Предисловие к пособию

Сергей Вшивцев
       Предисловие к пособию по тактико-специальной подготовке
                сотрудников СОБР таможенных органов




Негоден тот солдат, что отвечает "Не могу знать".  Александр Суворов




  Подразделения специального назначения - спецназ в том или ином виде есть в распоряжении практически любого государства мира и по общепринятому мнению являются элитными подразделениями этой страны. Вообще говоря, спецназ (группы специального назначения) - собирательный термин. Под спецназом подразумевают средства и органы специальной разведки Российской Армии и ВМФ, а также спецслужб и оперативных формирований службы безопасности Президента Российской Федерации, Федеральной Службы Безопасности и федеральной пограничной службы ФСБ, Министерства Внутренних Дел. Федеральная таможенная служба России имеет в своем распоряжении специальные отряды быстрого реагирования (СОБР). Эти подразделения привлекают для физической защиты сотрудников (следователей, оперативников) и силового обеспечения специальных мероприятий и операций, проводимых правоохранительными и надзорными органами в таможенной сфере деятельности.

  Данное исследование преследует целью проанализировать также возможный стиль подготовки и работы современного спецназа, специальных групп разных стран и ведомств, наиболее подходящих для ведения учебно-методической работы в подразделениях СОБР таможенных органов: необходимые спецназовцу навыки и знания, а также возможные схемы действий групп спецназа в реальном боевом задании, которые могут пригодиться сотруднику СОБР в его повседневной деятельности или в критических ситуациях.

  Естественно, что так как конкретная политико-экономическая, социальная, национально-этническая и языковая ситуация для каждого конкретного региона России является специфической, а также меняется со временем, то подготовка сотрудников СОБР таможенных органов, отвечающей за этот район будет согласна специфике местности и особенностей условий.

Современный уровень подготовки сотрудника СОБР таможенных органов должен отвечать современным условиям, таким образом, подготовка, состав, оснащенность и приёмы работы подразделения не такие как это было 10-20 лет назад. Изменившаяся геополитическая картина мира и текущее состояние нашей страны также должно было отразиться на таможенной службе в целом.  Так с 1 июля 2010 года было заключено Соглашение таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, что, несомненно, также будет причиной перемен, сопряженных с криминалом. Так как создание  нового таможенного кодекса и общего экономического пространства не гарантирует прекращения   контрабандной  деятельности преступных сообществ на территории России.

  Каждый год новые люди приходят на службу в СОБР таможенных органов, включаются в работу. Процесс этот сопряжен со многими трудностями. Специфические знания, многообразие видов и форм специальной тактики действия сотрудников СОБР, применяемых техник, способы и средства  связи, разнообразие  взаимоотношений между людьми становятся огромной terra incognita для человека входящего в этот мир, довольно своеобразный и отличный от армейской среды или другой сферы деятельности. От сотрудника СОБР требуются значительные усилия и продолжительное время для приобретения навыков пользования даже самым минимумом применяемых знаний, техник и «вписывания» в сложившиеся способы взаимодействия людей и результативного выполнения поставленных задач.  Любое неумение человека адекватно действовать в жизненных ситуациях, в рабочем режиме в кратковременном плане вызывает у него стресс от неразрешимости возникшей задачи, не позволяет использовать представившиеся возможности, а в долговременном плане – ведёт к торможению развития.
 
  Поэтому жизненно необходимо вести учебную работу в подразделениях СОБР таможенных органов, для поддержания их боеспособности и совершенствования уже имеющихся умений и навыков. Чему, несомненно, поспособствует данное пособие, с рекомендациями, основанными на обобщенном опыте российских и зарубежных коллег.

  В данном учебно-методическом пособии по тактико-специальной подготовке сотрудников СОБР таможенных органов, рассмотрены такие необходимые аспекты, как психология принятия решения сотрудником СОБР, психология заложника, психология предполагаемого преступника, тактика действий сотрудника СОБР во всевозможных ситуациях, личная безопасность, в воспитательной части рассмотрена воинская (офицерская) честь, как основная составляющая успеха выполнения поставленных задач. Нормы права учитываются в каждом шаге сотрудника СОБР таможенных органов, что получило отражение практически во всех главах. Знание и умение применять рассмотренные вопросы облегчит выполнение служебных обязанностей сотрудника.

Под «умением» в настоящем тексте понимается способность человека осуществлять взаимодействие внешних предметов и внутренних органов для получения желаемого результата.

  Российскому образованию не свойственно обучение школьников и студентов умениям применять на практике знания.  Тем более тем, что требуются в СОБРе таможенных органов. Учат по известным специальностям, таким, как таможенное дело, экономика, юриспруденция. Институт правоохранительной деятельности ориентирован на другое направление, отличное от того чем занимаются в подразделениях СОБР. В военных институтах есть факультеты разведки и спецназа. Но будут ли выпускники этих учебных заведений «готовыми» специалистами в СОБРе таможенных органов? Наверное, нет. Почему? На этот вопрос автор постарается ответить в данной книге.

  Как известно, действующая в России в настоящее время образовательная система ориентирована в основном на получение (специальных) знаний. При этом знания, преподносимые во всех учебных учреждениях,  по существу имеют либо профессиональную направленность, т.е. их можно использовать преимущественно для формирования профессиональных умений (таковы, например, большинство знаний по таможенному делу, экономике, юриспруденции), либо не имеют никакой полезной человеку направленности и оказываются бесполезными во всей последующей жизни и работе обучаемых. В то же время без всякой систематизированной познавательной базы остаются такие необходимые сотруднику умения как знание правовой и законодательной базы и практического применения этих теоретических сведений; применения специальных приемов рукопашного боя, например, при задержании подозреваемого в преступлении в разных условиях (с учетом рельефа местности, погодны); применение специальных средств и огнестрельного оружия, согласно ситуации и букве закона. Знания в этих областях приобретаются случайным образом  «на улице» или от сослуживцев т.п., а потому отрывочны и не способны стать качественной основой для умений, необходимых сотруднику для службы и нормального его существования в современном обществе.

  Всегда работает старый римский принцип: хочешь мира – готовься к войне. Готовое к бою подразделение охладит любую горячую голову. Это подразделение, в котором максимально устранены все причины, ведущие к поражению или к неудаче, а обстоятельства, являющиеся победоносными, усилены до необходимых в современных условиях качествах.

  История существования великих государств и армий доказала, что всю эту работу необходимо делать в мирное время. Для того, чтобы этот мир сохранить.


Александр Суворов в своей «Науке побеждать» пишет: «Ученье - свет, неученье – тьма. Дело мастера боится, и крестьянин не умеет сохой владеть: хлеб не родится. За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть. Нам мало шести, давай нам десять на одного. Всех побьем, повалим, в полон возьмем. Последнюю кампанию неприятель потерял счетных семьдесят пять тысяч, только что не сто. Он искусно и отчаянно дрался, а мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот братцы! Воинское обучение!».


  Собранный в этой книге материал отражает больше желаемое чем действительное положение вещей, то что хотелось бы иметь в реальности. Это знание нормативно-правовых документов, тактики задержания и ведения боя в современных условиях и умение всего этого адекватно той или иной ситуации применять. Для примера положительных и отрицательных качеств, которые должны быть у сотрудника СОБР и у руководителей всех уровней специальных подразделений, приведу исторический опыт военноначальников, полководцев, имевших обширный опыт побед и поражений. Так как формула успеха не может быть сложена только из удачных предприятий. Затем приведу несколько случаев из собственной практики.

  На историческом примере действий разных военных начальников можно сделать вывод, что победу в бою приносит знание и умелое применения тактики. Это противоречит устоявшемуся мнению историков и армейских начальников, что главное это стратегия, что по сути верно, эта наука исследующая как выиграть войну, но не единственно в своем роде, так как составной частью успеха в любом предприятии - будь то сражение армий, скоротечный бой небольших вооруженных формирований или антитеррористической спецоперации, проводимой правоохранительным подразделением в "горячей точке" или в городских условиях является тактика, приносящая победу в любой схватке.

  Так считается, что место командира не на "лихом коне" на передовой и в гуще событий, которые меняются настолько быстро, что только очевидцы могут в полной мере оценить ситуацию и принять необходимые меры для локализации возникших проблем, а на командном пункте, в штабе у карт и планов, где виден объект, но нет очевидности самих событий. С точки зрения стратегии отданная команда может быть и верной, но в постоянно меняющейся обстановке правильное решение может принять только тот кто воочию наблюдает происходящее.

  В годы второй мировой войны у немецких генералов было правило находиться на передовой линии огня там, где происходил решающий бой. Воевали так Гудериан ("Воспоминания солдата"), фельдмаршал Роммель. Это были уставные требования, с которыми был не согласен только начальник генерального штаба генерал Бек. Для отечественных полководцев это тоже было удивительно, мол, как же командир будет руководить боем не имея ни стола с картами, ни телефона?

  Генерал И.И. Федюненский пишет в своих мемуарах, что известный советский маршал С.К. Тимошенко изучал обстановку не так, как "профессионал" Шапошников: "С.К. Тимошенко очень детально изучал местность перед нашим передним краем. Целую неделю мы с ним провели в полках первого эшелона. Ему хотелось все осмотреть самому. При этом он проявлял исключительное спокойствие и презрение к опасности".

  Еще один генерал А.В. Горбатов, оценивая свой результативный и блестящий, по мнению многоих историков, рывка от реки Сож к Днепру в конце 1943 года, ставшим решающим в освобождении города Гомеля, пишет: "Я всегда предпочитал активные действия, но и в прилегающих к нам районах соседей; вот почему при каждом захвате плацдарма мы старались полностью использовать внезапность и одновременно с захватом предусматривали закрепление и удержание его; я всегда лично следил за ходом боя и, когда видел, что наступление не сулит успеха, не кричал: "Давай, давай!" - а приказывал переходить к обороне, используя, как правило, выгодную и сухую местность, имеющую хороший обзор и обстрел". И еще: "Большую роль сыграло вошедшее у нас в правило личное наблюдение командиров дивизий за полем боя с приближенных к противнику НП; это и позволяло вводить резервы своевременно. Оправдал себя и такой риск, как ввод в бой последней, резервной дивизии в той критической обстановке, когда на фронте в сто двадцать километров было та много больших разрывов".

  В "грозовой" 1941 год, когда Советскую армию преследовали неудачи и поражения военные начальники руководили подчиненными не выходя из своих штабов. Так писатель А. Бек в декабре 1941 года захронометрировал один день генерала А.П. Белобородова, командовавшего по картам и донесениям, целый день находившегося в здании, где был штаб, командира 9-й гвардейской дивизии, в результате чего целый день вела неудачный наступательный бой.

  Одним из частных примеров теоретических находок отечественных генералов далеких от реальной жизни может служить требования тогдашних военных уставов, чтобы солдаты в обороне рыли не траншеи, а ячейки. Ячейка – это круглая яма в рост человека. Как предполагалось военными теоретиками, боец в ней защищен от осколков землей со всех сторон. А в траншее он с двух сторон защищен плохо. Логично. Наверное, все помнят фильм Василия Шукшина «Они сражались за Родину», где именно так делали главные герои – солдаты, и каково было их состояние в этих персональных укрытиях. Это не только ужасы войны, это трагичность положения солдата, подчинившегося приказу старших по званию и должности. Под Москвой Рокоссовский залез в такую ячейку и переждал в ней артналет. И ему стало ясно, что в ячейке солдат одинок, он не видит товарищей, при ранении, ему невозможно помочь в условиях боя, командир не может дать ему команду. Вопреки требованиям уставов Рокоссовский распорядился рыть траншеи, отказавшись от пресловутых ячеек. Тогда когда сочиняли эту теорию, то практически не проверяли дееспособность этого укрытия. Был норматив. И его надо было выполнять, как говорится «тупо». Но надо отдать должное, что ошибки исправляли. Правда, дорогой ценой – жизнями людей.

  В противовес приведу слова основателя немецких танковых войск Г. Гудериана из «Воспоминаний солдата» о 1933-1935 годах: «Много времени потребовалось также и на то, чтобы наладить производство радиоаппаратуры и оптики для танков. Однако я не раскаивался, что в тот период твердо настаивал на выполнении своих требований: танки должны обеспечивать хорошее наблюдение и быть удобными для управления. Что касается управления танком, то мы в этом отношении всегда превосходили своих противников; ряд имевшихся не очень существенных недостатков мы смогли исправить в дальнейшем».

  Этих «мелочей» в военной истории было большое множество. Были просчеты в тактике, в средствах связи, в индивидуальной экипировке и в вооружении. Из всего этого слагались потери и поражения. Что следует учитывать  в современных условиях службы СОБР таможенных органов.

  Сидя в Москве, в теплом кабинете зимой, а летом включая кондиционер, имея комфортные условия для управления подчиненными подразделениями современный генерал утверждает наставления и подписывает приказы, руководствуясь не оперативной обстановкой на местах, а тем как он это себе представляет исходя из докладов других офицеров. Информация и дезинформация сплетаются здесь в тугой узел, который приходится распутывать командирам оперативных подразделений (старшим нарядов СОБР). И при любом исходе успешном или нет может последовать наказание. История малых и больших войн и локальных конфликтов пестрит яркими примерами. Что говорить о борьбе с преступностью. Все  тоже  самое.

  В следствии этого получается, что есть и средства и силы, а толку нет. Если положительный результат, то только на бумаге.

  Исторически выдвижение на руководящие должности в РККА, как, впрочем и в царской армии, происходило только в зависимости от личной преданности коммунистическим вождям, вышестоящим начальникам и пролетарского происхождения. Та же система работает и в наше время. Что несомненно не будет характеризовать службу Родине, как положительную и безупречную в профессиональном и моральном планах. Но это уже к вопросу о чести офицера. На чем далее я подробнее остановлюсь.

  Для тех сотрудников кому важнее не карьера «кабинетного интригана», который работает для вида и других к тому приучает, а для тех,  кому  профессиональный рост и повышение квалификации ценнее  званий и должностей, будет полезна эта книга.


Проблема тактико-специальной подготовки в подразделениях СОБР таможенных органов зреет годами и все не находит своего разрешения в виде целенаправленной работы. Иногда возникающие идеи и проводимые редкие тренировки не решают всех поставленных задач.


***


Это не авторская книга, а сборник материалов о наиболее важных и интересных моментах необходимого для деятельности СОБР таможенных органов, с моими комментариями. Многие тексты приведены в измененном варианте, адаптированы для таможенной службы. Эту важную оговорку я обязан  сделать.


(...)


Фото сотрудников СОБР таможенных органов (Санкт-Петербург)