Неинтересное замечание (о ТРИЗ)
"Нe может подлежать сомнению, что творчество
представляет собою результат или синтеза, или
комбинации сильным умом реальных явлений
и более мелких изобретений и открытий,
что может быть подтверждено анализом всех
вообще крупных изобретений и открытий"
(Б.М. Бехтерев)
В одной из последних своих статей создатель ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Генрих Саулович Альтшуллер говорит, что большое число изобретателей, подлинных изобретателей, а не «подписантов», за свою творческую жизнь сделали одно-два-три настоящих изобретения*. Остальные работы (даже если их сто и больше) – это технические решения невысокого творческого уровня...
Действительно, крупный успех – редкий гость в любой сфере, а в творчестве – тем более. Может показаться, что это непоследовательное замечание классика несколько подмывает фундамент под устойчивым и красивым зданием ТРИЗ... А может, совсем наоборот – это замечание относится к творцам, не освоившим ТРИЗ... Во всяком случае прямо об этом он не сказал.
В строку просится вопрос: а если «подлинным» изобретателем сделано, скажем, сто изобретений, но ни одного - настоящего? Спрашивается, «подлинным» его сделала ТРИЗ? А владеет ли такой изобретатель ТРИЗ? Бывает, наверное, по-разному. Талантом не обладает - точно. Конечно, это при условии, что талант обнаруживается "явочным порядком".
Допустим, в гипотетическом изобретателе Господь возвел талант в высокую степень. Он, видимо, должен превратиться в гения. Конечно, он таким родился, но мы со стороны судим лишь по результатам (по делам его)... Такому феномену нужна ТРИЗ? А в состоянии ли он ее освоить?..
Умоисступление для гения –
не фенОмен...
Милость Провидения
для него –
спокойное терпение...
_______________________
*Воспроизвожу по памяти.