Образование и воспитание. в чём же они состоят?

Евгений Глебов-Крылов
Кир Ефимец
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. В ЧЁМ ЖЕ ОНИ СОСТОЯТ?
СИАНЕЛ Copyright

АННОТАЦИЯ: Эта статья впервые увидела свет в казахстанском журнале "Столичное образование" №1-2 за 2006 год. Журнал распространяется ограниченным тиражом для руководителей высшей школы. Достать невозможно. К тому же казахстанских читателей на порядок меньше, чем российских. Проблемы Казахстана и России общие! Параллели очевидны. Во имя прогресса я предлагаю свой труд педагога с 37-летним стажем для русскоязычного читателя в сети Интернет.

Образование — то, что остаётся, когда забудешь всё, чему учили в школе
Альберт Эйнштейн

ЭТА СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Здесь развенчаны некоторые стереотипы по теме, вынесенной в заголовок. У большинства нет времени и желания задуматься о смысле того, чему должно учиться потомство, в чём воспитываться, хотя сама потребность в деталях осознать это проклёвывается. Между тем, кровью обливается сердце частного преподавателя с тридцатитрёхлетним стажем. Больно смотреть на тупость человеческую, на засилье штампа, серости. «Всё лучшее – детям!» — готовы мы повторять лозунг советских времён, а с вопиющими опечатками и ошибками выпускаем учебники и тестовики. Не новые для постсоветского человека, ещё не устоявшиеся, рыночные механизмы виной, а массовое недопонимание, что качество души и ума человека дороже машин, которые он производит.

Мужи государственные! Платите учителям НАЧАЛЬНОЙ школы достойно, сделайте народное образование НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, которую на словах ищете вы, и вы увидите, как в течение жизни поколения народ Казахстана получит в мире репутацию не менее высокую, чем народ Японии. И жить будет не хуже, а, может быть, и лучше, ибо под ногами у нас не только месторождения нефти, но залежи бериллия (см. газета «Литер» от 1 декабря 2005 года, статья «Вода — топливо будущего», авторы: А. Байкучуков, Н. Садыкова) — материала для энергетики будущего.

ЦЕННОСТЬ ТРУДА ПЕДАГОГА

Почему, говоря о ней, я в первую очередь говорю об учителях начальной школы, а не о преподавателях вузов? Почему я веду речь именно о народном, а не об элитном, образовании? Ведь я прекрасно понимаю, что первыми общественный прогресс толкают умы гениев, подобных Эйнштейну и Пастеру, а уж затем миллионы мозолистых рук заводских рабочих и фермерских крестьян. Бытует старая байка на курсах современного менеджмента. Советский завод микроавтобусов. Приехали японцы обменяться опытом. Какое оборудование позволит сравняться с вами? — спрашивает через сутки директор. Дело не в оборудовании! — отвечают японцы. Заменив ваших менеджеров на наших, можно поднять производительность труда на 10%. Однако, сменив ваших рабочих на наших, можно поднять эту производительность на все 100%.

Мораль? Все мы понимаем, что только сумасшедший директор пригласит японцев, чтобы они, живя в Казахстане, работали, как в Японии. Образ жизни народа веками созидается конкретным социумом, в конкретных пространственно-временных обстоятельствах его взаимодействия с конкретной географической средой. И потому бытует шутка: чтобы стать джентльменом, нужно окончить три вуза: первый оканчивает дед, второй – отец, и только третий — ты сам. Растя детей, человечество творит своё будущее в большей мере чем, строя фабрики.

Примечание. Нужно ли напоминать, что японцы, потерпев поражение во второй мировой войне, начали своё возрождение с покупки и изучения идей, патентов, а затем уже сами пришли к производству новых технологий?

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ПОЛИТИКА!

При нашем, всё ещё диком, капитализме, дело воспроизводства общества поставлено на голову: деньги вкладываются в «железо», а не в человека. В то время как начальный этап в жизни человека закладывает будущее нации. Если молоденький саженец кактуса не полить своевременно, он никогда не вырастет полноценным растением. Если не подержать это же растение после периода вегетации в состоянии засухи, оно не сформирует полноценных столь ему нужных для жизнедеятельности колючек. Вот так и человечек, не игравший с мозаикой (puzzle game), вовремя не загрузив мозговые извилины, не будет иметь ни развитой фантазии, ни «железной» логики. И так же юноша и девушка не приученные к самостоятельности и ответственности за свои действия не годны ни для защиты отечества, ни для производства. И вообще не имеют права на звание человека, не говоря уже о том, чтобы плодить своих детей.

Вот почему ПЕДАГОГИКА особо ответственна за дошкольное и начальное школьное обучение и воспитание, а потому должна цениться и стимулироваться на уровне общенациональных программ именно с этого, «нижнего», края, а не с «верхов». Мало это понимать, нужна политическая воля, способная двигать наше общество в перспективном направлении. Нужна воля, опирающаяся на объективную потребность электората в обеспечении своего прямого будущего. Каждый из нас вправе считать свою судьбу несостоявшейся, но вера в будущее своего ребёнка греет сердце каждого нормального человека. Понимание этого стратегического интереса нации должны проявить авторитетные партии — не временщики, а плоть от плоти народной. «Есть такие партии!» или же оные отсутствуют, это уже другой вопрос.

МИФ ОБРАЗОВАНЦЕВ И ЧИНОВНИКОВ

Кто-то из учителей «предметников» и преподавателей высшей школы спросит: почему мой труд должен цениться меньше, чем труд учительницы начальных классов или труд дошкольного воспитателя? Ведь на моё обучение было затрачено большее общественное время, больше личного труда и средств, а, значит, я имею право на большее вознаграждение? Вначале напомню: все лавры по уборке урожая в СССР общественное мнение в лице тележурналистов неизменно раздавало комбайнёрам, а агротехников, ещё с предпосевной стадии закладывавших основы будущего урожая, почему-то забывало: в кадре комбайн уж очень хорошо монтировался… Затем отвечу: только при сложившемся, ненормальном порядке вещей те, кто стоят ближе к выпуску человека в жизнь1, в профессиональную деятельность, на первый, поверхностный, взгляд имеют больше прав на вознаграждение. Но дело в том, что обучение и воспитание по сути своей двуедины, и, если предметник вкладывает, главным образом, знания, то дошкольной воспитательнице нужно в человека вкладывать, главным образом, душу и сердце. Вы убеждены, что это вложение должно цениться меньше, чем вложение ума и эрудиции?

Лично я так не считаю! Стартовое обучение требует особого понимания психологии деятельности (См. серию публикаций о природе таланта. Игорь Акимов и Виктор Клименко, журнал «Студенческий меридиан», 1988-1990 гг. «О мальчике, который умел летать или Путь к свободе». Изложенная концепция энергопотенциала — базис для выращивания талантов), владения доходчивой наглядно-образной речью, в гораздо большей степени, чем это необходимо при чтении лекций. То, что программы пединститутов фактически это игнорируют, порождено предрассудками чиновничества, стереотипами начальства.

Доходит до абсурда! В размножившиеся наподобие грибов после дождя частные школы их руководство особенно любит приглашать «товарищей учёных, доцентов с кандидатами» (В. Высоцкий) ТЕ ЧИТАЮТ ЛЕКЦИИ!! Лекции – для учеников вместо того, чтобы вести обусловленные возрастной психологией «сократовские» беседы?! В результате этого я, репетитор, имею занятость, разъясняя учащимся, что же хотел им сказать в своей лекции не в меру учёный преподаватель. Выходит, родители моих учеников платят дважды? Платят не только потому, что доверяют руководству школы, но "западают" на магию степеней и титулов. Но семиклассник, одержавший победу на олимпиаде, сообразительней иного доцента! Отнюдь не всегда даже опытный репетитор может на деле помочь такому ребёнку. БЕДА в родительском недопонимании чему и как надо учить в школе.

ЧЕМУ УЧИТЬ?

Обращу внимание на эпиграф статьи. Что хотел сказать великий учёный и нравственный авторитет интеллектуалов всех времён и народов? Видимо, он полагал, что поток собственной мыслительной и чувственно-аналитической работы учащегося, сопровождающей процесс обучения в школе – он и только он оставляет след в памяти человека. Остаётся главное: знаю как, по-английски — «KNOW HOW». Остаются метаспособности. Не столь важно чему учить: НАДО ВЫРАБАТЫВАТЬ МЕТАСПОСОБНОСТИ! В начальных классах вырабатывают такие метаспособности, как умение выразительно читать, быстро и безошибочно считать, красиво и грамотно писать, доходчиво излагать мысли вслух и письменно.

Метаспособности — база любого последующего обучения. Среднее школьное звено призвано не столько «влить сведения о мире через воронку в ухе», сколь развить уже приобретённые метаспособности и добавить новые. Умение самостоятельно и творчески мыслить одна из самых трудно вырабатываемых метаспособностей, но и в её выработке есть приёмы, шаблоны, на которые учитель может опереться. Есть противоречие: ведь шаблон враг подлинного творчества!? И всё же конструирование суть первая стадия творчества и состоит в умении сочетать готовые элементы, то есть шаблоны. Этим и занято большинство учителей.

Гении парадоксальны, это уловил Пушкин, гении не доверяют очевидности (Эйнштейн, Лобачевский) и потому никогда не впишутся в школьный шаблон. Им, как не кому, требуется индивидуальный, «сократовский», подход. В постсоветских экономических условиях это могут обеспечить своему чаду лишь МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННЫЕ или всесторонне образованные и педагогически грамотные родители, имеющие время или опять-таки деньги. А жаль, ибо каждый третий-пятый ребёнок гений (см. книгу Вин Венгер, Ричард Поу. "Неужели я гений?" Питер, 1997) и вполне заслуживает окончания школы экстерном!

Главная метаспособность, которую должны выработать педагоги среднего звена, состоит в умении извлекать нужные сведения из литературы. Когда Эйнштейна спросили, чему равна скорость звука, он сказал, что он намеренно не запоминает то, что можно узнать из справочника в любой момент. В школе царит ложь формалистики. Кого мы обманываем? Ученики «сдают» учителям «научные» доклады и проекты. Их пишут для ребят взрослые, или же «скачивают» из Интернета, даже не исправив ошибок. Я уже не говорю о том, что учителя, культивирующие зубрёжку, профессионально несостоятельны. И, на мой взгляд, они — злейшие враги человечества.

Вторая метаспособность, выработку которой особенно ярко демонстрирует донецкий педагог Виктор Фёдорович Шаталов (см. Википедию), это умение конспектировать, скажу больше: шпаргалить, то есть кратко и наглядно фиксировать суть (краткость сестра таланта и дочь опыта), чтобы восстановить знания. Всего этого требует как уже готового высшая школа, но школьные-то учителя, как правило, системно не учат конспектированию, тем более, шпаргалить и работать со шпаргалками (в классе и дома, разумеется, не на контрольной работе). Не учат они и основам психологических знаний и умений, необходимым для самоанализа, для исправления ошибок — для самосовершенствования. Всё это дают только опытные частные преподаватели и то в индивидуальном порядке.

ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ШКОЛА

Она нужна, чтобы занять парней до призыва в армию? (Чем бы дитя не тешилось, лишь бы детей не делало? А девчонки делают! Да ещё в 15 лет!) Засилье формализма и начётничества, царство тупой дидактики, не опирающейся ни на метод опорных конспектов Виктора Шаталова, ни на другие формы наглядности и конкретно-чувственной аналогии. Атмосфера идеологического безвременья, пропитанная мифотворчеством и иллюзиями, когда подлинная национальная идея далеко ещё не вызрела. В этих условиях двенадцатилетняя средняя школа станет ещё одним годом потери времени для вузов и народного хозяйства. Откуда взять резервы времени для качественного обучения? Спросим у знаменитого педагога Шаталова, в конце концов, если собственные методисты и академики не ведают.

МИФ О «ПРОБЕЛАХ»

Многие ученики («гуманитарии») отнюдь не «пробелы имеют»: они, в силу психологического склада, по свойству индивидуальной умственной конституции, естественно-научные дисциплины и математику воспринимают не умом, а "по договору с учителем". "Технари", наоборот, воспринимают гуманитарные дисциплины как словоблудие. Да и сами преподаватели литературы и истории преподают их "по договору с оказавшимся в большинстве академиками".

Как только начинают проходить отрицательные числа, которые уже не изобразишь счётными палочками, «гуманитарии» испытывают первый кризис, кризис отрыва от наглядно-чувственного познания. Нередко девятиклассники жалуются на то, что «не понимают физику», а на деле они не умеют мыслить логически, не имеют навыков применения математического знания. Для иных, условно говоря, «правополушарных», а их, по большому счёту, половина, математика не более чем «бессмысленное жонглирование символами».

ПРИМЕЧАНИЕ-СНОСКА:

На стр. 28-29 книги Вин Венгер, Ричард Поу. "Неужели я гений?" Питер, 1997 изложена «методика просмотра образов». Суть её в тренировках взаимодействия полушарий мозга – правого, генерирующего образы и левого – логического, аналитического. Авторами накоплена достоверная статистика, свидетельствующая о параллельном с тренировками росте интеллектуально-творческих и образовательных способностей в различных сферах деятельности, в обучении чему бы то ни было, включая спорт.

Описание методики просмотра образов. Нормализовав дыхание (на стр. 49 установки на характер дыхания во время сеанса), человек с закрытыми глазами представляет себе зрительные и другие образы, давая им возможность развиваться и трансформироваться. Нужно от первого лица в настоящем времени вести комментарий происходящего перед мысленным взором, записывая его на магнитофон. Ежедневные и неоднократные сеансы длятся от пяти до пятнадцати минут. Вслед за сеансом необходимо прослушать запись и сделать выводы о качестве комментария. Таким образом, осуществляется «отложенная» обратная связь. Подлинная обратная связь требует опытного в психологии партнёра, способного во время сеанса задавать испытуемому активизирующие вопросы. Но и при этом желательна магнитофонная запись и последующий её анали

МЕТОДИЧЕСКИЙ КРЕТИНИЗМ

Мне, выпускнику РФМШ, больно видеть: сколько методической неуклюжести присутствует в изложении и физики и математики в "современных" учебниках. Чтоб не крохоборничать, приведу только один пример. Традиционно, во имя догматически истолкованного «единства исторического и логического», авторы учебников вначале учат понятию алгебраического КОРНЯ из числа (квадратного, а потом и кубического). Нет смелости, естественно, отталкиваясь от практических задач, ввести понятие дробной степени, а на традиционные обозначения корней в виде кочерги обратить внимание только в связи с тем, что на современном электронном калькуляторе есть кнопки с такими обозначениями для удобства вычислений.

ТАК НЕТ, долбят тему квадратных корней весь восьмой класс, а в девятом, переучивают на восприятие дробной степени. А переучивать-то всегда труднее. В то время как для ребят, имеющих нормальные «логические рецепторы», наступает курорт, для «гуманитариев» и «логических дальтоников» наступает ситуация стресса: потеря какого-либо смысла деятельности вообще. Многие ломаются необратимо и навсегда, попадают в ситуацию двоечника, теряют стимул и интерес к предмету. Это «аукается» в 10-м классе, когда ученики не могут брать производных от корней, ибо не понимают, что они суть дробная степень. И всё потому, что дяди методисты цепляются за догматы дидактического подхода вопреки психологии.

Я уже не говорю о том, что в виду появления калькуляторов, в том числе на сотовых телефонах, таблицы логарифмов Брадиса до сих пор кое-где не выкинули на помойку. РОДИТЕЛИ! АУ! При желании с таким методическим хитроумием чиновники от образования вполне могут растянуть обучение наших чад и на пятнадцать лет, оправдывая своё существование, как оправдывают необходимость друг друга врачи и аптекари!

Резервы времени на школьные программы «не находятся» по той же причине, что и у плохого танцора не находится понятия о том, что ему мешает. Мешает груз шаблона, от которого можно избавиться только в процессе переоценки ценностей, заложенных в сами концепции как народного, так и элитного образования. Я лишь обратил внимание на резерв высвобождения времени на примере конкретной темы, конкретного предмета, не претендуя на всеохватность.

Мужи от государственного образования, обратитесь за советами к ещё не вымершим ещё лучшим советским учителям-пенсионерам. Они, главным образом, а не академики, «доценты с кандидатами», в дискуссии с ректорами вузов и производственниками способны конвертировать личный опыт в концепцию живого стандарта государственного среднего образования Республики Казахстан. Только не действуйте келейно, ищите истину в процессе всестороннего обсуждения в СМИ всеми заинтересованными сторонами, а то получится по Черномырдину.

НУЖНЫ ЛИ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ВООБЩЕ?

Нет! Они, образно говоря, нужны только в индивидуальном плане для тех, кто «не физкультурник, а спортсмен». Кто имеет склонность к предмету и способности. Всем прочим они не нужны! Особенно не нужны задания, содержащие обилие совершенно тупых примеров, не воспитывающих ничего, кроме отвращения к предмету. Классный репетир не успевает сделать на глазах ученика такие задания «с чувством, с толком, с расстановкой», короче: с обучающим эффектом за урочное время, а что уж говорить об отстающих учениках?

Кто следит за суммарными нормами времени на занятость наших детей? Почему они повсеместно превышаются школьными «мучительницами»?! Почему нарушаются права ребёнка, почему посягают на самое святое: его здоровье?! Куда смотрит прокуратура? Не нужно ли в рекомендательном порядке типовой урок разбивать на две части, вторая из которых и будет «домашним заданием»? Оно должно выполняться по индивидуальным вариантам и непременно самостоятельно в спокойной » обстановке. Опыт ускоренного обучения рекомендует фон музыки барокко, ритм которой (60 тактов в минуту) резонирует с Альфа-ритмом электрической активности мозга. Не зря Эйнштейн размышлял со скрипкой в руках, тем же занимался легендарный Шерлок Холмс. Есть ли тут новое? Нет. Средняя школа должна всего-навсего опереться на опыт «школ продлённого дня».

НАДО ЛИ СТАВИТЬ УЧЕНИКУ ОЦЕНКУ?

Тестовая форма контроля знаний, хоть она и разновидность лотереи, оправдана своим объективизмом. Она становится всеобщей, оценки в ней получаются сами собой. И не надо механически выводить «четвертные» и «годовые»2. Нужна квалифицированная аттестация в соответствии с государственным стандартом. Назовите это экзаменом, собеседованием – как хотите. Мне возразят: нужно-де, чтобы дети после школы занимались разумным, добрым, вечным, а потому домашние задания приучают к самостоятельности, дисциплинируют. Ложь! Кому бы вы это говорили?!

Отличники справляются с непомерными объёмами сами или с помощью репетиторов, остальные-то списывают! Это в армии главное, чтобы солдат был всё время занят, дабы мысли о женщинах не лезли бы ему в голову. А занятость детей после школы должна обеспечиваться спортивными клубами и дворовыми клубами по интересам. Согласен: просто так, без идеологического обеспечения, без всенародной вовлеченности проблема не решится, ибо это проблема комплексная. И решать её нужно в комплексе. Это не значит, что её не надо решать.

ЛИРИЧЕСКИ-НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Поучительная история. Пятый класс. Зинаида Ивановна объяснила арифметический приём. Вызывает к доске одного за другим, и садит на место, ставя двойку в журнал. Моя очередь. Мнусь и делаю ту же ошибку, что и все. — «Садись, два!» Но что-то прорывается во мне. «А что, если сделать так?» — спрашиваю. — «Ну, как? Покажи!» — следует предложение. Показываю. Пример решён правильно. — «Молодец! Только что ж ты мямля-то такой? Ты же способный паренёк. Живи своим умом, не оглядывайся на других. Ставлю тебе пока четвёрку, но ты достоин большего!» После таких слов, сказанных с материнскими интонациями, вырастают крылья.

В итоге в классе я не получал отметок ниже четвёрки. Но жизнь на городской окраине содержит массу соблазнов: домашние задания я перестал выполнять, за это ставились жирные двойки в журнал. После седьмого класса на каникулах прочитал я учебник для техникумов по высшей математике и всю тему производных и первообразных «просёк». Пришёл в школу, умничаю. Один, другой пример подкидывает Зинаида Ивановна — решаю. «Тебе, дружок, надо идти в ФМШ! Что у тебя по арифметике в свидетельство пойдёт?» – спрашивает учительница и ворошит старые журналы. — «Э! Да у тебя за вторую четверть пятого класса тройка. Ты же балду гонял! А в результате у тебя за пятый класс итоговая тройка, она и пойдёт в документ.… Нет, могут документы твои отклонить!»

И что же я вижу: кремень-учительница на моих глазах совершает должностное преступление: она задним числом правит журнал и выводит мне «нужную для документа» оценку, ибо мы прекрасно помнили, почему у меня в журнале рядом с пятёрками появлялись двойки.… Кстати, директор ФМШ, принимая мои документы, не всматривался в свидетельство об окончании восьми классов. Ему было достаточно моих грамот за призовые места на районной и городских олимпиадах.

ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Типовая, частная ли, государственная ли, средняя школа должна научить наших детей основам самостоятельной практической деятельности. И родители должны знать: чем больше школа уделяет внимания наполненной для детей смыслом практике, тем лучше. Осмысленность состоит в сознательном системном применении общих принципов деятельности. Этой системности, концептуальной обоснованности, гармонии и целостности недостаёт. Может, только авторская школа Архимеда Искакова в Казахстане не заслуживала такого упрёка.

Что касается типовой школы, то академики от образования явно недоработали. Но, хвала Всемогущему, учителя со здоровым материнским и отцовским инстинктом всегда учат и воспитывают личным примером, авторитетом, по собственным системам. Они охотно прощают ученику косность речи, если тот решает задачу, сознательно применяя законы и правила, которые он сбивчиво формулирует. Решения задач, как примеры умственной деятельности, требуют гораздо более подробного комментария, чем это делается в самых лучших учебниках. Разбор решений нужно выполнять, с непременной демонстрацией схемы-последовательности общесистемных деятельностных правил. Разбор должен также сопровождаться анализом психологических затруднений, которые нужно преодолеть ученику.

Учебники без подробного разбора решения задач вообще не имеют права на существование! Сопровождающие теоретический материал упражнения должны разбиваться на три-четыре группы сложности. В этом направлении многое делается, есть и на что опереться из советского наследия. Но, если говорить о физике, то в учебниках СТАРШИХ классов практически отсутствуют качественные вопросы, составляющие душу физики. Таких вопросов практически нет и в вопросниках ЕНТ (в России – ЕГЭ).

Я обращаю внимание на этот факт как на проявление общесистемного явления – тяги к формализации. Добросовестные преподаватели высшей школы всегда добиваются от студентов понимания сути, стоящей за формулой. Авторы тестов ЕНТ по физике неизменно скатываются к формализму, к проверке памяти и знаний по математике, а не понимания физической сути. Современные школьные учебники значительно уступают в доходчивости прославленному с советских времён трёхтомнику академика Ландсберга. Несмотря на Кирика, с опечатками наштамповавшего разноуровневые задачники для школьников, современный типовой учебник, излагающий физику, прежде всего, как качественную науку — такой учебник ещё ждёт своего автора. А ведь вспомнить, что советская школа дала? "Качественные вопросы и задачи по физике" Тульчинского. Или "Пособие для поступающих в ВУЗы по физике Тарасова и Тарасовой... Налицо деградация, упадок, коллапс.

ФОРМАЛИСТИКА И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Стихийно во все времена, а не только упадка античности, преподавание скатывалось к формализму. Во времена Сократа искренно полагали, что боги изначально вложили мудрость в человека, что суть преподавания заключается в том, чтобы помочь человеку извлечь из недр сознания эту мудрость, осознать её. Сократ своими наводящими, побуждающими к размышлению. Это в природе вещей. Творческих натур среди учителей не больше, чем в любой другой сфере. Вот почему изучение творчества неизменно сводилось к изучению набора штампов.

Зубрили ли школяры силлогизмы или стихи Вергилия, крылатые фразы из наследия Цицерона всё скатывалось к тренировкам памяти, не оттачиванию мышления и ни, тем паче, творческих приёмов. Между тем, современная психологическая наука выяснила механизмы восприятия, разработала психологию творчества и возрастную психологию. Итог: творческому подходу человека нужно учить с момента, как он начнёт говорить, общаться. И в школе самое ценное — творческий потенциал ученика. Что в школе работает над его развитием? Разве анализ творческих особенностей Некрасова и Пушкина составляют контрольный пакет в учебниках литературы, разве учеников учат (см. Ал. Михайлов. «Азбука стиха», М. «Молодая гвардия», 1982.), почему стихи Пушкина поэтичней стихов Державина? Что вообще школьники узнают об основах такого важного процесса как творчество?

ЧТОБЫ ЖИТЬ ЛУЧШЕ БУДЕМ ПРЕПОДАВАТЬ ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач, разработанная Г.С. Альтшуллером (писатель-фантаст Альтов). ТРИЗ доходчиво изложена для юношества в книге Ю.П. Саламатов. «Как стать изобретателем». 50 часов творчества. Книга для учителя. М. 1990. С ТРИЗ ещё двенадцатилетка будет иметь какой-то смысл. И всё же я убеждён, что «обязательным» средним образованием следует считать 10 классов. А заключительные два года нужно сопрячь как можно теснее со специализированным профессиональным образованием.

Что касается вузов, то подготовительные курсы при них вполне правомочны набирать на конкурсной и платной основе любых желающих. Учащиеся этих курсов должны иметь прописанную в законе правовую защищённость от призыва в армию, но не большую, чем студенты. Я предлагаю преподавание ТРИЗ на тот случай, если руководство страны решится не на словах совершить нечто вроде японского экономического чуда. Однако настало время обратить внимание на предметную сторону образования.

О МАТЕМАТИКЕ — УНИВЕРСАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ ВСЕЛЕННОЙ

Анализ тестов ЕНТ по математике показывает, что человек, действительно усвоивший приёмы арифметического счёта, играючи справляется с заданиями ЕНТ. Быстрота элементарных умственных операций первая составляющая интеллекта и основа для всех последующих интеллектуально-творческих достижений. Эта быстрота идёт от генетики и обстоятельств раннего детства, хотя судьба Эйнштейна отчётливо показывает, что у каждого свой возраст выхода на интеллектуальное плато. Большинство учится до той поры, пока не достигнет своего потолка, а затем лишь присутствует на уроках, так как общество не даёт другого выбора. Мужам государственным нужно признать очевидное и сделать так, чтобы бизнес на законной основе применял массовый труд несовершеннолетних.

В мои школьные годы (1959-1969) «учили» меньший объём, но качественней. Пример? Воистину вредительскую методическую практику современной средней школы можно проиллюстрировать на теме алгебраических неравенств. Метод интервалов повсеместно излагается методически порочно ("шнуровка" заменена "козлиными" скачками). Математики мира давно отказались от применения круглых скобок в указании незамкнутых интервалов, а наших школьников продолжают учить по старому.В силу меньшего объёма, было время у учителей на то, чтобы занять учеников неформальными тренировками, научить-таки творческому, виртуозному применению вычислительных шаблонов. Наша учительница в 5-8 классе максимально наглядно преподавала нам математику: рисовала на доске яблоко, делила на части. Устраивала конкурсы в устном счёте. Сейчас калькуляторы внедрились в сотовые телефоны, а учителя считать на них не учат рационально, так как сами не умеют.

Не могу не повторять имя учительницы математики, буквально «сделавшей меня человеком»: Зинаида Ивановна Казанцева. О таких говорят: строгая, но справедливая! Она одним своим взглядом устанавливала в классе такую атмосферу, что самый последний лодырь тянулся перерасти самого себя. А знаменитая её присказка: "Сколько раз вам, балбесам повторять основное свойство дроби?"Сейчас таких учителей не встретишь, ибо «остаточный принцип финансирования» и катастрофически снизившийся жизненный уровень учителей вконец отвратили талантливую молодёжь, имеющую осознанную педагогическую жилку, идти в пединституты. Пединституты, как и прежде, оканчивают, главным образом, ради диплома о высшем образовании. А потом общество имеет то, что заслужило своим равнодушием и трусостью. Напоминаю слова прокуратора Понтия Пилата из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

ШАХМАТЫ ЛУЧШЕ МАТЕМАТИКИ ВОСПИТАЮТ УМ ГУМАНИТАРИЯ!

Изучение математики для «гуманитариев» после восьмого класса целесообразнее заменить изучением шахматной игры. Эта игра вырабатывает не только глубину расчётов в уме, основанных как на точной информации, так и на интуитивных, плохо формализуемых, принципах. Игра стимулирует творческое начало и закаляет характер. Игра комплексно тренирует деятельностную триаду: воля — организованность — интеллект, составляющую, как я уже отмечал ранее, формулу успеха. Кощунственным это предложение покажется тем метрам педагогики, кто не согласится с тезисами.

1. Логический дальтонизм столь же реален, как и цветной или как отсутствие музыкального слуха. Математика вся построена на логических основаниях. Поэтому обучение ей ограничено потолком умственной конституции ученика. Школьная программа должна концентрироваться на тренировке расчётов, которые действительно понадобятся в рыночной нашей практике.

2. Знания, которые даются в школе, имеют мизерную ценность по сравнению с тренировкой деятельности. Тренированный одарённый ум способен, шутя, извлечь знания в любом ему нужном объёме, как только появляется потребность в них. Учебники физики и математики для средних специальных учебных заведений (были техникумы, стали называть колледжами – будто суть изменилась!) я читал на каникулах после седьмого и восьмого класса, как художественную литературу. Не думаю, что такое не по плечу любому заинтересованному в предмете школьнику.

3. Творческому подходу в решении математических задач обучить труднее, чем в шахматах. И это потому, что в шахматах впечатляющих примеров найдётся более чем достаточно по сравнению с вариантами решения какого-нибудь тригонометрического уравнения.

4. Школьная тригонометрия до жути скучна, а ухищрения её примитивны. Школьная математика (речь не о НАУКЕ математике в целом) содержит гораздо меньше поэзии, чем шахматная комбинация — торжество парадоксальности.

5. Квалифицированных шахматистов, которые могли бы помочь, в Казахстане или России хватает.

6. В век информатизации образования, век компьютеров, не надо бояться потерять учителя по "предмету шахматы". Имея гибкие средства настройки на уровень игры человека, шахматные компьютерные программы на практике являются доступными массовыми тренерами, заменяющими педагога.

ОБ УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

БЕДА всей ГУМАНИТАРНОЙ составляющей ШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В традиционной ЗАИДЕОЛОГИЗИРОВАННОСТИ. Правда, наметился отход от неё в сторону объективизма и всесторонности, но старые мифы ещё причудливо сплетаются с новым мифотворчеством. Теперь «разрешили» ругать прославляемого ранее Горького и восхвалять не столь уж давно поносимого Солженицына. А зачем вообще «проходить» классиков косогорами вечно колеблющихся политических и идеологических предрассудков? Бросьте гонять юношество от одной конъюнктуры к другой! Бросьте! Хватит ПЛОДИТЬ СЛОВОБЛУДОВ, умело ЖОНГЛИРУЮЩИХ придуманными не ими мнениями – ШТАМПАМИ! Хватит!

Остановите потоки дурацких сочинений! Пушкин ли, Гоголь не виноваты в симпатиях и антипатиях коммунистически или демократически озабоченных метров педагогики. Чтоб не ругаться, отсылаю читателя к книге Петра Вайля и Александра Гениса "Родная речь". М. 1991. Меняются социальные системы, а уроки школьной литературы как были, так и остались уроками конъюнктуры, штампа и демагогии — уроками духовной проституции. Жить в этом обществе человеку творческому и интеллектуально честному невыразимо тошно. Дети же ненавидят фальшь и тонко чувствуют. Когда их перекармливают «высокими словесами», вскармливают новых Ницше, или, как минимум, Базаровых, жизненные финалы которых одинаково безрадостны.

Реорганизуйте уроки литературы в курс риторики и курс культуры письменной речи. Как "компенсацию" словесникам — введите курс истории мировой и отечественной духовной культуры. Пусть там будет представлено творчество художников, композиторов, писателей и поэтов в сопряжении с исторической канвой. Введите, справедливости ради, курс материальной культуры — науки, техники, промышленности. Почему одни физички должны «отдуваться» за то, чтобы ученики знали знаменитых инженеров, создавших тракторные двигатели, построивших знаменитые мосты или собравших кремлёвские куранты?

Одна школа может воздать запоздалую дань потомков инженерному гению человечества! От тележурналистов этого не дождёшься: тем, у кого «пока все дома», нравится показывать жизнь актёрской богемы. Но должна быть справедливость, я вас спрашиваю? Почему мы, подобно крыловской хрюшке под дубом, неблагодарные, всечасно пользуемся творениями учёных и инженеров, не отдавая дани уважения их именам?

УРОКИ ИСТОРИИ

История Казахстана подаётся в том же ключе, как и прежде подавалась история СССР. Немудрено: она «писалась» теми, кто защищал диссертации ещё в советские времена. Это не история, а, скорее, историческая география. Ушла парадигма славяноцентризма, а что её сменило? Легенда о золотом человеке? Мне за партой внушили ложную иллюзию, что древние киевляне это, мол, русские, а те, кого гнал в бой Чингисхан – татары. Помню, как стыдно было мне слушать это, сидя за одной партой с товарищем, которого дома звали Тимурбаем. Родители товарища, этнические татары, к тому же тайно исповедовавшие ислам, «записали для школы» своего сына под именем Валера. Очевидно, от греха подальше.

Уже в зрелом возрасте, прочитав труды Льва Гумилёва, я понял, что древние киевляне имеют ко мне, потомку москалей на 1/2, отношение не большее, чем древние саки к современному казаху. Отрадно, в фактически многонациональной стране, каким ныне стал Казахстан, борьба этносов за территорию и влияние рассматривается в современном школьном учебнике без идеологической и политической «озабоченности», без этноцентрированности «титульной» нации. Рассматривается так, что иному впечатлительному мальчику не стыдно глядеть в глаза своему товарищу другой национальности. Такой «отстранённый» подход труден. Все мы живые люди, не только творцы учебников.

Грузы исторических претензий народов друг к другу тяжелы и их так просто не скинешь. Сталин и Голощёкин отнюдь не были русскими, если уж на то пошло, но тогда уж еврейство Карла Маркса весьма условно. А Чингисхан такой же казах, как румын Чаушеску римлянин. Да, трудно освободиться от груза исторических претензий. Простят ли китайцы англосаксов за то, что те в своё время одурманивали их опиумом, а теперь уж и сами не знают, как бороться с собственными наркоманами? Простят ли японцы североамериканцев за Хиросиму и Нагасаки, уничтоженные без прямой военной необходимости? Простят ли чукчи русских за то, что русские купцы споили народ оленеводов и рыбаков?

Не думаю, что без всеобщего покаяния, это когда-нибудь случится. Да простят меня академики от истории за убеждение, что в каждой науке ровно столько науки, сколько в ней математики и натурфилософии. И да простят они же за дилетантский совет: подавайте исторический процесс как разновидность естественного движения социально организованной материи во временных и географических рамках. Только популярно! Не делать этого после Чижевского, Бернадского и Льва Гумилёва просто грех. Но эта работа должна быть проведена!!! И тогда школьная история практически перестанет переписываться с каждым новым президентом страны.

О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Не должно быть отдельных уроков под названием физкультура! Школа призвана выработать привычку (как чистить зубы по утрам) к ежедневной физической нагрузке, критерием действенности которой является пролитая наземь капля пота. В спортивных играх, которые любят мальчики, в танцах, которые особенно по душе девочкам, это наступает естественно, без напряга. На велотренажёре это может наступить на пятнадцатой минуте. Дальше – гуляй Вася! Лучшей профилактики ожирению, ишемии и прочим болезням урбанистской цивилизации нет.

[Говорю это как человек с приобретённым из-за подростковых ангин пороком сердца. Опыт мой горек, но поучителен: ежедневные многомесячные «потопролитные» занятия на велотренажёре избавили меня от тахикардии. Сердечная недостаточность стала потихоньку отступать. В результате активного расщепления жиров без всякого тренажёра Фролова активизировалось эндогенное дыхание. Нормализовалась деятельность желчного пузыря.] Школа может и должна взять на себя нужный каждому организму объём движения! И тут пригодится опыт школ продлённого дня.

Далее. Почему-то физическая культура и даже спорт разлучились с тренировкой иммунитета: закаливанием водой и воздухом. Вошло в систему: титулованные спортсмены то и дело срывают ответственные соревнования из-за банальной простуды или гриппа. О закаливании в первую очередь должны позаботиться своим личным примером родители. Так просто начать с краткого, но обильного обливания ледяной водой ног перед ночным сном. Организм тут же вырабатывает эндорфины. Почувствовав обволакивающее, усыпляющее и ликующее животворное тепло, идущее из недр организма, человек стремится к нему в той же мере, как и к свежести во рту после работы зубной щётки.

Неужели же нужно, чтобы смертоносные волны эпидемии птичьего гриппа прокатились по планете, дабы урбанизированный человек расширил «культуру зубной щётки» до культуры закалки-тренировки как иммунитета, так и духовных сил человека, культуры, обретённой жизнью легендарного Порфирия Иванова? Увы, приходится признать: спартанские идеалы чужды демократии и ближе красно-коричневому миропониманию…

ПАТРИОТИЗМ СВЯТОЕ ЧУВСТВО

О гражданственности, о средостении общественного воспитания. Патриотизм это пружина бытия народного. Распрямляясь, эта пружина неизменно выталкивала завоевателей с оккупированной территории, не давала народу бесследно кануть в играх геополитиков. Дёрнуло одного писателя, имя которого я повторять брезгую, назвать патриотизм первым и последним прибежищем всех негодяев. С тех пор многие не отягощённые мудростью люди повторяют слова эти, противные элементарным нормам публичной речи. И всё потому, что патриотическое воспитание то и дело называется не иначе как военно-патриотическим воспитанием.

Здесь очень тонкая материя. Патриотизм не навяжешь ежедневным исполнением гимна страны со вставанием с прижатой к сердцу рукой. Это внешние атрибуты, это форма, а содержание воспитывается исподволь, на примерах поведения национальных авторитетов. Я имею в виду не столько политиков, многие из которых выглядят пациентами психиатра, прорвавшимися к микрофону, сколько кумиров молодёжной «попсы». Обилие дегенеративных замашек просто подавляет и извиняется только преходящей молодостью. Главный шайтан страны — телевидение. Оно оккупировано голливудской кино-продукцией. В то же время «главный патриот» Казахстана снимается в рекламном бизнес – ролике. О каком патриотизме можно говорить? Как служить Богу и мамоне одновременно?

Силами школьных педагогов проблема воспитания гражданина и личности не решаема. И даже традиционные религии тут не помогут. Нужна реальная, объединяющая все народы и конфессии Казахстана, национальная идея. Но коли уж аз многогрешный, немолодой этнический русский, переживший распад Родины как трагический развод родителей, стал осознавать великие преимущества Казахстана в утверждении евразийской идеи, увидел реальный потенциал Казахстана в геополитике, это значит, как говорил последний генсек ЦК КПСС, процесс пошёл. Чем больше представителей «некоренного» этноса будет неформально вовлечено в прорисовку хотя бы контуров национальной идеи, тем скорее наши дети и внуки придут к радостной и осмысленной жизни.

ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Частные средние школы предлагают много заманчивого, хотя и концептуально незатейливого. На то и рынок, чтобы расставить всё по местам. Что касается высшего элитного образования, то нет сомнения, что оно напрямую связано с вложениями в науку. Тут нефтяные доллары и евро придутся весьма кстати.

РЕЗЮМЕ

Подчеркну мысль уже высказанную на страницах журнала. Родители должны понять, что назначение школьных буден — тренировка будущей деятельности, шлифовка метаспособностей, а не загрузка в память того, что всегда можно извлечь из справочников. Типовая средняя школа, на мой взгляд, должна включать 8-10 классов (отсчитывая, от семилетнего возраста).

На этой базе заинтересованные производственные структуры могут вести двух-четырёх годичное специализированное, профессиональное обучение. Подготовительные курсы при вузах должны получить правовое регулирование. После восьми классов нужна широта выбора факультативного обучения предметам. Короче: предлагаю вернуться к средней школе брежневских времён, обогащённой свободой выбора, диктуемой рынком, самой жизнью.

И КЛЮЧЕВАЯ фишка. Единое министерство образования – путь в тупик. Высшее образование должно быть слито с наукой. Образование общее должно быть слито с просвещением и профориентацией. Мне кажется, успех советской школы заключался в этом разделении. Высшая школа оценивала эффективность общеобразовательной школы.

Буду рад, если статья заденет за живое. Заранее прошу извинения за резкость иных оценок.