Скифо-сарматский субстрат восточнославянских полян

Олег Гуцуляк
Как указывает российский археолог В. Седов, группа среднеднепровских славян в  ІХ-ХІІ вв., погребавшая мертвых в грунтовых могилах под курганами, сформировалась вследствии славянизации местных ираноязычных скифо-сарматских племен, конкретизируя их как носителей пеньковской культуры, наследницы северного варианта черняховской культуры [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. — 1972. — № 4. — С. 118].

Иными словами, славяне, оставившие среднеднепровские курганные трупоположения в грунтовых ямах, в значительной мере были наследниками скифо-сарматских племен. Далее определенная часть среднеднепровских племен мигрировала на запад и колонизировала земли Верхнего и Среднего Приднестровья, о чем свидетельствуют курганы (например, курган «Настасина могила», возле с. Крилос, которое на месте древнего Галича) и одиночные находки, связанные с данной культуры.
 
Следы иранского влияния на восточнославянские языки оказываются не только в материалах лексики, но обнаруживаются и в фонетике и грамматике. В.И. Абаев показал, что смена взрывного g, характерного общеславянскому праязыку, в задненёбный фрикативный h произошло в некоторых славянских языках (в том числе в южной части восточнославянского ареала) в условиях скифо-сарматского влияния. Поскольку фонетика, как правило, не перенимается от соседей, это дает основание В.И. Абаеву утверждать, что в формировании южной части восточного славянства (будущие украинские и южнорусские наречия) принимал участие скифо-сарматский субстрат. Также следствием скифо-сарматского влияния были также образование в восточнославянском языке генетива-аккузатива и близость восточнославянской и осетинской в перфектирующей функции превербов. В числе языческих богов, которым поклонялись восточные славяне, летописи называют Хорса и Симаргла, иранское (скифо-сарматское) происхождение которых является безспорным. В.И. Абаев обнаруживает также семантическую и этимологическую параллель между восточнославянским божеством Родом и осетинским Naf (Рід) [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. — 1972. — № 4. — С. 126-127] (к этому также сопоставить слав. Навь «дух предка»). В языческом пантеоне западных и южных славян божества иранского происхождения неизвестны.

Славянизированные сарматы, подвергшись влиянию пришедших с севера славян, вероятнее всего, в языковом плане, однако, сохранили свой черняховский обряд (религиозное мировоззрение), следствием чего погребения наследников черняховских племен на этой территории оказываются идентичны — трупоположение в курганах с грунтовыми ямами.
Также со славянизацией скифо-сармат Среднего Поднепровья антропологический состав черняховцев — мезодолихокранный узколицый тип — не был прерван.

Осетины как вероятные наследники сармат на Кавказе являются четкими представителями широколицего кавкасионского антропологического типа, в то время как аланы, рассматриваемые как одно из центральных сарматских племен Кавказа и Европы, оказываются представителями совсем иного типа — узколицего варианта европеоидной расы. Отличия между осетинами и аланами по скуловой широте максимальны в границах европеоидной расы, то есть генетического родства между ними нет. Пришлое аланское население только передало местному кавказскому населению свой язык, обусловило влияние на культуру [Цветкова Н.Н. Антропологический материал как исторический источник // Славяне: Этногенез и этническая история (Междисциплинарные исследования): Межвузовский сборник. — Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. — С. 21]. Также непосредственные наследники алан (ясов) до сих пор компактно проживают в области Ясшаг на востоке Венгрии.
Письменные источники всегда четко различают алан и сармат, никогда не отождествляя их [Габуев Т.А. Происхождения алан по данным письменных источников // Вестник древней истории. – 2000. — № 3. – С.50-51].

Вероятно, что Птолемею аланы известны как «аланорсы» (alanorsoi), где компонент «алан» происходит из тюркских языков (alan, alang, jalan) и объясняется как «равнина, поле, долина», «холм, горка» и также попал в угро-финнские языки (фин. alanko «низина», эст. alango "низина, долина") [Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Наука, 1984. – С.44-45]. Историк Аммиан Марцелин утверждал, что аланы «получили свое название от гор» и что «… они, аналогично с персами, распространили своё имя как благородное на всех остальных» (Res.Gest.libri, XXXI) [Габуев Т.А. Происхождение алан по данным письменных источников (одно из сарматских племен) // Вестник древней истории. — М., 2000. — № 3. — С. 50-52].

Собственно поляне жили на Киевских горах и Нестор-летописец определил, что они — «Русь» (лат. rus, кельт. reuth "поле"). Понятие «поле» вмещает в себе категорию ограниченного пространства, представляющегося в виде холма, кургана. Также, как указывает М. Покровский, в осетинском языке «поле» означает как место охоты, так и саму охоту (ассоциация смежности). Во времена судебных поединков в древней Руси «поле» обозначает место поединка и сам поединок [Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1959].

В этой связи становится понятной причина, по которой летописец несколько раз акцентирует на том, что поляне — славянского происхождения, т.е. славянизированы, хотя в его время еще помнили об аланском (сарматском) происхожднии, т.е.  о родственных связях с прямыми наследниками скифов-«царских» — ираноязычными осетинами, которые на Руси были известны как «ясы» (ср. санскр. yasas "слава"), а в Византии и Грузии — «озы», «осы» (отсюда название «осетины» при самоназвании «ирон», Азов и Азовское море). Но в следствии того, что произошли смена вида питания [Пархоменко В.А. Русь в IX веке // Известия Отделения русского языка и словесности Русской Академии наук. — Пг., 1918. — Т. ХII. — С. 133] и места обитания (на горных породах — «киевских холмах») [Vassal P. Brachycephalie doitre et terrain granitique // Revue pathol., gen. et phisiol. clinique. — 1957. — V.57, N 688], кочевые  аланы-долихокефалы трансформировались в оседлых земледельцев полян-брахикефалов.

Также не должно удивлять, что на сарматском происхождении поляков настаявают польские генеалогические источники. Собственно поляки были западной группой полян (Птолемеевы Boulanes, в немецких источниках — Pulani, Pulanes, Poleni, Poleni, Poloni, Bolana, Bolanen, Bolani, Boloni), возглавляемой Popielem (Jaskotel, Jasczold ~ Аскольд, сканд. "пепельноголовый"), которая мигрировала на запад в лехитские земли, где в районе озера Гопло основало государство Куявию со столицей в г. Крушвица. Киевские поляне сохранили предание о каком-то противостоянии, связанным с данным персонажем, перенеся его события в более позднее время.