Не забывать...

Сергей Горцев
 "Мне осталось жить недолго, поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической жизни и трагической гибели советского генерала Карбышева...

     В феврале 1945 года нас, около тысячи человек пленных, в том числе и генерала Карбышева, направили в лагерь уничтожения Маутхаузен. Мы прибыли туда в ночь с 17 на 18 февраля. Мороз стоял около 12 градусов. Одеты все были плохо, в рванье.

     ... Фашисты загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Потом нам велели надеть только белье и деревянные колодки на ноги и выгнали на двор.

     ... Гестаповцы, стоящие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струй, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали, замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев.

     Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию... Я выполню этим свой долг перед памятью большого человека".

    

(Из показаний майора канадской армии Седдон де Сент-Клер представителю Комитета по репатриации военнопленных. Записано в госпитале Брешмот, Англия, 1946 год.)