Детство

Сергей Козлов 2
Отец. Мне обидно что он никогда не надевает своих наград. Они лежат в ящике буфета вместе с другими предметами.
.......................
Ночью просыпаюсь. Мне страшно Моему отцу опять снится, что его танк засыпало близким разрывом авиабомбы и он не может дышать. Контузия.  И он страшно мычит.
В доме никто не спит, потому что с соседями можно переговариваться через
стенки. 
.......................
Потом так же страшно будет кашлять сосед дядя Миша. Мы берём у них молоко.
.......................
Воскресенье.
Сегодня родители дома.
Мне не хочется вставать.
Сейчас зима и я думаю что вода в чайнике на столе в другой комнате замерзла.
Один из углов в ней имеет хроническое обледенение.
Потолок в 3,5 метра.
Мы спим в одной комнате потому что так теплее.
Все наши помещения отопить невозможно.
Мы живём в бывшей летней даче.
Это коммунальная квартира в загородном варианте.
Ленинград - это испытательный полигон коммунизации. До войны проводилась настойчивая политика увеличения числа коммунальных квартир. Так легче наблюдать и управлять. Но даже в то время строились дома с учетом необходимости проживания прислуги.
Это жильё дали нашей семье после войны. Я не знаю, чей это был дом раньше.
Постоянно утепляемся изнутри. Обшить дом вагонкой не разрешают.
Территория значится городской, поэтому в 1958 вышел запрет на содержание коров. Это повторная насильственная коллективизация. Цель её - усилить занятость и отдачу населения в коллективном секторе. Этого недостаточно и коллективное становится государственным а колхозники рабочими. Это цель потаённая. Но основная часть овощей производится в личном секторе и им же и потребляется. Коров в нашем посёлке было около сотни. Наши соседи держали корову с телёнком. И все жильцы были обеспечены молоком.  А потом стоял сплошной плач и зарплату выдавали тушенкой потому, что её надо было  сбывать. Теперь вид какающей коровы не оскорблял более взора дачниа. Но летние цены стали зимними. Та территория, которая не значится городской, объявлена курортной зоной. Мне во-обще это слово не нравится. Ну а как корова может оскорбить взор курорт-ника? Может он и жрать оскорбляется?
.......................
Первый класс отучился в маленькой деревянной школе Идти туда было ки-лометра два. Бывало что по сугробам  Иногда удавалось подъехать на са-нях запряженной Валеткой. Лошадь принадлежала ЖАКТ'у и ею правила женщина с грубым голосом. Она лошадь жалела. Когда её нет, а Валетка стоит в оглоблях, я кормлю её хлебом.   Она смотрит на меня темным гла-зом, Что-то смутное всплывает в моём сознании....
Много позже я узнал, что в прошлой жизни был погонщиком верблюдов....
.......................
Если не сгонит,  это считалось удачей - лихо подкатить и  выпрыгнуть на виду у всех. Можно было перед занятиями посидеть возле печки и пооб-щаться.
В тёплое время на переменах играли на песке в  "слона". 
Из школы иду мимо одного интересного забора. Там живёт собака Джек. Косматая шуба. Громадная кавказская овчарка.  Эти собаки недоверчивы. Они привыкли решать сами. Но я ребёнок и у нас тоже есть собака. Я про-совываю руку между досками забора и глажу его по морде. Треплю уши. Ему  нравится. Чешу ему бок. Однажды он пригласил меня к себе. Я пере-лезаю забор. Это наблюдает хозяин. Что ж, так решила его собака.  Мы подружились с ним тоже.
Территория значится городской, поэтому семья учителя не имеет льгот, по-ложенных в сельской местности. И вместо того, чтобы еще более посвятить себя обществу, он занимается иными делами.
Прежде всего это дрова.
Печки приходится топить круглосуточно и поэтому за зиму уходит 12 - 16 кубов дров. Это все надо распилить и поколоть. Пилку я ненавижу А вот колоть дрова приохотился. В будущем это ой как пригодится. Топить начинаю как только являюсь из школы. Изобретаю свои собственные способы укладки и схемы растопки.
Ну и что, что малолетке не положено. Зато к вечеру станет тепло. Можно залезть с ногами в угол дивана и читать книжку. Или смотреть в огонь. Еще раньше я страдал пироманией. Теперь это направлено по мирному пути.
Прибыв с работы, матушка ложится отдыхать. Это часов 9 вечера. После 2-3 она встанет готовить еду и дотапливать печку. Режим явно ненормальный.
Он сохранится на всю жизнь и частично перейдёт ко мне.
Отец приезжает около полуночи Он директор вечерней сменной школы
Сначала там обучались недоучившиеся  фронтовики а затем....  те которые вынуждены идти работать и те которых  заставили учиться по линии военкомата.
Он сильно устаёт. По средам он свободен.
Однажды зимой печь не выдерживает и заваливается. Мы переложили её за 3 дня.
За питьевой водой ходить метров за триста.
Для остального колодец свой. Зимой он промерзает и я спускаюсь туда с  топором, чтобы набрать льда. Бывали годы, когда летом он пересыхал. И тогда за водой ходим в другие дворы.
Помещение, которое отделяет улицу от жилой комнаты в виде бывшего ко-ридора. пристроено по нашему проекту. Оно не закрывается и почтальон кладет газеты и письма на кухонный стол. Для утепления дверь завешана старым бабушкиным ковром.  Там ведра с водой и деревянные кадушки с грибами. Они промёрзли всем объёмом.  Дверь примерзает и бывает, что ее трудно открыть. Для этого есть под рукой топор. В 1960 году появился баллонный газ. И тогда мы ликвидировали дровяную плиту. До этого гото-вили и на керогазе. Керосин привозила цистерна и водитель оповещал о себе звуком трубы. Дверь в жилое закрывается простым замком, который можно открыть отверткой, отогнув валик обивки. Краж не было никогда. Электричество есть не всегда и тогда извлекается керосиновая лампа. Элементы тогдашнего быта казались мне естественными и нормальными.
 .......................

Территрия двора поделена между жильцами для огородов. Никаких обозна-чений раздела нет.  Все и так знают где чьё. С середины мая в школе кол-лективные прогулы. Это дети со своими родителями сажают картошку. Поч-ти у всех дополнительно разработан участок под картошку на поле за кана-вой. Участки не огорожены.  Сейчас это называлось бы самозахватом.  Но он был коллективным.
Ресурсов осушения канавы недостаточно и весной ближайшие дома подта-пливает. На другой части посёлка за железной дорогой осенью подтаплива-ет наводнениями с Финского залива.
Итак - городская территория с сельским укладом.
.......................
Летом весь посёлок переселяется в сараи. Дачникам всё самое лучшее.
Приходится их терпеть, потому что это дополнительный источник.
Визит в магазин ужасен очередями из дачников. Они возмущаются тем что ребёнку отпускается "Беломорканал".
- Да. и "Столичную" отпустят если в списке есть
В магазин можно на велосипеде. Его никто не сопрёт.
С  сада и огорода ем все подряд, не дожидаясь когда поспеет.
У нас яблони. БЕЛЫЙ НАЛИВ ШАФРАН КОРОБОВКА  Никогда после я не увижу таких. Яблоки разрешалось есть те, что упали. Поэтому, вставая ут-ром, я их немного обтрясаю и поедаю действительно те, что упали. А потом  - "на галеры". Собирать смородину, крыжовник, малину и удалять хвостики. Томительное занятие для подростка. И прополка.
Когда дачники ,живущие в нашем доме, просят продать ягод, я говорю - идите собирайте сами.
- Нет уж ты сам.
- Дикие вы. Мне некогда.
Мы дачникам не сдаём - хлопот потом много. Клопов травить.
Нововведения продолжались.
Сменилась школьная форма. Вместо гимнастёрки под ремень, фуражки и брюк некий набор с шортами. Я наотрез такое носить отказываюсь. Мать шьёт мне костюм. Это носить буду.
В нашем посёлке соорудили школу-интернат.
Предполагается  рагрузить от домашних забот родителей городских детей с целью повышения их отдачи на производстве. В результате получилось еще более как всегда. Резвые мамы получили дополнительные возможно-сти, а  доблестных пап стало от пивных ларьков не оторвать. За некоторы-ми детьми даже не приезжали, чтобы забрать на выходной.  Интернатские учились в первую смену а поселковые во вторую. Мне непонятно такое ре-шение. Поселковые были предоставлены сами себе, а интернатских окучи-вали воспитатели. Для младших классов это абсолютно недопустимо. Что-бы хоть как-то видеться с родителями, было решено отправить меня прихо-дящим в интернатский класс.  Там я узнал много потрясающего. Я узнал удивительные истории о том, что происходит, когда мама закрывает своё чадо в платяной шкаф.  Истории иногда сопровождались натуралистичными загадочными авторскими рисунками прямо в тетрадях.
.......................
Полная стоимость содержания ребёнка в интернате равняется зарплате моей матери.
Это значит, что даже одного меня туда отдать невозможно.  Мы ведь не яв-ляемся НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ семьёй.
Но за них никто столько не платит. За многих вообще ничего не платят. Это значит, что за них платят другие. Вовсе и не подозревая. Я несогласен. Я задаю вопрос, почему мне одни ботинки на год а этим две пары. И форма. И все остальное. Они не ходят в магазин, не топят печку, не копают огород и так далее. Для них придумано занятие для занятия их - "общественно - полезный труд". А я дома занимаюсь не полезным? Или не общественным?  И почему тогда я должен работать на школьном огороде, когда у нас свой простаивает. Тем более, что овощи с него идут интернатским. Мне не жалко - но не надо меня учить.  Это интернатским нужно всё показывать и расска-зывать.  Я и так знаю что есть что. Я и так ,борясь за жизнь, освобождаю от этого государство. А интернатские настолько дикие, что вскакивают, когда мимо электричка проходит. Я же не вскакиваю когда вижу трамвай. В целом они хорошие ребята. Во многом они даже значительно лучше поселковых. Они не дразнят очкариком и не кричат "скобари понаехали!" У них меньше поводов для драк и они держатся кучкой. В некотором смысле это что-то вроде детдома. 
У нас дома нет таких ковров и телевизора. Но я бы ни за что не согласился вставать и ложиться по звонку. По звонку есть и делать уроки. И чтоб мне не разрешалось покидать территорию, огороженную забором. Мне кажется, что это мне что-то напоминает.
Свобода! - ВОТ ТО, ЧТО БЫЛО В МОЁМ ДЕТСТВЕ!
После хозяйственных дел  еду куда угодно километров за двадцать. Свобода!
......................
Моя значимость среди интернатских возросла после случая когда дважды пришлось их выводить из ночного леса. Я не помню где тогда были воспитатели.
Ситуация по понятным причинам огласке не предавалась. Наводит на мысль..