***

Иозас Ботирюс
ПЛАВАНИЕ ПО МАРШРУТУ УСТЬ-ИЛИМСК –
 ЛЕСОСИБИРСК.
Июль-Август 2001г.
Судовая роль:
1. Ботирюс Иозас Миколович г. р. 1941.  г. Усть-Илимск  т. 3-99-89
2. Говорушкин Валерии Леонидович г. р. 1971.
3. Говорушкин Николай Леонидович г. р. 1983 
4. Ёлкин Александр Викторович г. р. 1981
5. Новиков Сергей Николаевич г. р. 1982
6. Морозов Сергей Александрович г. р. 1984
7. Ивановский Аркадии Валерьевич г.р. 1985

Судно.

Катамаран с надувными гондолами L = 5,5 м; V = 3,3м;
Палуба: деревянные рейки и настил ДСП. Диаметр гондол 85 см. Каждая гондола состоит их трех надувных отсеков, размещенных в общем чехле.

Способ передвижения (основной) – самосплав, дополнительный способ – 4 весла. Имеется парус S=4 м2, до этого плавания не испытывался. На палубе установлена палатка (вместимость 4 чел.). Имеется два спасательных круга и спасательные жилеты по числу экипажа.

20 июля 2001 г. Завезли весь материал для постройки плота, и работа закипела. Плот строим на поляне около моста через р. Ан-гару. Постройкой руководит Валера, у него большой опыт по этой части. Работы хватает всем. Я в кустах ивняка заготавливаю «мор-ковки» для скруток и вырубаю палки для весел. Все по переменке накачивают гондолы. Погода нам благоприятствует, тепло и солнечно.

Стал вопрос, кто будет руководить походом? Валера предлагает мне эту обязанность. Я отказываюсь, поскольку команду не знаю, и в подготовке похода участия почти не принимал.  Тем более что я наруководствовался в свое время до сыта. Решили, что я буду лоцманом, а Валера будет «кацманом». 

В хлопотах прошел день, и на конец в 17 ч. спустили плот на воду, сфотографировались на память и отчалили с воплями: «Дур-дом переезжает!» Начинаем устраиваться по походному. Немножко подгребли ближе к левому берегу и пошли по струе. Устроили ужин, и выпили водки за начало похода. Но не долго музыка играла. Ребята столпились на середине палубы, раздался треск, и палуба угрожающе прогнулась, сломался бимс. Пристали к берегу, вы-тащили катамаран и в хорошем спортивном темпе занялись ремон-том. Срубили жердь из березки и подсунули  как дополнение к лопнувшей рейке. Сделали это все очень бистро, поскольку комары подгоняют. Хорошо, что Валера запасся накомарниками. Стоянка длилась сорок минут. Пошли дальше и продолжили прерванный ужин. Выпили еще по сто граммов и в 22 ч. отбой.

Все за день изрядно устали и нужно выспаться. Я остался на вахте до утра. Мне не привыкать сидеть ночью на руле на яхте, а здесь и рулить не надо. До Кеуля ни каких препятствии нет, катера ночью тоже не ходят, так что можно идти спокойно.

После ГЭС вода холодная, так как поступает из большой глуби-ны, и над водой лег слой тумана, видимости ни какой. Виднеется только силуэты вершин деревьев на берегу на фоне неба. Все спят, тишина исключительная. Идем на расстоянии примерно ста метрах от берега. Находимся, по моим подсчетам, в районе дер. Тушама.  Между плотом и берегом услышал плеск весел и разговор. Похоже, что рыбаки сплавной сетью ловят рыбу. Я громко спросил: «Кто там?» Сразу плеск весел и разговор прекратился, но ни какого ответа не последовало. Так продолжалось минут десять. Снова заплескали весла, но уже потихоньку. Я опять спросил: «Кто там?» Плеск прекратился но ни какого ответа.  И так раза четыре. Больше я их не слышал. Дело в том, что ловля рыбы сетью считается браконьерст-вом, и рыбаки могли подумать, что это рыбнадзор.

    21 – 07 – 2001 г. 00 ч. Туман поднялся такой, что видимости ни какой. Идем как в молоке. Временами видно то ли очертания вер-шин деревьев, то ли просто галлюцинации. В таких случаях время тянется очень медленно. Борюсь со сном, так как встал как всегда очень рано. Ночь более чем прохладная и сидеть без движения хо-лодно. Хорошо, что прихватил водолазный свитер. Кроме того, под штормовку надел еще и спасательный жилет. Ночь тянется беско-нечно долго.

     Наконец начинает светать, туман тоже постепенно рассеивается. Дождался восхода солнца и разбудил Валеру на вахту. Время 07 ча-сов 30 мин. Валера первым делом заявил, что болит голова. По та-кому случаю выпили по сто граммов он как лекарство, а я для со-грева и как снотворное. Впереди пос. Кеуль и две шиверы, верх. Кеульская и ниж. Кеульская, которые ни каких сложностей не пред-ставляет. Фарватер идет вдоль левого берега. Ребята справятся сами, и я лег спать. День прошел без приключении. Здесь главное идти по фарватеру и не влезать в несудоходные протоки, которые зарастают травой. Днем поднялся ветер и начал прижимать плот к берегу. Пришлось взяться за весла и выгребать в струю. Здесь Ангара изобилует островами, местами течение совсем слабое. На островах есть деревни, теперь в основном заброшенные, поскольку все будет затоплено  водами строящейся Богучанской ГЭС.

     19 ч. 40 мин. Ветер стих. Сготовили ужин и плотно покушали. Ре-бята закупили тушенку на весь поход. Но оказалось, что в этих бан-ках воды в три раза больше чем мяса. Да и мясо такое, что мясом назвать трудно.  Какие то обрезки толи сиськи, то ли писки. Нужно было брать китайскую тушенку, там мясо настоящее. За то как рек-ламу послушаешь, там частушки поют:
                Не ходи ты в мини юбке,
                Я не каменный.
                От тушенки «Главпродукт»
                Стал я темпераментный.

      На деле получается другая картина:
                Не ходи ты в мини юбке
                Да и с перманентом,
                От тушенки «Главпродукт»
                Стал я импотентом.

       20 ч. 30 мин. Заступил на вахту. Погода начинает портиться.  Стемнело, и пошел дождь. Хорошо, что запаслись полиэтиленовой пленкой. Упаковался и сижу как в презервативе. Сыро, но терпеть можно. В 03 ч. 30 мин. Дождь кончился, как оказалось не на долго. Разбудил Валеру, и завалился спать. Дальше запись Валеры:

      «Седой» поднял меня в 03 ч. 30 мин. сказав, что дождь уже кон-чился. Примерно в 04 ч. 30 мин. видели баржи стоящие не якоре возле левого берега. Туман и дождь. К утру все растянуло, дождь кончился. Палуба, палатка и все, что находилось на них и в них промокло со страшной силой. Перед обедом стали на острове и на-чали большую сушку. С катамарана сняли все, включая палатку (ко-торую к этому времени уже успели порвать). Выгрузили все на берег и устроили цыганский табор. Простояли часа два. Сварили на костре наваристый суп, картошку в мундирах и заварили чай.

   На катамаране заменили палатку, погрузили пожитки и отчалили. До вечера сушились на палубе, а тот, кто хотел, еще и купался. По-года днем была обалденная. Вечером попытались уйти к правому берегу на 156 километре. Погода начала портится. Стало темнеть. На вахте вдвоем с Колей. Начался сильный ветер (западный). Попы-тались уйти вдвоем на веслах за остров «Большой». Врюхались в сплошные водоросли. Стали уходить назад. Вышли из за острова Баклан и попали правым бортом под сильнейший ветер, и хорошую волну. Вдвоем не справляемся, большая парусность, ветром несет вверх против течения. Подняли народ и в четыре весла ушли к ост-рову Качерачый прошли вдоль него и сели на мель на его нижней оконечности. Дальше двигаться нет ни какой возможности. Заноче-вали прямо на воде.

   23 – 07- 2001г. Встали рано утром. На веслах прошли остров Леб-ганга Видели причал ИТК -29 (Исправительно-трудовая колония). Места не столь удаленные. Здесь заключенные работают на лесо-повале. На берегу штабеля бревен. Их сплавляют плотами вниз по Ангаре. Прошли на веслах до створа № 653.  Решили прибегнуть к старому испытанному способу. Пристали к берегу, вырубили на плавучий якорь сосенку. Этим делом занимался Аркадии. Мы на-значили его на должность «Главный вырубатель якорей». Выгребли на течение, привязали сосенку за вершину к плоту и бросили за борт. Сразу нас поволокло течением против  ветра. За день пришлось несколько раз поднимать якорь и выгребать на течение. В дальнейшем, тем, кто будут сплавляться по Ангаре, да и по другим рекам, нужно обязательно иметь свой складной плавучий якорь. Мы, к сожалению, это не предусмотрели. Дело еще и в том, что не везде можно вырубить подходящую сосенку или ёлочку. Все это отнимает лишнее время. Да и на палубу неудобно вытаскивать, с нее капает вода и занимает много места, да и руки пачкаем смолой. Таких якорей мы сменили за плавание несколько штук.

    К вечеру погода наладилась. За то другая неприятность, сломался еще один бимс. Пристали к берегу в районе острова Бол. Журавков и поставили два дополнительных бимса из жердей.

 Эти места желательно проходить по фарватеру вдоль острова Большой и вдоль поселка Кежма. Сильный боковой ветер нам не позволил пройти фарватером, и нам ни чего другого не оставалось делать, как только идти вдоль левого берега.  Течения здесь практически нет, и мы лопатили веслами весь день. Временами нас прижимало к самому берегу, и даже сделали кратковременную стоянку, пережидали шквал. На фарватер вышли только ниже Кежмы в районе острова Нижний. Лишний раз убедился, что кратчайший путь не всегда прямая линия. Пройдено 180 км. Отстали от графика почти на сутки.

     24 – 07 – 2001 г. Валера с Колей несут вахту вдвоем. Сготовили чай и сварили перловую кашу, под кодовым названием «дюймовка».

     Утром подошли к шивере Игренкина. Проскочили без проблем, на хорошей скорости. Главное держаться в фарватере ближе к левым вешкам, поскольку в нижней части свальное течение вправо и можно вылететь на мели. Для нашего плота эти мели не представляют опасности, поскольку у нас осадка 20 см.  но там заросли травы.

     Сменил Валеру на вахте. Идем с плавучим якорем. Залезли в траву. Якорь нацеплял на себя кучу водорослей. Не стали поднимать этот мусор на палубу, якорь выбросили. Тем более что ветра пока нет. Через час подул ветер, как всегда встречный. Пришлось приставать к берегу и врубать новый якорь. Видели много утиных выводков. Утята еще не летают, только учатся.

  Подошли к острову Пида.  Задул боковой ветер и нас сносит к левому берегу. Впереди остров Путилов. Нам нужно пройти по ле-вому берегу вдоль острова Пахотный и попасть в деревню Недокура для пополнения запасов. Течение в этой протоке слабое и мы еле движемся.  Постоянно дует ветер нам в правый борт. Приходится несколько раз поднимать якорь и выгребать в струю. Наконец ветер стих и скорость немножко прибавилась. Недалеко от Недокуров к нам подошла моторная лодка с пацанами из деревни. Их заинтересовало, кто идет. Валера и Новиков пересели к ним и уехали в деревню за провизией. Мы ползем своим ходом.

Ребята в Недокурах зашли в шикарный «супермаркет» где ока-залось пусто как в шопе. За двести рублей они закупили там весь хлеб. Все пиво «Балтика» и все спички, В «Супермаркете" после нас осталось только яйца, сахар и сигареты. Дело в том, что здесь зона затопления и деревню перенесли выше, а здесь остались только старики, они тут сажают картошку и другие овощи, поскольку земля хорошо унавожена годами.

Мы даже сфотографировались на память возле развалин на фоне коровы. Эти Недокуры мы переименовали в Бедокуры. Это более соответствует настоящему моменту. С двумя пьяными мужиками Валера съездил в новую деревню и купил бензина для паяльной лампы, 3 литра за 30 рублей. Дошли до катамарана и отчалили. Выпили пива. Нужно отметить, что пиво «Балтика» самое дерьмовое пиво, какое только можно найти в наше время, и какой только идиот его сюда привозит. Делают это пиво из кукурузного крахмала, это самый дешевый способ. Это уже не пиво, а эрзац. Отличное, настоящее пиво делают в Братске и в Усть-Илимске. Это в сотню раз ближе, чем от Санкт-Теперьбурга.

До вечера дошли до Аплинского порога. Можно было проскочить его и в темноте, но решили дождаться утра. Очень красивое место и жаль упустить такое зрелище. Решили заночевать.
25 – 07 – 2001 г. Встали на рассвете, и порог прошли после вос-хода солнца. Аплинский порог для спортивного сплава не пред-ставляет ни каких сложностей. Крупных волн здесь нет. Судовой ход проходит вдоль правого берега. Проскочили порог и даже палубу не замочили. Протяженность порога около 700 метров. Скорость течения до 15 км. в час. Ниже порога встретили караван судов, идущих вверх. Завозят топливо и прочие грузы.

До 11 ч. 30 мин. Прошли еще 6 шивер. Шиверу Гороховая нужно проходить прижимаясь к  вешкам правого берега, а при выходе подгрести по направлению к левому берегу, поскольку у правого берега слабое течение, мелко, и много травы. Шивера Кавинская легко проходимая. Шиверу Медвежья можно проходить по основному судовому ходу вдоль правого берега, но это удлиняет путь и потеря времени. Гораздо интереснее проходить вдоль левого берега и идти протокой между материком и островом Пелендински, и сразу попадаем в Шиверу Косой Бык, длина около 800 метров течение  до 10 км в час. Проскочили ее очень быстро. Ниже шиверы Косой Бык пос. Балтурино, но нам туда не надо, идем дальше.

Вечером подходим к шивере Кашина. На карте островов нет, а на самом деле три островка. Судовой ход проходит между левым и средним островками. Но он плохо обозначен и мы увидели вешки только когда уже проскочили справа от среднего острова. Шивера оправдывает свое название, волны  в ней как каша и квадратные, идет наложение продольных и поперечных волн. Зрелище интересное.

     Пока любовались этим зрелищем, уже на выходе зацепились за камень. С камня снялись в течение нескольких секунд. Камни здесь гладкие, отполированы водой, и поплавок не порвали.

После шивер поужинали и немножко промочили горло. Уже в темноте подошли к шивере Глухая. Эта Шивера мне хорошо запом-нилась еще во время плавания по маршруту Братск – Игарка 1973 г. На швертботе «ЛГ». Тогда мы за день пошли то же что и сегодня, к шивере подошли в светлое время. Я рулил и после такого количества пройденных шивер потерял бдительность. Здесь очень мощный слыв и хорошая «бочка». Мы влетели туда бортом и нас начало валять с борта на борт, и залило кокпит водой. Схватили весла и выгребли. Нас выручило то, что кокпит самоотливной. Иначе бы лодка затонула. За это мне присвоили звание Ботирюс Глухой Ангарской.

Приставать к  берегу на ночь это потеря времени и расстояния. Дело в том, что после Глухой до самой Богучанской ГЭС ни каких препятствии нет и можно всю ночь спать спокойно.  Принимаю решение проходить шиверу в слепую. Ориентируюсь только по силуэту высокого левого берега на фоне неба. Ребята гребут по моей команде. Влетаем в шиверу и понеслись. Нас тряхнуло на сливе. Мимо правого борта промелькнул камень, да так бистро, что даже плюнуть на него не успел. Отдаю команду «сушить весла» и ложи-тесь спать. Всю ночь стояла штилевая погода и мы хорошо выспались и прошли до 470 км. это почти 25 км.
26 – 07 -2001 г. Утром дошли до 465 км., и подул встречный ветер. Пытались двигаться при помощи якоря, но против такого ветра даже якорь не вытягивает. Остались на воде и легли еще поспать. К обеду ветер слегка утих. Сварили обед, пообедали, вырубили новый якорь, выгребли на течение и потихоньку пошли вперед. К вечеру ветер стих. Отцепили якорь, и пошли вперед на веслах Последние 6-7 км шли на веслах. Течение здесь слабое, чувствуется подпор от плотны. На 451 км встретили группу туристов на катамаранах заводского изготовления. Причалили к берегу. Обменялись информацией.

Подошли к плотине и причалили к насыпи метрах в 500 от шлюза. Валера с Сергеем пошли в диспетчерскую договариваться на счет шлюзования. Им удалось уговорить девушек пропустить нас, но они все же дали им «взятку», кулек сосательных конфет к чаю. Они дали нам «добро» на заход в шлюз. Наш экипаж уменьшился на одного человека. Новиков нас покинул. Его замучили чирьи на руке. От сюда ходят машины в Братск и Усть-Илимск.

    Отшлюзовались бистро. Валера пишет:  Когда входили в шлюз было чуть жутковато. После просторов заплывать  в каменный ме-шок было не по себе.

После шлюза мы совершили небольшую ошибку. Нам нужно бы-ло идти прямо и попадать в струю от водосброса, а мы пошли по фарватеру, где под плотиной течения фактически нет, и потом выгребали на струю.

Мне приходилось видеть, как строилась Усть-Илимская ГЭС. Строители работали в три смены. Бегали машины, сверкала сварка, шевелились подъемные краны. На Богучанской ГЭС тишина. Такими темпами она будет еще сто лет строиться. А ведь и Братская и Усть-Илимская ГЭС окупили затраты на строительство еще до окончания строительств. Еще шли отделочные работы а они уже давали прибыль. Это ведь самая дешевая в мире энергия.

27 – 07 – 2001 г. В 2 часа ночи все легли спать. На вахте Валера и Коля. За ночь до 5 ч. утра дошли до 392 км. В 5 ч. 15 мин. Взошло солнце. Мы были напротив мыса Поп.

Днем прошли шиверу Брян-ская, которую следует проходить строго по фарватеру, поскольку там поле дноуглубительных работ справа находится отвал камени-стого грунта. Погода стояла хорошая.  У нас размокли две булки хлеба, и мы решили покормить чаек. Только выбросили кусок за борт, как их налетела целая стая и потеха началась. Страшный шум они подняли и устроили драку.

Подошли к Мурскому порогу. При подходе к порогу ударил шквал нам на встречу. Полт остановился и даже двинулся назад. Валера предлагает пристать к берегу. Я не соглашаюсь, мой парусный опит подсказывает, что шквал не продолжительный, самое большое 10 – 15 минут. Даю команду «весла в воду». Ребята держат весла верти-кально, и за счет поворота лопастей мы даже можем маневрировать поперек течения. Шквал, как и предполагал, скоро заканчивается,  и мы влетаем в порог. Здесь мощный слив и стоячая волна, нас изрядно тряхануло и окатило водой как из ведра. Сразу после порога пристаем к берегу и разводим костер. Благо, дров здесь достаточно. Готовим обед и сушимся.
После плотного обеда пошли дальше. Шиверу Мурская даже и не заметили. Ни чего интересного она не представляет. Прошли вдоль левого берега по фарватеру.
Напротив села Невонка к нам на моторке подошел местный жи-тель, познакомились. Зовут Юра. Приглашает в гости, но мы отказа-лись, поскольку надо спешить. На ночь на вахту заступил Валера и Коля.

28 – 07 – 2001г. Ночь прошла спокойно, был штиль. Дошли до пос. Заимка. До Енисея осталось  360 км. Отстаем от графика на 36 часов. Прошли шиверу Косая. Вход в шиверу вдоль правого берега и после камней фарватер уходит влево, но выгребать туда не обя-зательно. Можно идти в свальном течении, и не спеша выгребать к левому берегу. Прошли шиверу Овсянка. Ни чего интересного, про-сто быстрое течение, до 13 км. час.

После обеда причалили к пляжу пос. Богучаны. Ребята ушли в поселок за провизией. Я с Валерой остались на берегу. Прошелся по пляжу, и, что удивительно, и здесь уже загорают китайцы. Как их сюда занесло и зачем? Подошел к шашлычной, но шашлыков еще пока нет. Есть пиво, тот же эрзац «Балтика». Взял пару бутылок № 9, себе и Валере. Пришли ребята, и мы в темпе отчалили. Подул, на конец то, попутный ветер. В темпе ставим мачту, простой шест. На случай оттолкнуться с мели или камня. Ставим парус и понеслись. В 21 ч. ветер стих, но за это время мы пробежали за счет паруса километров 15.   Находимся около Пинчугинского осередка.

 К ночи оказались в районе  мыса Иркинеевский бык. Ударил шквал с грозой и сильнейшим ливнем. Промокли на сквозь. На палубе лужа воды, даже тапочки плавают. На левом берегу видим ка-кие-то огни решили идти туда. Сквозь сильный шторм прорываемся к берегу. Возле пос. Артюгино (265км.) стоит буксир с баржой. Нам разрешили провести ночь до 6 ч. утра на барже. Будка без двух окон и дверей. Перегораживаем двери листами фанеры, окна завешиваем курткам. Зажгли паяльную лампу и немножко согрелись. Выжали шмотки, что было возможно немножко подсушили, но все равно все вещи абсолютно мокрые.

29 – 07 – 2001 г. В 6 ч. утра отчаливаем и движемся дальше. Ветер встречный еле ползем. Только к обеду доползли до ручья По-воротный на правом берегу. Около ручья стоит дом. Пристаем к берегу и делаем разведку. Великолепный, теплый, чисты брусовой дом. В доме кирпичная печка. Снимаем все с катамарана и перено-сим в дом. Растопили печку. Правда, туго с дровами. Дом здесь стоит уже давно, и все что могло гореть, и было поблизости, уже сожгли. Но все-таки находим дрова  и первым делом растапливаем печку. Под потолком натягиваем паутину из веревок и развешиваем все на просушку. Сготовили то ли поздний обед, толи ранний ужин и плотно покушали. Остаемся здесь ночевать.
 
30 – 07 – 2001 г. Хорошо выспались. Хотели уйти пораньше, но начался дождь. Дождь прекратился и в 10ч отчалили. Здесь на бе-регу изобилие дикого лука. Я надергал целый сноп, и теперь насыщаемся витаминами. Ребята жалеют, что мало прихватил. Погода мерзкая, ветер встречный и двигаемся только за счет якоря. Чтобы не скапливалась вода на нашей прогнутой палубе, проделали ножом дырку. К вечеру подходим к деревне Манзя. (234 км.) Отстаем от графика на двое с половиной суток. В деревне купили хлеб, и пошли дальше.
Погода к ночи ухудшилась Мелкий переменный дождь и встреч-ный ветер. Ангара здесь узкая и значительно полноводнее, чем была в начале, и нет островов. Много притоков на всем протяжении.

31 – 07 – 2001 г. За ночь в потемках прошли три шиверы, Камен-ская (216 км.), Шунтарская (202 км.), и Рыбальная (197 км.). В 9 час. Проходим шиверу Паеро (195 км.). Абсолютно ни каких сложностей они не представляют. Если идти без лоции, то некоторые даже можно и не заметить. Все время двигаемся за счет плавучего якоря. К обеду проходим шиверу Потаскуйский бык. Фарватер по середине реки. Выходим к пос. Орджоникидзе. Шиверу Аладьина хотели пройти не по фарватеру, а по правому берегу. Не тут то было, свальным течением нас отбросило на лево вдоль каменной гряды и вынесло на судовой ход. Выгребать было бесполезно, даже если бы и захотели.

Шиверу Выдумский бык прошли по фарватеру. Можно проходить ее как угодно при нашей осадке. Тем не менее, в одном месте шаркнули по камню, но это просто наше упущение. Этот камень мы себе подсунули сами. Прошли речку Пай и легли спать. Ночь с дождиком, но ветер успокоился.

01 – 07 – 2001г. За ночь пробежали хорошо. Утром вышли к утесу Гребень (130 км.) В течение дня погода переменная. С утра при штиле прошли на веслах между островами километров 5-6, на про-тив м. Николкин (128 км.) шли вдоль левого берега. Только вылезли из за островов налетел шквал. Пристали к очень маленькому песчаному островку (4 на 8 м.) с небольшой растительностью. Ар-каша устроил на острове прополку. Сказал, что это его остров,  и он здесь будет сажать картошку. Даже удобрения добавил.

Ветер вскоре стих и пошли дальше. На выходе нас снова прижи-мает к острову Курейный. Стоим и пережидаем порыв ветра. Ветер встречный, даже плавучий якорь почти не тянет против течения и волн. Ветер стих и прошли п. Пашенная (116 км.) спустя пол часа снова шквал, теперь с правого борта, нас прижимает к берегу. При-стали к берегу, размяли ноги. Шквал прошел, пошли дальше. Гото-вим ужин. Пробили ведро в дне дырка. Выбросили ведро за борт. Поужинали и улеглись спать. Ночь прошла спокойно. Судоходство на Ангаре теперь только в дневное время, поскольку судоходная обстановка потушена. Бакена, береговые и створные знаки не горят. Нет денег на батареи. Нет денег на обслуживание. Так что можно ночью сплавляться не опасаясь, что какой ни будь буксир затопчет.

02 – 07 – 2001 г. Утром выходим к шиверам Верхняя Мурожная, Мурожный Бык и Ниж. Мурожная. Основной фарватер проходит вдоль левого берега. Шиверы следуют одна за другой, и мы быстро их проскакиваем.

После прохода через Шиверы встретили караван судов, идущих вверх. Прошли устье р. Тасеева. Река большая и даже судоходная. Поле р. Тасеева начинается целая группа островов. Дошли до дамбы между островами Черемуховый и Сосновый . (66 км.) На карте она обозначена как насыпь. На местности еле заметна. Проходим остров Еловый с правой стороны. Хотим зайти в Новокулаково за бензином. Идем вдоль острова Еловый. На острове стоит приличный домик. А сразу за островом стоит танкер для заправки теплоходов. Пришвартовались к бору и заправщик выдал нам три бутылки по 1,5л. Бесплатно. Поблагодарили и отчалили. На ходу готовим ужин. Ужинаем и принимаем решение идти дальше на веслах. Нужно спешить, у ребят кончаются отпуска. Погода нам благоприятствует, штиль и полнолуние.

Прощаемся с последним островом на Ангаре, это остров Картич-ный. По карте между островом и левым берегом обозначена мель, но в данный момент там островок. Садимся на весла и к 23 час. До-ходим щив. Алешкина. К 00 час., проскочив шиверу Алешкини камни, подходим к шивере Татарская и последняя шивера на Ангаре Михайловские Камни. Все Шиверы прошли без происшествии. Здо-рово выручил полная луна. Буруны видно за 100-150 метров и ус-певаем маневрировать.

 Открываем последний лист лоции Ангары. До Енисея осталось 25 км., и последний Стрелковский порог. Утром сделали остановку в районе Ангарского шпалозавода.

03 – 08 -2001 г. 04 час. Прохладное утро, чуть ли не заморозки, и это в начале августа. Развели костер и заварили чай. Пока пили чай
взошло солнце. И мы пошли в порог. В Стрелковский порог нужно заходить по середине реки чуть ближе к правому берегу, поскольку свальным течение может швырнуть влево на камни. На самом фар-ватере бурунов и волн нет, просто быстрое течении. Зашли удачно, только в середине порога пришлось немножко подгрести вправо. Проскакиваем порог и попадаем в сплошной туман.  Видимости, ни какой. Куда нас несет не понятно. Дно тоже не просматривается. Достаем компас, впервые за весь поход.

 Но, по закону всемирного свинства, он оказался сломанный. Благо, хоть стрелка уцелела. Достаем швейную иголку, втыкаем ее ушком в деревянный бимс, на острие устанавливаем стрелку и «есть на-правление». Гребем ближе к правому берегу. Проходим верхний оголовок запани, служащей для вылавливания бревен в случае развала плотов на пороге. Такое тоже случается, при неудачной за-водке плота в порог.  Не долго музыка играла. В тумане мы и не заметили, как влетели во вторую запань. Нас прижало к пучкам бревен. Картина Репина «Приплыли». Перетаскивать плот через за-пань не рискнули, можно порвать гондолы. Решили бурлачить плот вдоль запани до верхнего оголовка и попробовать выбраться. Усилиями всей команды это нам удалось, но заняло это около часа. За это время и туман рассеялся. Великолепная солнечная погода. Выходим в Енисей. Здесь Енисей выглядит как приток Ангары. Ангара здесь в два раза шире, чем Енисей.

И так последний бросок, до Лесосибирска. Лоции Енисея у нас нет. Мы знаем только то, что Лесосибирск находится на левом бе-регу. Нам надо было подгрести ближе к левому берегу, но мы на-чали снимать палатку, укладывать веши, и когда заметили что нас понесло к правому берегу, выгребать уже было поздно. Течение здесь такое, что в этом месте на веслах не выгрести.  В отличие от Ангары, на Енисее интенсивное судоходство. Идет северный завоз топлива и продовольствия в северные поселки и города.

Нам пришлось больше часа выгребать к левому берегу, но, тем не менее, к обеду мы уже причалили к пляжу г. Лесосибирск. Послали разведчиков в город, узнать, когда идет поезд на Ачинск и как добраться до вокзала. Оказалось что ни каких проблем. До ав-тобусной остановки 200 метров, автобус ходит регулярно, поезд уходит вечером, билеты на поезд есть всегда. Дальше дело техники.

Если на сборку плота ушел рабочий день, то разобрали за 20 ми-нут. Не спеша, сготовили обед, пообедали, уложили рюкзаки и по-шли на автобус.

Город Лесосибирск, вполне современный город. Население 68 000 человек. Сюда сплавляют лес из бассейна Ангары, Енисея и Бирюсы. Вытаскивают бревна на берег, и пилят на доски, брусья и т. д. Основная масса древесины идет на экспорт. До постройки же-лезной дороги плоты сплавляли по Енисею до Игарки и там выво-зили лесовозами по Северному морскому пути.  Теперь это стало не выгодно.

Приехали на вокзал и коротали время до поезда. Сели в поезд. Приняли по стакану снотворного и легли спать, проводница нас разбудила уже в Ачинске, на конечной остановке.
Итоги: за 15 дней прошли 860 км. Среднесуточный пробег 57 км. рассчитывали проходить по 70 км. в сутки но это нам не удалось. Самое большое препятствие при сплаве по Ангаре, это не пороги и шиверы, а встречные ветра. На попутные ветра можно не рассчи-тывать, в этом я убедился за два плавания. Что бы не спешить, надо рассчитывать сплав дней на 20. Сплавляясь ночью, мы проходим красивые места, но их не видим.

К команде претензии нет. Ребята сработали на отлично. Не смотря на двоевластие, между лоцманом и «кацманом» трении не было. В чем и расписуемся.

      Лоцман                Ботирюс И.
      Кацман                Говорушкин В.