Снова портреты Сталина?

Николай Григоров
    Сейчас, накануне Дня Победы, во многих изданиях ведется полемика о необходимости вывесить портреты Сталина. Он, мол, был главнокомандующим во время войны, он выиграл войну! И вот уже едет по Невскому троллейбус с портретом Генералиссимуса. Правда, кто-то в первый же день мажет его краской.
    Что ж, это не новость. Я помню времена, когда портреты Вождя Всех Времен и Народов висели на каждом перекрестке. Потом они исчезли, и народ вздохнул свободнее. А вот сейчас… кажется, об этом времени подзабыли. Уж такова память человека – она сохраняет только хорошее,  плохое как-то забывается. И душа просит того, что было свято в молодости.
     Но давайте вспомним все. Что за человек он был – Сталин?
     Он начал свою революционную деятельность с преступления. Ограбил  банк Тифлиса. «Экспроприировал эксплуататоров». Но как бы то ни было, ограбление есть ограбление! За это при любой власти – тюрьма.
     Да, но он создал великое государство! Одно из самых сильных в мире в то время!...
     Создал. Для кого? Любое государство строится для граждан. Для народа. Разве народ хорошо жил в то время? В бараках, в коммуналках, в немощных колхозах… Постоянно опасаясь, как бы ни сказать лишнего, чтобы за ними не пришли сегодня ночью. Да можно было и ничего не говорить, просто так сажали. Ради чего все эти мученья? Ради хлеба? – нет, люди голодали. Ради комфортного жилья? – нет, его не строили. Ради предметов первой необходимости? – но их тоже производили в таком количестве и такого качества, чтобы только не умереть.
     На совести Сталина голод конца 20-х – начала 30-х годов. Когда большевики забирали весь хлеб подчистую, а потом гноили его в дырявых амбарах. Когда отчаявшиеся люди ехали из деревень в города, чтобы их, беспаспортных, на вокзалах взяли чекисты. Когда от голода умерло больше людей, чем на фронте Первой Мировой войны.
     Я уже не говорю про миллионы репрессированных. Репрессированных просто так, ради подтверждения безумных теоретических тезисов безумного Вождя об обострении классовой борьбы. Мой дед погиб в тюрьме в январе 1937 года. Я не знал об этом до 20-го съезда КПСС. Только тогда родители рассказали, как погиб мой дед. И вместе с ним – миллионы и миллионы.
    Так что же все-таки производила страна в то время? Люди-то работали, и работали так, как дай Бог теперь! Да. Производили, главным образом, оружие. Вот оружия действительно было создано много! И, кстати, прекрасного оружия! Лучшие образцы танков, самолетов, ракетных установок, минометов были советские! Считалось, что мы находимся «в окружении», и наша армия должна быть сильнее, чем все это «окружение» вместе взятое. Она и была тогда сильнее всех.
     А надо ли было это? Спрашивается, что лучше – жить в ссоре с соседями, быть постоянно готовыми к войне, или жить в мире, не боясь нападения? Кстати, ведь можно было и предотвратить войну! Усилиями дипломатов, опираясь на свою силу. Но Сталин даже и не стремился к этому. Наоборот, небезызвестный пакт Молотова-Рибентроппа  с рассекреченными теперь приложениями и позволил Гитлеру начать войну. С Польшей. А Сталин вторгся в Польшу с другой стороны двумя неделями позже. Последствия этой «братской помощи» Польше нам аукаются до сих пор.
    А «зимняя война» в Финляндии? Ради чего это надо было? Что, финны собирались напасть на СССР? Смешно. Земли нам своей не хватало? Еще смешнее. Нет, мы несли в Финляндию «знамя социалистической революции». Не получилось. Только зря сотни тысяч мужиков угробили.
    Хорошо, скажут мне, но вот Гитлер напал, и вот тогда-то Сталин и проявил себя! Вот для чего нужно было оружие, для защиты своей страны! Вот во имя чего бесчисленные жертвы!...
    Так. Но почему же война была для нас такой неожиданностью, если ее ждали? Почему Сталин не распорядился построить неприступную оборону, почему не врыл в землю ДОТы, почему разоружил старые укрепрайоны? Почему, наконец, не распорядился просто вырыть окопы и траншеи, которые можно было сделать за несколько дней? Почему наши солдаты были застигнуты огнем буквально в постелях? Почему вся армия оказалась под уничтожающим ударом врага в первый же день войны, и была практически разбита в течение месяца? Что же это за Главнокомандующий, если он не предвидел всего этого? Что за вождь, который допустил такой страшный разгром?
     Очень просто. Армия собиралась наступать, а не обороняться. Вся советская военная доктрина того времени была направлена на наступательные операции. А наступать… наступать не пришлось.
     Вот тогда-то Вождь и заговорил другим языком! «Братья и сестры, к вам обращаюсь я, друзья мои…». Что ему оставалось еще делать? Надо было воевать. Это понимали, кстати, все. Но мало кто понимал тогда, что вина за создавшееся положение лежит на Нем. На Сталине.
     Он возглавил борьбу. Сработал инстинкт самосохранения. Если не мы – то фашисты. Если не Сталин – то Гитлер. Вот такой был выбор у народа. И поднялась волна «ярости благородной». Да, это была Отечественная война! Великая война с величайшими жертвами. Честь и слава победителям! И вечная память павшим героям!
    А имя Сталина должно остаться в истории рядом с именами таких диктаторов, как Чингиз-Хан, Наполеон, и… Гитлер. Ибо на нем кровь миллионов и миллионов людей. На нем ответственность за самые кровавые войны прошлого века. Забыть его не удастся. Да и не надо. Но вешать портреты… Извините, но это кощунство!
    Если и есть люди, которые преклоняются перед Сталиным, пусть вешают его портреты у себя дома. А публично – это уже позиция государственной власти. По меньшей мере – молчаливое попустительство. Боюсь, что это знак к поощрению самой сущности сталинизма.

8 мая 2010 г.                Н. Григоров