Концепция православной социальной деятельности для

Михаил Махов
Концепция православной социальной деятельности для Архангельской губернии

 «Земля Архангела Михаила»

Воплощается старая концепция принадлежности земли Архангельской - Архистратигу Михаилу.
Концепция:
Пресвятая Богородица «владеет» и управляет землей русской с помощью Воинства Небесного под предводительством Архистратига Михаила.
На земле люди  «готовятся» к жизни вечной для «замещения» ангелов павших с Денницей.
Люди - ангелы воспитываются  под попечительством Боголюбивого Небесного воинства ангелов.
У каждого человека есть ангелы хранители и помощники.
Предводитель всех ангельских сил Архангел Михаил. 
У Архангела Михаила на земле есть своя территория, «переданная» ему для воспитания наиболее мужественных и преданных ангелов – сил -  земля Архангельская.
Участие в деле выполнения заповедей Божьих на этой территории воспитывает наиболее мужественных и стойких духом людей.

«Богалюбивое воинство Архангела Михаила»

   «По мнению некоторых учителей Церкви, человек должен восполнить число отпавших ангелов. Значит, мы должны войти в Собор Ангелов. Как же чиста и свята, тогда должна быть наша жизнь! Как еще здесь, на земле, мы должны подготавливать себя к вхождению в светлое и святое собрание Ангелов! Для этого мы должны приобрести мысли и чувства ангельские, очистить сердце для любви. Жить по заповедям евангельским, трудится на благо Бога.»
Воспитание «ангелов» проходит в аскетических подвигах

Три  подвига  христианского делания

1. Паломничество – аскетический подвиг духовного развития самовоспитания через искание Благодати Духа Святаго.

2. Гостеприимство – подвиг любви, многотерпения, разделения своего крова и имущества с ближними.  «Гость в дом – Бог в дом»

3. Богаделание - Теургия —  «богаделание». Это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит воплощение христианской любви через попечение над нуждающимися, в труде для ближнего своего, как отречение от самости ради единства с другими.

Паломничество

Паломничество – аскетический подвиг духовного развития самовоспитания через искание Благодати Духа Святаго.


«Земля Архангела Михаила»

Концепция:

Архистратиг Михаил имеет  в Доме Пресвятой Богородицы – России свою землю.
В в земле Архистратига Михаила все устроено для воспитания человека как ангела – сил.
Паломничество - прохождение по ступеням развития и совершенствования помогает людям набраться опыта, знаний, терпения, любви к ближнему.
Паломничество высшей целью считает воцерковление человека, присоединение его к делам Бога сил Небесных на земле.
Архангел Михаил попекает паломников, помогает им в, трудностях на пути к  Голгофе.
Вместе с ним помогают в доброделании людям Архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахаиил, Иеремиил. 

  В паломничестве необходимо уйти от практики «продажи» чудес и исцелений.  Форма купил билет – доехал - получи здоровье и благополучие самая недопустимая и безобразная в паломничестве.

  Необходимо исключить термины «маршрут», «экскурсовод» и другие взятые из тур индустрии. Заменяют их «путь», «вожак» и т.д.

  «Паломничество» обязательно нужно отличать от «посещения». «Посещение»  предполагает главной целью саму «святыню», а паломничество - аскетические труды на пути к ней.

  Результат паломничества должен зависеть от паломнического и аскетического подвигов, нравственного восприятия, глубины катехизации и воцерковления.

  Паломничество должно отличаться от туризма постановкой духовных целей.

  Главная цель паломничества собрание Благодати Духа Святого.

  Благодать Духа Святого кроется в духовных знаниях, в храмах божьих, в приложении и молитве к иконам и мощам,  в Святых источниках, в аскетических подвигах поста, движениях по пути к святыням, работы на благо другим, освященной пище и т.д.

  Паломничество должно обеспечить «собирание» Благодати и совершенствования человека через участие в нем.

  Паломнические пути должны учитывать постепенность и многообразие «собираемой» благодати.

  Конечной целью паломничества должно быть участие в церковных таинствах (покаяния, причащения), агаве (трапезе) в празднествах. Радость и веселие – главные награды в конце паломничества.

  Пути паломничества хорошо расположить от границ Земли      Архистратига Михаила к Соловкам – Русской Голгофе или храму Архистратига Михаила.

  Движение по паломническим путям может быть пешее, конное, велосипедное, автомобильное,( в том числе внедорожники) водное, и.т.д. 

  Путь каждого вида «движения»  необходимо обеспечить возможностью приобщения к  Святыням Православия (храмы, источники, иконы, и т.д.)

  Святыни на паломническом пути должны быть ухожены, всем доступны, обеспечены людьми хорошо рассказывающими о них.

  Беседа с паломниками должна раскрывать сущность подвига паломничества и  «собирания» Благодати, знаниями об основах православия и аскетики, совершением таинств подготавливающих паломника к причастию.

  Беседа должна учитывать возраст, профессию, глубину катехизации, культурное развитие паломников.

  На каждом пути должно быть несколько различных программ и текстов бесед учитывающих различие паломников.

  Все беседы должны быть включать рассказы об Архангеле Михаиле и объяснять происходящее в свете участия человека в делах Небесных сил.

   Надо учитывать, что сообразно различным профессиям людей на пути паломников помощниками им являются разные Архангелы и Ангелы.  Так Архангел Уриил – помощник учителей и учащихся. Архангел Рафаил – врачей, Архангел Салафиил – молитвенников.

  На разных этапах паломничества в помощь паломникам так же призываются разные Архангелы и Ангелы. Так в начале пути на помощь призывается  Архангел Михаил, на пути возвышает Архангел Иеремиил,  помогает молиться Архангел Салафаиил, весть о близости Бога приносит Архангел Гавриил, за труды Благословлением Божьим награждает Архангел Варахиил.

  Проживание паломников на пути должно быть разного бытового уровня и комфорта.

  Питание паломников должно учитывать потребности различных паломников и аскетическое подвижничество.

  В конце паломничества паломник должен получит «грамоту», знак, специальный крест или икону с изображением Архангела Михаила, или других Архангелов (которые нельзя купить) объявляющею его участником на пути к Царствию Небесному и в делах Небесных Сил под руководством Архистратига Михаила.

  Возможностью паломничества должны быть обеспечены все, не зависимо от их здоровья, возраста, инвалидизации, развития, национальности.

  Архистратиг Михаил является Святым для многих людей различной  религиозной принадлежности и национальности. Они должны иметь доступ к паломничеству по Краю Архистратига Михаила, участию в аскетических подвигах, (естественно с ограничением участия в православных таинствах).

  Паломничество по путям Земли Архистратига Михаила должны стать школой толерантности, патриотизма, любви к ближним.

  Необходимо изменить информационную направленность о Соловках. Пока в информации о Соловках преобладает «рассказ» о делах бесов. Как они мучили, какие пытки применяли, какие у них имена. Это в корне не правильно и «отпугивает» многих паломников и туристов. Бесов с их делами и именами надо забыть.
Центральной темой должны стать «подвиги» Соловетских святых и новомученников.  Их дух и место «успения», «восхождения» к Богу должны укреплять, исцелять, радовать и возвышать дух паломника. Соловки как Русская Голгофа должны стать не местом мучения, а искупления и возвышения. Паломничество на Соловки должно быть подобно пути Христа к Голгофе, наполнено благими трудами, аскетическими подвигами, самопожертвованием и любви к ближним.

  Особенно обратить внимание на преемственность подвигов Святых прошлых времен и Новомученников. Паломник должен приобщится своими трудами к их делам.
  В паломнической службе должны быть списки всех Святых просиявших и вознесенных к Богу на соловках с указанием мест их рождения и деятельности. По спискам необходимо наладить информирование жителей местности где родились Святые и Новомученники о их подвиге на Соловках и  приглашение паломников из мест рождения Святого и Новомученника к «поклонению» ему на Соловках.
Приглашения «разлетятся» по все России.   

  Необходимо издать карты области с храмами, местами жития святых, святынями. Маршрутами паломничества.
 
  Паломничество условно разделить на «обучающее», «оздоровляющее». «очищающее», «укрепляющее».

  Ресурсами паломничества являются:

Храмы,  Святыни
Места жития святых
Святые источники
Места поклонения
Места подвигов Святых
Пути хождения святых
Архитектурные произведения Духовного искусства
Культурные ценности Духовного искусства в музеях и галереях
Места произведения Духовных культурных ценностей
Особые места природы
Духовное пение
Молитвенное и аскетическое делание

  «Выездное» паломничество должно начинаться с подготовки на месте, увязываться с местными Духовными ценностями.

  Паломничество школьников должно быть связано с программами обучения в школе, учитывать тематику изучаемого предмета, возраст учеников.

Паломничество с применением особых видов транспорта (джип, велосипед, байдарки и т.д. не должно быть организовано в виде индивидуальной соревновательности. Допустимы групповые формы преодоления пути, с групповой соревновательностью, развивающие взаимопомощь, взаимо - понимание.

«Гостеприимство»

  Гостеприимство – подвиг любви, многотерпения, разделения своего крова и имущества с ближними.  «Гость в дом – Бог в дом»

  Гостеприимство это христианский подвиг братолюбия и помощи ближнему.

  Гостеприимство напрямую связано с паломничеством и является его частью.

  Гостеприимство включает радушное приятие гостя, обеспечение его всем необходимым для отдыха и продолжения паломничества.

  Гостеприимство в паломничестве должно обеспечивать паломников возможностью совершения аскетических и молитвенных упражнений, столованием православной трапезой, достойным проживанием различных категорий паломников.

  Проживание паломников может, осуществляется как в частных, так и общественных местах с учетом особенностей паломничества и различия паломников.

  Необходимо создать сеть «частных» гостеприимных домов.

  Подбор участвующих в подвиге  гостеприимства должен осуществляться с учетом их не только материальных, но и духовных потребностей.

  Участники подвига гостеприимства для паломников должны иметь все необходимое для его осуществления.

  Подвиг паломнического гостеприимства должен осторожно «смешивать» светские формы отдыха с духовными.   

  Паломническая служба формирует на путях паломничества места проживания и подвига гостеприимства, обеспечивает гостеприимных хозяев необходимой информацией о паломничестве, знаниями о местности и местных Святынях, обучает основам православного гостеприимства.
 
 Необходимо стремиться, чтобы гостеприимные дома и гостиницы имели необходимую сертификацию, правильный подход к питанию и размещению гостей, их безопасности.

 Необходимо заботится, чтобы образовательный уровень гостеприимных хозяев соответствовал законодательству тур.индустрии.

Богаделание

Богаделание - Теургия. Это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит воплощение христианской любви через попечение над нуждающимися, в труде для ближнего своего, как отречение от самости ради единства с другими.

  Богадельни это один из самых распространенных в прошлом видов христианского попечения близких нуждающихся в этом. Больницы, санатории, профилактории, детские лагеря и т.д. имеют свои «исторические корни» в богадельнях. «Основы социальной концепции православной церкви», нацеливают нашу деятельность на возрождение этого вида христианского подвига.

  Богадельни это вид совместного делания  православных общин.

  Богадельни могут быть лечебного, оздоровительного, попечительного, воспитательного, обучающего, развивающего направлений.

  Богадельни используют местные церковный, духовный, культурный, исторический, природный, и трудовой  потенциал.

  Деятельность в богадельне отличается от работы в санатории больнице и т.д. осознанной направленностью на коллективный и духовный подвиг.

  Богадельни могут быть как при монастырях, церковных общинах так и отдельно располагающиеся в благоприятном месте.

  Богадельни должны соблюдать государственные стандарты строительства и эксплуатации подобных учреждений. (санатории, профилактории и т.д.)

  Общедоступное название богадельни возможно по стандартам государственного назначения. Богадельня это способ организации деятельности, а не строение и здание.

  Для специальных видов помощи и оздоровления создаются богадельни вне данного региона (например, для поднятия иммунитета детей, соляризации организма и т.д. на юге или в средней полосе).

  Размер и функции богадельни учитывают возможности церковной общины опекающей её.

  Богадельня организуется только в рамках епархиольного ведомства с различными видами собственности.

Предлагается создание богадельни следующего вида:
«Богадельня» - санаторий - профилакторий высшей категории (****) :


Санаторий высшей категории (****)
Концепция:

«Богадельня» это новая форма санаторного обслуживания, вобравшая в себя лучшие традиции национального быта и санаторного отдыха, соединенные с традициями гостеприимства и высшими достижениями современной профилактической медицины Концепция была отработана для профилактики ми восстановления при тяжёлых заболеваниях, учитывающая при этом желание человека отдыхать, а не лечится. В ней формы психического, физического, духовного и другого восстановления совмещены и включены в состав продуктивного отдыха и полноценного питания.

Место расположения:

Богадельня должна располагаться в экологически чистом, с хорошей водой, отстраненном от больших городов и населенных пунктов месте. Место должно иметь рекреационный (восстановительный) ресурс.

Форма проживания:

Проживание осуществляется в деревянных домах (из леса заготовленного в экологически чистых местах) 1 – 2 этажей, русского стиля - «изба», с полным набором гостиничных условий «***», «****» отелей. Гостиничная форма  – семейная гостиница с индивидуальным проживанием и обслуживанием. В комплекс каждой «избы» входят индивидуальная кухня, трапезная, тренажерная комната, сан. узел, баня и т.д.
Формы открытого отдыха – купание, лодочная станция, спортивные игры, рыбалка, грибная охота, зимние виды спорта и т.д. Ботанический и фруктовый сад, виноградник.


Форма обслуживания:

Форма обслуживания – «гостеприимство», разработанная Российском Международной Академией туризма. Предполагает индивидуальное обслуживание каждой «избы» отдельной «хозяйкой». «Хозяйка» имеет специальную подготовку. Она (он) умеет содержать  «избу» в порядке, готовить, проводить профилактические и восстановительные мероприятия, психологическую разгрузку, заниматься детьми и т. д.


Питание:

Индивидуальное, из натуральных экологически чистых продуктов с учетом потребностей и здоровья каждого проживающего и необходимостью его организма. Согласованное с рекомендациями врачей.

Профилактика и восстановление:

Комплексная методика под общим названием «Русская оздоровительная система»,