или из Хаоса, с разделением на противоположности, материю и антиматерию, энергию и "тёмную" энергию, физическое и духовное, сходна во многих религиях. Особенно в вопросах создания первых людей. Может, неспроста это? Древние тёмные народы передают друг другу некое Знание о том, что их мозги уразуметь в принципе не могут (см. мою статью «Главная тайна Бытия» http://www.proza.ru/2010/04/28/1269).

Вот краткое сравнение принципов создания Вселенной и человека в различных религиях:

ЗОРОАСТРИЗМ.  История возникновения мира делится на четыре периода. Первый  — предсуществование вещей и идей – прообразов всего, что позднее было создано. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»). Второй период – возникновение мира тварного, материального. Положительный Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. Его противник Ахриман действует параллельно: создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся правильным законам движения небесных сфер. Он насылает смерть на первого человека и первобыка. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение. От умершего первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий (совсем как в Бытии. См. «Сотворение человека» главы 2 и 3 http://www.proza.ru/2010/03/15/93 и http://www.proza.ru/2010/03/16/1324), а от первобыка происходят все животные.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ. По наиболее известному мифу о сотворении мира (II век до н.э.) в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала — Инь (тёмный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. Постепенно в хаосе выделились две силы: Свет и Тьма, а из них образовались небо и земля.

ДАОСИЗМ. Сотворение Вселенной происходит в несколько этапов результате простых принципов. В начале была пустота — У-цзи, неизвестное. Вакуум порождает две формы энергии: Инь и Ян. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют ци — энергию (колебания) и в конечном счёте всё, что существует.

СИКХИЗМ. Сикхи верят в единого всемогущего Бога-Творца, имеющего две ипостаси — Ниргун (Абсолют) и Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До Творения Бог существовал только как Абсолют и не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он нашёл свое выражение через Имя. Через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде, как Любовь.

ИУДАИЗМ: «Десять вещей были созданы в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» (Талмуд, Хагига 12а), «Десятью речениями создан мир» (Мишна, Авот 5:1)


Все совпадения перечислить в короткой статье невозможно. Даже в верованиях  диких, изолированных племён Африки, Австралии и Южной Америки, изученных великим этнографом Дж.Фрезером, имеются аналогичные постулаты.

Вот аборигены Австралии:
"Создатель Пунд-джел своим большим ножом срезал три крупных листа древесной коры, положил на один из них кусок глины и обработал ее и придал ей  надлежащую  плотность.  Затем он переложил часть глины  на  другой лист коры и вылепил из нее человеческую фигуру... Такую же самую человеческую фигуру из глины он сделал  и  на последнем листе коры и так остался доволен своими произведениями, что от радости стал плясать вокруг них.  Потом он  взял  волокнистую  кору эвкалипта, сделал  из нее волосы и приклеил их к голове каждой фигуры. Тогда он еще раз посмотрел на  своих  глиняных  людей,  опять  остался очень доволен  и опять от радости заплясал вокруг них.  После этого он лег на них всем телом и стал дышать им прямо в рот, нос и в пуп, и они зашевелились, заговорили" [Дж. Фрэзер,  Библейские сказания,  М. - Л. 1931].

А вот даяки с о.Борнео (Индонезия):
«Первый человек был сотворен двумя большими птицами. Сперва они пытались сделать людей из деревьев, но попытка оказалась тщетной. Потом они стали высекать их из скал, но каменные истуканы не могли говорить. Тогда они вылепили человека из сырой земли и влили в его жилы красную смолу... После этого они окликнули человека,  и он отозвался, стали резать его тело,  и кровь потекла из ран. И они дали ему  имя "Тана Кумпок", т.е. "слепок из земли".

У племени куми на Филиппинских островах были похожие убеждения:
"Бог сперва создал мир и деревья и пресмыкающихся, а потом вылепил из глины два тела - мужское и женское, но в ту же ночь, когда он окончил свою работу, явилась большая змея и, пока бог спал, сожрала оба тела. Так случалось два или три раза, и бог стал в тупик, не зная, как быть дальше, потому что ему приходилось работать целый  день, чтобы вылепить эту пару тел... Наконец, однажды утром он поднялся рано и начал с того, что сделал собаку и вложил в нее жизнь. А потом, изготовив вновь человеческие изображения, он в ту же ночь поставил собаку сторожить их, и когда пришла змея, то собака залаяла и прогнала змею прочь" (Там же)

Чем эти версии хуже библейского сказания? А сколько общего! Почему практически все нецивилизованные «сочинители» давних времён упорно верят в одну и ту же версию создания мира и человека? В их зашифрованных сказках явно прочитывается Знание, пока недоступное даже нам, вооружившимся изощрёнными инструментами познания: коллайдерами, радиотелескопами, компьютерами и генными технологиями.
В отличие от нас они ЗНАЛИ о Разумности и Целесообразности вселенной.