Методика

Сергей Вшивцев
Общие методические вопросы обучения сотрудников СОБР таможенных органов


В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в таможенных органах. Реализация этой программы идет полным ходом уже несколько лет. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения сотрудников таможенных органов. Основной целью тактико-специальной подготовки является формирование и развитие коммуникативной культуры сотрудников СОБР при взаимодействии с другими службами и подразделениями, обучение практическому овладению специальными приемами задержания предполагаемых преступников и отражения нападения экстремистки настроенных элементов.

Задача преподавания специальных дисциплин состоит в том, чтобы создать условия практического овладения специальными тактическими приемами для каждого сотрудника СОБР, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучаемому проявить свою активность, своё творчество. Задача начальника подразделения СОБР таможенного органа -  активизировать познавательную деятельность сотрудников в процессе обучения.

Несколько лет назад уже был использован опыт обучения сотрудников СОБР (Москва) используя пейнтбольное оборудование. Но это были разовые и эпизодические выезды в специализированные клубы, имеющие полигоны для проведения тактических занятий. Эффект от этих тренировок личного состава не был закреплен. Поэтому в своей работе автор постарался использовать свои наработки и апробацию теоретического материала в собственно им собранной страйкбольной команде («Медведи С») занимающихся на полигоне около города Лыткарино Московской области.. Наглядность, которую продемонстрировали занятия, где еженедельно (лето 2010 года) отрабатывались элементы тактики задержания предполагаемых преступников и противодействия нападениям экстремистки настроенных элементов, автор рекомендует внедрить в учебную программу подразделений СОБР таможенных органов России.

Наглядность – самый быстрый и практичный способ обучения. Одно только теоретическое изучение предмета не способствует точному и правильному усвоению материала. Освоение умений это, по существу, формирование новых нейронных связей в мозгу человека.  Наиболее эффективный способ формирования таких связей – наглядный, образный, аналоговый, когда новая информация предъявляется сотруднику СОБР в виде зрительного образа. Это может быть: иллюстрация в специальном пособии; рисунок, сделанный руководителем занятий на доске мелом (фломастером); презентация, выполненная с использованием необходимой текстовой и графической форме. Информация в этом случае «схватывается» обучаемым целиком, и новые нейронные связи в его мозгу формируются быстро и достаточно прочно. Правда, таким способом мозгом отражаются лишь внешние стороны и связи предъявляемых сотруднику предметов и явлений. Внутренняя, сущностная сторона предметов, явлений и их связей при этом остаётся нераскрытой. Для доведения до сотрудников этой стороны предметов и явлений необходимы искусственно созданные их образы – картины, схемы, чертежи, макеты, мультипликации, анимации, мастер-классы и т.п., которые, также как и натуральные образы, помогают формировать новые нейронные связи в мозгу обучаемого сотрудника. Если необходимые умения и навыки будут отрабатываться на практических занятиях, то этот способ обучения будет наиболее эффективным.

 Значительно менее эффективен способ формирования новых нейронных связей с помощью звуковой передачи информации, когда последняя передаётся обучаемому посредством звуков – речь. Меньшая эффективность этого способа связана, видимо, с тем, что, например, речевая информация для запоминания должна преобразоваться  в образную форму, и только в таком виде она способна формировать новые нейронные связи в мозгу человека. 

  Ещё менее эффективен способ формирования новых нейронных связей посредством чтения текстов. Здесь мозгу приходится сначала преобразовывать текстовые символы  в слова, понятия, затем улавливать смыслы текста и после этого формировать, на основе уловленных смыслов, образы, которые фиксируются в виде новых нейронных связей.

   Так что для повышения эффективности обучения умениям (в смысле скорости обучения, количества усвоенных умений, затрат на обучение) следует максимально использовать наглядные, образные, аналоговые способы. Конечно, в ряде случаев это сделать невозможно, но для коллективного процесса обучения сотрудников СОБР и для стандартных умений такие способы обучения должны стать основными.

Прочность закрепления знаний, умений и навыков обеспечивается устойчивостью новых нейронных связей. Последняя достигается, как правило, неоднократным повтором средовых воздействий на стадии первичного обучения и периодическим их подкреплением в последующем.

Знание любого предмета без умения малоценно и бесперспективно. Но невелика ценность и умения без знания, без понимания сущности предметов и явлений и взаимосвязей между ними – умения, полученного путём «натаскивания» на конкретные (тактические) приёмы и способы действий одного сотрудника или штурмовой группы. Наибольшую ценность представляет умение, сформированное на основе знания. Лишь подобное знание даёт сотруднику СОБР свободу и уверенность в любой ситуации и в  боевых (стрессовых) условиях.

Всё многообразие и многогранность этого мира не может быть отражено мозгом индивидуума  в силу несопоставимости масштабов. А потому знание и восприятие реальности всегда ограничено, неполно. В силу этого всегда не полностью адекватно действительности и представление-проект, формируемое человеком. Соответственно, реализация проекта всегда будет требовать внесения уточнений запроектированных действий «на месте», по вновь открывшимся обстоятельствам. Обучение умениям верных действий относительно ситуации должно, в связи с этим, готовить Сотрудника СОБР к подобной неизбежности, формировать необходимую гибкость в его отношении к получаемым результатам своей деятельности.

Учить, но не вредить. Важным условием успешного обучения сотрудника специальным знаниям и умениям является соблюдение соответствия учебных нагрузок адаптационным возможностям конкретно каждого человека. В принципе любое обучение – это вмешательство в естественное функционирование и развитие организма человека, требующее адаптации организма к такому вмешательству. Если размер учебного вмешательства не превышает адаптационных возможностей обучаемого сотрудника, обучение не наносит ущерба здоровью этого человека. В противном случае благое дело обучения оборачивается вредом   для  организма.

Век живи – век учись. Сотруднику СОБР таможенных органов приходится осваивать новые знания и умения по существу на протяжении всей своей службы.  Разница только в том, что и когда сотрудник может освоить самостоятельно, а что и когда он может освоить только под руководством или с помощью других людей (более опытных в том или ином). Хотя, конечно, и для самостоятельного освоения умений человеку всё равно нужна помощь специалистов, по крайней мере, методически-инструктивная, получившая свое "боевое крещение" в других специальных подразделениях.   





Фото из интернета