Близкая Thule и династия Dealu-Basaraba

Олег Гуцуляк
БЛИЗКАЯ THULE  И ДИНАСТИЯ DEALU-BASARABA
 
Болгарский исследователь Иван Митев (Шегор Расате) обратил внимание на то, что род правителей гуннов, к которому принадлежал и воинственный Аттила (Этцель германских саг, Авитохол булгарских надписей), именовался Дуло [Расате Шегор. Езичеството. Боговете на българите. Основи на Арийския мироглед. – Русе: Издателство на Общество Дуло, 2002. – 34 с.].

Также утвеждается, что Чингисхан родился в местности Дэли-ун-болдах. Предполагают, что речь может идти об урочище на правом берегу реки Онон (бассейн Амура), которое в XIX в. носило у местного населения название Дэл-юн-булдак. Располагалось оно в 245 км к юго-западу от города Нерчинска и в 9 км от тогдашней российско-китайской границы. Если это отождествление верно, то Чингисхан родился на территории современного Забайкальского края (бывшей Читинской области) Российской Федерации. В XII в. эта местность входила в район кочевий могущественного племенного союза монголов-тайджиутов, к которому принадлежали и кияты – племя Чингисхана. У Чингисхана, если верить хроникам, были светлые глаза и светлые волосы. Считалось, что светлые волосы у Чингисхана по причине того, что род его (Борджигин) восходит к некоему небесному человеку. В старости волосы Чингисхана, по многочисленным свидетельствам, не изменили свой цвет – остались те же.

Также известна разветвленная династия арабских эмиров в Иране, Ираке и Средней Азии Ад-Даула, которая правила в Х-ХІ вв. Ёё представители преимущественно принадлежали к партии шиитов, а их халифы описывались современниками как люди со светлыми волосами, белым лицом и голубыми глазами.
В языках народов Памира, родственных булгарам, слово «туле» означает «богом обустроенный порядок» (аналог санскр. rta,  иран. arta/ashi). Булгарская летопись «Джагфар Тариха» называет жителей Памира «камирцы», что явно намекает на индоарийских киммерийцев, общих предков булгар, саков, алан и армян. Самоназванием тюркоязычного этноса Северного Кавказа балкарцев, осколка тех же булгар, есть слово «таулу» – «горцы».

В современном чувашском языке «тяуле», «тюле»  значит «камень». Если принять во внимание утверждение учених, что чувашский язык является прямым наследником староболгарського, тогда можно расшифровать род «Дуло» именно как «каменный; (некоего священного) камня».

Также словом Туле (родственно брет. taol «стол», taol maen «каменный стол; дольмен») была названа столица кельтского государственного образования во Фракии в ІІІ в. н.э. (ныне город Тулово, возле Старой Загоры), а её основатель, считается, имел священное имя «Болг» (а другой – «Брем»). Болгарская летописная традиция в лице иеромонаха Спиридона, автора «Истории во кратце о болгарском народе словенском», называет отцом Болга легендарного царя Коледа, в честь которого и происходит зимний праздник Коляда (аналог северного Юла-Йеля). И. Митев (Ш. Расате) считает, что в этом предании о Коледе и Болге зафиксировался рассказ о кельтском происхождении господствующей касты Фракии, идентичной кельтской кимврской (cymraeg) касте воинов, известной как «Каледвулх», реинтерпретированной в эпической традиции на название меча короля Артура (латинская форма – «Эскалибур») [Расате Шегор. Ние, Болг-Арите // http://www.kanatangra.wallst.ru/bolg-arya.htm]. В сербских легендах фракийский «Болг» («Волк») известен как мифический герой Вук («Волк») Огненный Змей, вступающий в единоборство  с отцом Огенным Змеем (символ ирано-аланских племен), изнасиловавшего ранее его мать. В древнерусских былинах ему идентичны князь Вольга (правда, былина о Вольге и Микуле известна исключительно в Прионежье).

В древней столице Валахии Тырговиште (до 1714 г.), на р. Яломице и в географическом районе Домбовица, находиться сакральный топос Dealu-Kloster (Дялу-монастырь), известный уже с 1431 г. при Александре Алдя. Жупаном Нягу Басарабом, вассалом Владислава Дана, а господарем Матеем Басарабом он был в своё время перестроен и расширен церковью святого Николая. В начале XVIII в. значительная часть жителей Валахии (Банат и Срем), главным образом этнические сербы, бежавшие сюда после турецкого порабощения родины в 1459 г., эммигрировала в галицкое Покутье, где основали поселения с «валашским правом» и перенесли топонимику со своей родины (среди них – Торговиця, Делева, Тулова и др.).

Именно в валашском монастыре Дялу короновался в 1456 г. валашский господарь Влад ІІІ Басараб, известный под именами «Цепеш» («Сажающий на кол») и «Дракула» (сын рыцаря европейского Ордена Дракона, в который инициировал император Священной Римской империи Сигизмунд Люксембургский). Легенды о якобы ужасных преступлениях Влада распускали сброшенный им братоубийца и бывший господарь Молдовы Петр IV Арон и его венгерский союзник король Матьяш Корвин, а также турки, поскольку именно Влад ІІІ объявил в 1461 г.  православный «крестовый поход» на Цареград. Вероятно, приложили руку к формированию образа Влада Цепеша и предатели этого похода – молдавский господарь Стефан Великий, который ударил валахам в спину и захватил их форпост – Килию (Стефан также построил аналогичный к сакральному валашскому топосу Дялу монастырь Путна, где и был похоронен в 1504 г.), и венгерский воевода Матьяш Хуньяди, который прикарманил финансы, предоставленные папой римским для крестового похода, а затем в 1462 г. бросил в темницу самого Влада III на десять лет. Освободился валашский господарь только тогда, когда перешел в католичество, женился на родственнице венгерского короля и затем вторгся в Валахию с наёмниками. Однако православное население не признало во Владе правителя, в связи с принятием им католичества он был объявлен «двоедушным», что и укрепило предание о нем ка о «вампире». Именно дьяк Курицын, глава ереси «жидовствующих», первым обвинил Цепеша в «посмертном вампиризме», будучи протеже Елены Еретички, дочери врага Влада Стефана Великого и невестки Ивана ІІІ.

Сын Влада Цепеша Дракулы Михня I выдал свою внучку Поликсену замуж за Марко Якша. Ее потомок – Клодин Сьюзан Редей, бабушка Марии Тек, супруги Георга V Виндзора. Среди ее потомков есть правящий дом Великобритании.
Само государство влахов (Россовлахию) в 1324 г. основал великий воевода (эрцгерцог) Басараб І (род. 1289, правил ок.1310-1352 гг.) с престолом в Куртя-де-Арджеш. Первая столица валахов была в городке Кампылунго («долгое поле») под Карпатскими горами. Затем валахи перенесли свою столицу ещё южнее – в городок Арджис (Аргеш). Поскольку в подвластной венгерским королям Трансильвании чиновники назывались воеводами как эквивалент германского «герцог» (венгры переделали это слово в «вайда»), то переселившиеся к югу от Карпатских гор валахи своих правителей тоже стали называть воеводами. В источниках упоминаются варианты написания имени как Bazarad, или Bazarab, и этимологизируется оно от турец. bassara «давить, гнобить» ~ латин. oppressore «давитель, гнобитель» > укр. «опришок». Басараб І, как и его отец, вначале называется в венгерских документах как «наш верный трансальпийский воевода», но затем – как «неверный святой короне». Именно Басараб І разбил в 1330 г. возле Посады войско венгерского короля Карла І Анжуйского, и не без помощи рыцарей-тамплиеров, перешедших на сторону валахов. Родовой герб Басарабилор очень похож на герб Карла Анжуйского.

Как князь Олтении Басараб І якобы имел славянское имя Тудомир, христианское – Йона (Иванко), его отец – Тихомир (или Тухомир) (годы жизни 1273-1310 гг., правил ок. 1280-1310 гг., по другим данным ок. 1290-1310 гг.), а дед – Сенислав (правил ок. 1240-1280 гг.).

Но согласно с венгерскими документами, Басараб I является сыном половецкого («куманского») князя Thocomerius’a, Тохтамира, Ток-Томира/Тимура (1290-1312 гг.). Русские летописи знают его под 1295 г. как Токтомира, монгольского представителя в Крыму. Возможно также отождествление его с представителем ветви Джучидов Тука-Тимуром, сын которого Уранг-Тимур имел, по Абульгази, владения в Крыму. Но к ветви Орду-Ичена из наследников Чингиз-хана также принадлежал Тока/Тукай-Тимур, вассал и брат Орду-Ичена, сына Чингиз-хана, а его внук Савур, сын Урук-Тимура, разбил ставленника Узбек-хана в Азербайджане.

Отделение Тохтамира (сына Кукджу, сына Беркечара, сына Джучи) от Золотой Орды, скорее всего, связано с исламизацией в Золотой Орде, гражданской войной против немусульман, а также репрессиями Узбека против джучидов. После смерти Тохты в 1312 году в Золотой Орде началась гражданская война.
Современником Тока-Тимура был его родственник Саси-Бука/буга, хан Синей орды (1310-1321 гг.), основатель валашско-польской родовой шляхты Сас, который по приказу Узбек-хана умиротворял Венгрию и Галицию и, возможно, именно он убил галицко-волынских королей Андрея и Льва Юрьевичей.

Но валашские хроники XVII в. называют первым валашским воеводой некоего мифического Раду Негру («Раду Черного»), хотя в других генеалогических версиях он, с одной стороны – отец Мирчи Старого, дед Влада ІІІ и прадед Влада Цепеша, с другой стороны – сын Александра и внук Иона Басараба. В генеалогических справочниках [Аlmanach de Gotha 1895, P. 339-340; Аlmanach de Gotha 1913, P. 306] указывается, что впервые Дом Бассараба упоминается 1300 г., а первая известная персона – Югомир (Jugomir Bassaraba), князь Валахии.

Александр, сын воеводы Валахии Иоанна Басараба, отдал свою дочь Елизавету Лацфих (El;bieta Lackfich), сестру Раду Черного (прадеда Влада Цепеша Дракулы), за силезского князя Владислава Оппольчика Пяста (1326-1401), палатина венгерской короны.  Дочь Елизаветы Басараб и Владислава Оппольчика Катерина фон Шлесен Оппельн (1367-1420) вышла замуж за герцога Генриха VIII Сагана (ум. 1387). Их сын герцог Иоганн I Саган (1386-1439) со Схоластикой (1395-1463), дочерью саксонского курфюрста Рудольфа ІІІ, имел двух дочерей Анну фон Саган и Маргариту фон Саган. Через них он является предком многих европейских домов.  Анна фон Саган от Альберта ІІІ фон Линдау-Руппин имела дочь Анну фон Линдау-Руппин, жену Георга І фон Ангальт-Цербского и мать Эрнеста фон Ангальт-Цербского (ум. 1516). Маргарита фон Саган от Генриха ІІІ Брауншвейг-Грубенхагена (1416-1464) имела сыновей Оттона и Генриха IV Брауншвейг-Грубенхагенских. Таким образом, среди потомков Александра, сына Йона Басараба І, – Луиза Вильгельмина (1817-1898), супруга Кристиана IX Ольденбурга. Их потомками являются королевские дома России (Николай II и его братья и предки), Греции (Георг I), Норвегии (Хакон VII), Дании (Фредерик VIII), Бельгии (Балдуин I), Испании (София, жена Хуан Карлоса).

В своё время династия  Бассараба приобрела во владение Бранковени (район Каракулу, Румыния), а около 1600 г. приняла достоинство венгерских графов де Бранкован, 19 мая 1688 г. графов де Лаксенбург, а 30 января 1695 г. достоинсто графов де Бранкован переведено в князей Священной Римской империи.
Последний прямой по крови князь де Бассараба де Бранкован умер в 1833 г.
Его приемной дочерью была психически больная Зоэ Маврокордато де Бессараба де Бранкован (фон Бассараб-Бранкован), и она умерла невменяемой.  Зоэ стала женой Георга III Деметра Бибеско (1804, Крайова – 1 июня 1872, Париж), который был избран Господарем Валахии с декабря 1842 г., утвержден Портой 2 июня 1843 г., правил до 23 июня 1848 г. Он принял в 1828 г. княжеское имя де Бранкован для сына, который произошел от этого брака. Титул был утвержден в 25 февраля 1860 г. в Австрии de ce servire титул валашского принца. Их сын Грегуар Бибеско (24 декабря 1827 – 15 октября 1886) унаследовал титул принц де Бассараба де Бранкован, князь (фюрст) Бассараба фон Бранокван. Его жена – принцесса Рашель (? – 28 мая 1874, Лондон), дочь Музурус-паши, бывшего посла Блистательной Порты в Лондоне. Их сын Мишель Константин, принц де Бассараба де Бранкован (1 октября 1875, Amphion, Haute Savoie – ?), су-лейтенант резерва армии Румынии, греко-католик, был женат на  Эжени Антониадис (18 октября 1874, Александрия, Египет – ?). Остальные братья Грегуара – Николай, Георг и Александр – имели только титул принцев Бибеско. Сестры Мишеля Константина – принцесса Катрин Элен де Бранкован (30 июня 1878, Париж – ?), вышла замуж за Александра де Рике, принца де Караман-Шимэ, и  принцесса Анна Элизабет де Бранкован (15 ноября 1876, Париж – 30 апреля 1933, Париж), вышла замуж 18 августа 1897 г. за графа Матьё де Ноай (de Noailles) и стала известна как французская поэтесса Анна де Ноай, философ и мистик [Masson A. La comtesse de Noailles, son ;uvre. – P., 1924; Jammes F. L’;volution spirituelle de m-me de Noailles. – 1926; Larnac J. Comtesse de Noailles, sa vie, son ;uvre. – P., 1931; Brodlova V. La po;sie d’Anna de Noailles. – Dijon, 1931].

Принцесса Франсуаза Мари Жанн Бибеско (La princesse Fran;oise Marie Jeanne Bibesco; Жанна Бибеско, в монашестве Бени де Жезус, M;re B;nie de J;sus, 1861 – 1944), её отец – принц Николай Бибеско, офицер французской службы, мать – Элен Ней д’Эльшинген (H;l;ne Ney d'Elchingen), внучка наполеоновского маршала Мишеля Нэя, князя Москворецкого (prince de la Moskowa). Она – старшая из шести сестёр. В 21 год вступила в Орден кармелиток и много лет возглавляла кармелитский монастырь в Алжире. В 1890-1900 гг. была известна как один из лидеров католического сопротивления во Франции, яростно сражалась против секуляризации и атеистического закона о конгрегациях. С ней много лет поддерживал тайную интимную переписку доктор Эмиль Комб, виднейший политик того времени (премьер-министр в 1902-1905); по некоторым сведениям, это был роман, не совсем платонический. В 1930-х гг. принцесса оказалась в полной нищете, жила в доме престарелых Галиньяни, в Нёйи сюр Сэн (la maison de retraite Galignani ; Neuilly), где и умерла, в возрасте 80 лет. Во время второй мировой войны, в глубокой старости, она была тайным агентом Сопротивления, содействовала британской разведке. Только после того, как Кристин Оддо опубликовала её биографию (2007 год, Christine Oddo, La Princesse Jeanne Bibesco, Paris, ;ditions du Cerf), мать Бени де Жезус (принцесса Бибеско) стала признанной национальной героиней Сопротивления.
В 1980 году пожилая румынская принцесса Екатерина Олимпия Кретцулеско(Кретзулеску)-Караджеско, которая являлась невесткой последнего из династии де Бессараба, познакомилась с обычным немецким кондитером, звали его Оттомар Бербиг. Принцессу поразила трансильванская внешность Оттомара, особенно его черные кучерявые волосы и усы. У женщины не было детей, но она хотела, чтобы ее род продлился, поэтому и усыновила Бербига в 1987 г. Он принял имя Оттомар Рудольф Влад Дракула, князь Кретзулеску и стал торговать антиквариатом. В 2002 г., когда для начала объявил политическую независимость своего 38-акрового поместья на юго-восток от Берлина. На подъезде к своему замку он установил дорожный знак Королевство Дракулы, начал выпускать собственные паспорта с бело-желто-голубым гербом Кретзулеску и ввел для иностранцев титул почетного гражданина. Затем граф попытался присоединить к своему королевству ближайшее село Шенкендорф с населением в 1 200 человек. Мэр Шенкендорфа даже согласился стать управителем самопровозглашенного государства. Оттомар Влад Дракула жил, в основном, за счет своего замка в Шенкендорфе, который ежегодно посещают около 100 тысяч фанатов легендарного вампира. В замок ведут каменные ворота, желающие могут посетить довольно высокую смотровую башню или отобедать в ресторане, сидя на мрачных, затянутых паутиной гробах. Фирменное развлечение шенкендорфского замка – вечеринки доноров, проходящие под патронажем Красного Креста. Вскоре он призвал ведущие дворянские семьи Европы принять участие в конкурсе на наследование знаменитого княжеского титула. Он обеспокоен тем, что род легендарного Дракулы может прекратиться. Наследник умирающего клана отметил, что он и его подруга старались сами завести ребенка, но у них ничего не получилось. В интервью радиостанции BBC Оттомар Рудольф Влад Дракула сказал, что потенциальному наследнику не следует беспокоиться о странной репутации рода, а характерное для вампиров отвращение к чесноку вовсе не является обязательным требованием. «Меня бы устроило, если бы откликнулся любой принц или принцесса, только настоящие, – уточнил князь. – Я не могу взять человека с улицы».

Под «человеком с улицы» князь, видимо, подразумевает 52-летнего Штефана Брандес-Лэцеа, который живет в румынском городе Сибиу и считает себя единственным в мире представителем рода Влада Цепеша Дракулы. Штефан работает каскадером и является председателем ассоциации «Дракула», занимающейся организацией различного рода фестивалей и спектаклей о средневековой жизни Румынии. По его утверждениям, он родился в том же самом городе Сигишоара, где и его «знаменитый предок», и в том же самом доме, построенном в XII в. В возрасте 11 лет Штефан обнаружил в большом здании тайник, в котором находилась старинная сабля и серебряный медальон, датированный 1546 годом, а также несколько средневековых документов. Из них следовало, что семья Брандес-Лэцеа является прямым потомком рода Цепеша Дракулы по материнской линии.

В 2008 г Умер Оттомар Родольф Влад Дракула принц Кретцулеско на 67-м году жизни от рака мозга. Но у него, все же, остался полторагодовалый сын – Оттомар Дракула-младший. Со своей 27-летней матерью Дженетт проживает в маленькой деревушке в восточно-германской федеральной земле Бранденбург.