Повесть о войне. Угодчане. ч. 9. шесть контр атак

Коршуниха62
ШЕСТЬ КОНТР АТАК АЛЕКСЕЯ ВОРОБЬЕВА

Алексей Васильевич Воробьев в 1942 году с эшелоном земляков-уральцев и со снарядами, может, им самим изготовленными, работая на военном заводе, прибыл на станцию Паньшино, что под Сталинградом.
Кругом степь, снега, да торчащие печные трубы деревень, уничтоженных немцами. Новобранцы сошли с поезда, колеса до половины в снегу, рельсы замело, удивились, как только могли ехать по такой непогоде. Не теряя времени, стали выгружать снаряды, каждый весит 45 килограммов, да гильза к нему 22 килограмма. Утопая в сугробах, мы таскали снаряды метров за 300, вспоминает Алексей Васильевич. От непомерной тяжести подгибались ноги, тошнота подкатывала к горлу. Рассказчик  уточняет:
- Это сначала тяжело, страшно, вдруг снаряд в руках разорвется, когда его несешь перед собой, потом окрепли, бояться перестали. 
Воевал А.В.Воробьев в 45-й пушечно-артиллерийской бригаде Резерва Главного  командования командиром отделения радиосвязи артиллерийской разведки. Приходилось находиться у самой передовой, засекать огневые точки врага и по рации передавать их координаты на свою батарею для уничтожения противника.
Как известно из истории, Сталинградская операция называлась «Кольцо». Красная Армия все плотнее «сжимала» 300-тысячную немецкую группировку, пока не последовала капитуляция войск во главе с фельдмаршалом Паулюсом. 
- Это немцы первое время зазнавались, а под Сталинградом охладели. Как наши увидели тысячные колонны пленных, у всех такой гнев был за то, что они советскому народу столько бед причинили, что многие кричали:  «Давите их танками!» Но у русского человека сердце отходчивое, никто пленных не трогал, даже жалко было на них смотреть: одеты в какие-то кофты, ноги соломой обмотаны, из носа течет и превращается в сосульку, у них нет сил, чтобы вытереть нос», - рассказывает Алексей Васильевич.
На войне происходили самые разные случаи, порой самые необычные. Однажды, возвращаясь с задания, отделение Воробьева из пяти человек, заблудилось. Шли ночью, вымотались вконец, чуть ли не засыпали на ходу. Вдруг наткнулись на землянку, увидели пустые нары, забыли обо всем, легли и спали, как убитые. Лишь на рассвете один разведчик, с трудом разомкнув от сна веки, увидел, как из второй половины землянки мимо них прошмыгнули немцы, спавшие с русскими под одной крышей.
В феврале 1944  года проводилась Корсунь-Шевченковская наступательная операция Красной Армии. В окружение попало  более 300 тысяч немцев. Нашим войскам был дан приказ не выпускать неприятеля из окружения. В район населенного пункта Куцевка Кировоградской области прорвалась группа противника вместе с пехотой и артиллерией. Эту группу уничтожали танками, пехотой, артиллерией. Со второй половины дня до сумерек было отбито 6 контратак противника. Затем А.В.Воробьев получил приказ добраться до соседней батареи, которая находилась в 4-5-ти километрах, и узнать, почему она замолчала. Местность простреливалась, часто приходилось ползти по глубокой тракторной колее. 40 -килограммовая радиостанция еще сильнее вдавливала тело в оттаивающий украинский чернозем. Когда добрались в заданный район, увидели, что немцы прошли через батарею и уничтожили весь личный состав вместе с комбатом. Алексей Васильевич находился на этой точке, пока не вывезли в другое место четыре 9-тонные пушки.
Алексей Васильевич рассказал, за что был награжден орденом Красной Звезды. Он принимал участие в Ясско-Кишиневской операции в августе 1944 года.  Наши войска продвигались настолько быстро, что связисты не успевали натянуть проволочную связь. Так было в городе Турда. Наш НП был размещен на горе, имел очень удобную позицию, но связь задерживалась. А.В.Воробьева послали туда с рацией. Как он только добрался до вершины горы, сразу с НП в эфир полетела команда командира дивизии: «Первая батарея, огонь!» Между батареями работала проводная связь, команды комдива передавали по цепи, батареи вели огонь. Радист не покинул НП, пока не закончился бой, высоту отстояли.
В составе Донского, Сталинградского, Юго-Западного, 2-го Украинского фронтов А.В.Воробьев освобождал, кроме Сталинграда, Харьковскую область, Донбасс, Молдавию, Бессарабию, Румынию. 24 октября 1944 года в местечке Гумрак Алексей Васильевич был засыпан землей и получил перелом шейных позвонков. Долго лечился в госпиталях, из армии комиссован по инвалидности.
.Помимо ордена Красной Звезды, ветеран награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги» и другими.
В 1963 году А.В.Воробьев с семьей переехал жить в Белоусово, где заведовал клубом ткацкой фабрики. Позже работал в Балабанове начальником участка комплектации оборудования.
Прекрасный рассказчик, Алексей Васильевич часто выступает перед школьниками с воспоминаниями о войне. В 76 лет он водит машину, ездит с женой на дачу. Порой в лесу заденет лицо ветка цветущей черемухи, такой же, что тогда на войне. И вновь вспоминаются позывные радиосвязи и молодые лица фронтовых  друзей.