Геннрал Милорадович

Сергей Бехлер
«Французы называли его русским Баярдом; у нас, за удальство, немного щеголеватое, сравнивали с французским Мюратом. И он не уступал в храбрости обоим.»
Фёдор Глинка, адъютант генерала, будущий поэт и писатель.

Любимец женщин, баловень Фортуны,
Он смелостью и щёгольством пленял.
В войне со шведами - поручик юный,
С Наполеоном – полный генерал.

И со времён Альпийского похода
Блистательной карьеры славный взлёт -
Так в Лейпцигском «сражении народов»
Он гвардию двух стран в бой поведёт.

Но перед этим - боль Аустерлица,
Тильзитский мир и Бородинский бой.
Костров бивачных отблески на лицах,
Гул канонады и шрапнели вой...

В изгнании угас французский гений,
И в Таганроге умер русский царь.
Над Петербургом - белой ночи тени,
В умах одно: «Кто новый Государь?»...

Как губернатор, сам он был виновен,
Что Константину присягнул Сенат
И Николай с семьёй. Бескровен
Другой, наверно, был бы вариант...

«Уйдите, граф!» - и в ногу штык втыкает
Князь Оболенский, но в ответ лишь:  «Прочь!»
Каховский пистолет свой поднимает,
И опустила вечный полог ночь.


Примечания:
1. «Как губернатор, сам он был виновен
Что Константину присягнул Сенат
И Николай с семьёй.»
 О том, что прямой наследник престола Великий князь Константин отказался от престола за несколько лет до событий  на Сенатской площади, знали лишь члены царской семьи и немногие члены Государственной Думы.
Как генерал-губернатор Санкт-Петербурга, « имея  60 000 штыков в кармане»,  Милорадович потребовал и добился присяги Константину Павловичу, чем и воспользовались члены Северного общества декабристов.
2. «И в ногу штык втыкает»
Поручик в отставке князь Оболенский хотел  ткнуть штыком лошадь Милорадовича, чтобы не допустить его общения с войсками, выведенными на площадь членами Северного общества декабристов, так как популярность Милорадовича среди солдат и офицеров была общеизвестна. Лошадь испугалась замаха ружья и шарахнулась в сторону, поэтому штык воткнулся в ногу генерал-губернатора.
Это была первая рана(!) за всё военную карьеру генерала Милорадовича. Вторая рана, уже не колотая, а огнестрельная(от выстрела Каховского), была смертельной.


Портрет Михаила Андреевича Милорадовича
работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)