Мамина война

Машино
Сегодня  моей маме 90 лет. Она маленькая ростом – 156 сантиметров, сегодня он ещё меньше- старость , что говорить.
Да, что говорить...За нашу с ней жизнь мы так и не наговорились.  Домашние даже завидуют нам
– Вечно у вас всякие шушукали, - так говорят. Пусть говорят, если сами не умеют шушукаться, а нам есть о чём.
История, которую я вам расскажу, сложилась из отдельных предложений, которые мама иногда роняла. Она не могла и не может говорить о войне – начинает плакать, а я не могу видеть её слёзы и не расспрашиваю.  Если расскажет что-то  случайно, как бы невзначай, запомню, запишу.  Записей много , из них давно  уже получилась книга о маминой войне, а вам я расскажу только одну  историю.
Началась Великая Отечественная война. Немцы уже под Псковом, они уже в Пскове – на окраине, но ещё не рядом со зданием института, где мама получает диплом и направление на работу вместе со справкой об эвакуации. 
Бегут люди. Бегут от немцев.  Мама бежит вместе со всеми. У неё за спиной наволочка, приспособленная как рюкзачок  для тех нехитрых пожиток, которые она смогла захватить из общежития, на ногах брезентовые  туфли, на голове белый платок и ещё – на ней белое- белое платье, новое , купленное для выпускного  институтского вечера. Вечера уже не было, была эвакуация.
Немецкие самолёты . Бомбят беженцев. 
- Руки и ноги  долетели до меня. .... бомба упала метрах в трёхстах, ... прямо в телегу.... там женщина с детьми сидела... – это я узнала от мамы  через 64 года после Победы в той войне.
Она никогда не рассказывала об этом.  Никаких деталей. Говорила, что была эвакуация, что было страшно,потом был трудовой фронт...
- Медаль вот дали, всё ещё дают медали... Долго живу..
 Замолкала и :
- Не дай Бог, вам , дочки , пережить это.... Царство небесное  убиенным... Только бы не было войны...
Она всю жизнь молится за двух убитых братьев, за отца, умершего с  горя.
Я знаю, что её жених – тот человек, который должен был бы быть её мужем , - погиб в первый день войны.
Лишь  однажды она показала мне на фотографию знаменитого артиста и   смущаясь сказала:
  - Как похож на Володю
- Кто это – Володя ?
- Ты ег о не знаешь, но  он мог быть твоим отцом...Я любила его. Он погиб 22 июня  41 года.

Здесь мамина песня. Песня военных лет, автор неизвестен.
http://video.yandex.ru/users/mar-khansen/view/6/