Учитель

Гратца Ольга
УЧИТЕЛЬ

....об Эксперименте начали шептаться еще задолго до начала нового учебного года, задолго до начала осени, задолго до ухода на пенсию Директора, а также задолго до прихода в нашу гимназию Глисты.
Тихим прибоем слов шепталась раздевалка, шуршали классные журналы, из-под очков смотрели педагоги, но знать наверняка никто не знал.
Гимназия получилась в смутные перестроечные времена на базе обыкновенной десятилетки, когда несколько энтузиастов буквально на собственные деньги сколотили материальную базу, оснастив школьные кабинеты кое-чем недоступным государственным школам. Казалось бы, что денег у народа не было, но расчет был на сильные традиции славян инвестировать в детей, и вот уже первые ученики нервно слонялись по пустынным коридорам отдающего эхом здания платной гимназии имени Менделеева. В заново отремонтированных раздевалках гулял легкий ветерок, в огромном спортивном зале скучали гимнастические снаряды, поскрипывали брусья, на тяжелых матах оседала легкая пыль...Первый набор гимназии можно было пересчитать на пальцах, зато второй уже заполнял всю длину красиво очерченной школьной линейки во дворе. Гимназистки щеголяли клетчатыми юбочками, красными жилетками и темно-бордовыми галстуками. Парни тоже носили жилетки и галстуки, но вдобавок у них были богатые пиджаки, на зависть всем другим школам района. К униформе полагалось еще много всяких вещей, и легкие плащи, и пальто, и меховые куртки, но все это богатство похоже имел в гимназии лишь один-единственный ученик, сын местного владельца оптики. Все остальные ходили в своем, кроме обязательной униформы для класса. Гимназия готовилась через год к своему самому первому выпуску, когда зашептались в её коридорах об Эксперименте.
...То ли началось все на уроке химии, то ли истории, то ли вообще началось само по себе?...Подслеповатый историк очень любил свой исторический факультатив, на котором даже порой разыгрывались сценки из исторической жизни. Каждый был волен представить себя кем угодно, но с обязательным условием достоверности в историческом костюме и коротком на 20 минут рассказе о выбранной эпохе, о выбранном герое. Гимназисты разбредались по различным факультативам, как объевшиеся медом мушки, порой не зная какому факультативу отдать предпочтение, так как работали в гимназии Профессионалы высокого стиля.
Выпускников было немного, всего двенадцать. Над ними подшучивали, что вот мол не хватает тринадцатого до полной чертовой дюжины. И как это в жизни случается, в последний выпускной класс к ним пришел Чика. Вообще-то он был Алексеем, но представлялся с самой первой минуты всем «Чика», так и повелось, «Чика сказал», «Чика сделал», «Чика принесите классный журнал»....Даже учителя абсолютно забыли его настящую фамилию, а ведь гимназия славилась чистотой языка и манер.
....Новый учебный год принес много сюрпризов, а главным было закрытое крыло гимназии. В него перестали пускать, по ночам там велись какие-то работы, гимназисты сгорали от любопытства. Выпускной класс смотрел на всех остальных немного свысока и особо не проявлял интереса к запертому крылу. Зато младшие постоянно крутились по делу и без дела около запретной зоны.
И вот теплым осенним днем в выпускной класс зашли двое. Директор и некий высокий, патлатый, абсолютно без возраста человек. Вся его сущность как бы сложилась пополам и застыла в некоем стремлении занять устойчивое положение. Собеседник, увидевший его впервые сразу начинал сомневаться, а удасться ли ему это вообще....
Директор невнятно пробурчал, что вот мол прошу любить и жаловать, все лекции отныне будут проводиться данным педагогом Листянским (вот откуда взялся Глист), и отныне выпускники обязаны беспрекословно подчиняться педагогу Листянскому в рамках проводимого гимназией эксперимента. Зловещее слово Эксперимент как-то пролетело мимо ушей выпускников, но зато все свое внимание они сосредоточили на маленьких листках-анкетах для родителей. На трех страничках родители обязаны были расписаться в своем согласии на проведение данного Эксперимента в научно-педагогических целях.
...Глист производил странное впечатление, он был одновременно и молодым и старым, и красивым и уродом, и только глаза у него были одного цвета, цвета застывшей слюды. Холодные, абсолютно неживые, вобщем страшноватенькие глаза.
Он молча обошел оба ряда столов, провел тонкими пальцами по некоторым тетрадям и не произнося ни слова.
- Здрасте Вам....не выдержал маленький Толик «Забейгол»
Глиста резко повернулся на звук толикиного голоса и сузил глаза, по-прежнему молча.
- Все свободны до завтра.... вдруг услышали гимназисты, от неожиданности вздрогнув.
- А..как же...физика с астрономией?...робко спросила Катя «Пушистик»
- Свободны....завтра с подписанными анкетами жду ровно в семь.
К слову сказать занятия в гимназии начинались в полдевятого, в угоду кое-кому из богатеньких родителей, подвозивших своих чад к дверям учебного заведения.
...Во многих домах в тот вечер разыгрались странные немые сцены, брови родителей прыгали вверх, очки падали вниз (у некоторых даже в суп...), когда они пытались уловить суть странной бумаги, подсунутой им родным чадом...Чадо однако же еще приберегало напоследок козырный туз в колоде новостей для папы с мамой, известие о начале учебных занятий в семь(!!!) часов утра.
Итак, сухим казенным языком испрашивалось у родителей разрешение на участие их сокровища в педагогическо-психологическом эксперименте с применением новейших методов воспитания личности. Все это звучало абсолютно неконкретно и местами смешно. Но в большей своей части рассудив, что ничто новое не может повредить их чаду, а тем более в конце имелась приписочка, что аттестат зрелости чадо получает при участии в эксперименте, не сдавая никаких экзаменов, родители ставили свои размашистые подписи. Приписочка эта, скажем честно, явилась самым весомым аргументом и затмила всякие мысли о каких бы то ни было последствиях....Правда наш славный оптик было начал испрошать свою нервную супругу о возможных ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ последствиях, но она, истерично взвизгнув, упрекнула его в эгоизме, в том, что он собрался лишить единственного наследника очковой империи шанса на халяву получить аттестат гимназии им. Менделеева, который котировался при поступлениях в вузы, равносильно золотой медали.
...На следующее утро половина учеников на занятия в семь утра не явилась. Они потоптались полдевятого возле запертых дверей классной комнаты, из-за которых не доносилось ни звука, и дружно двинулись в сторону дирекции.
Директор стоял на табуретке и менял лампочку в ажурной световой конструкции на потолке.
- Мы это...опоздали...замялись гимназисты.
- Все восемь?...удивился Директор.
- Ну да..он это...в семь велел...а мы проспали...
- А где остальные пятеро?....
- Не знаем....
- Та-ак...значит выходит, что пятеро не проспали, а восемь проспали...
- Мы не будем больше....
- Анкеты принесли?...
Ученики протянули смятые листочки Директору.
- Значит так. Сейчас все - домой. Завтра как штык, ровно в семь вижу всех возле класса. И учтите, данный эксперимент стоит $100 000.
Так впервые Эксперимент зазвенел звонкой монетой.
На следующее утро ровно в семь утра, на мокром от росы крыльце гимназии стояло ровно тринадцать гимназистов. Пятеро их сотоварищей ничего вразумительного о первом своем учебном дне в закрытом крыле рассказать не смогли. Кроме того, что они подряд десять часов сдавали какие-то тесты на странных арифмометрах времен царя Гороха....Глист появился ровно в семь, ни минутой позже. Обойдя дрожащих от утреннего холода ребят, он, молча кивнув, пошел вперед. Неуверенно они двинулись за ним. Вход со двора вел в закрытое крыло гимназии. Все было перегорожено странными коробками, абсолютно не похожими на какое-то подобие класса.
- Проходить будете через уровни.....невыразительно сказал Глист и показал на металлоискатели, встроенные рядами по коридору.
- Уровень первый - верхняя одежда, остается на вешалках здесь.
- Уровень второй - мобильники, часы, цепочки и прочее лишнее из металла остается в боксах.
- Уровень третий - индивидуальный, каждый проходит отдельно. Вся одежда остается в боксах.
- Уровень четвертый - заход в ячейку.
- Уровень пятый - заход на рабочее место.
По окончании занятий, которые продлятся 10 часов, с двумя перерывами в туалет по 15 минут, все в том же порядке проходят уровни. Все ясно?...
Никому ничего не было ясно, но для пущей видимости они делали вид, что все понятно.
- Итак, если кто-либо нанесет какой-либо материальный вред ячейке или же рабочему месту, то двери просто заблокируются автоматически и не откроются до тех пор, пока родители не возместят материальный ущерб, оплатив его карточкой, внеся цифровой код, открывающий двери.
........Пятеро первых, не опоздавших вчера, не были в этом закрытом крыле, так же как и для остальных все было им интересно, и они крутили беспрестанно головами во все стороны.

На каком этапе они вдруг потеряли друг друга из виду?....Никто точно сказать не мог, потому что не наблюдал специально.

Ровно через десять часов открылись двери боксов, и бледные гимназисты снова увиделись. Глист не появлялся. Вспомнив его слова, они организованно прошли оставшиеся уровни, разобрав свои вещи и, чуть покачиваясь, вышли на свежий воздух.
Почему-то все молчали.
- Эй, братва, как вы?....подал первым голос Чика - чего там вам было?....
Все как-то вяло оживились и побросав сумки с учебниками на скамейки стали делиться впечатлениями.
- Ужас, ты там почти голый сидишь..
- Не, а скажи не холодно...даже тепло
- И не тепло вовсе, а никак...как будто ты совсем без крови....
- Вот еще..да там просто температура нашего тела...
- Он мне все десять часов на мозги капал не затыкаясь...математик хренов..
- Как это математик...Я географию с ним учил, кстати классно рассказывает..
- А я анатомию....
- Астрономию....
И вышло как-то невзначай само по себе, что каждый ученик все десять часов общался с одним человеком, причем активно общался, то есть обе стороны принимали участие в дискуссии, и причем по разным предметам.
- Так не может быть....уверенно возразил Чика.
- Ну не может человек разтринадцетириться....Да еще и болтать не затыкаясь...
- А зачем понадобилось нас раздевать?...тихо спросила робкая Катя...
Ответ никто придумать не смог. Зато все пришли к выводу, что это хитроумный способ записи, типа одновременного сеанса шахматной игры... Подогретые любопытством и бледные от голода, ребята разбрелись по домам.
..Наутро Толик «Забейгол» спросил задумчиво мать
- А если у меня горло болит?...
На что мать страшно удивилась, так как за все десять лет в гимназии Толик только один раз пропустил занятия и то, потому что объелся слив.....
- Давай, дуй в школу...нечего лодырничать.

...и потянулись дни, один непохожий на другой. Каждый ученик имел возможность проводить свои часы занятий в двух помещениях. В одном "предбаннике" были небольшие спортивные тренажеры и туалет с раковиной. Во втором "классе" стояли стол, компьютер и мягкое кресло. На тумбочке в углу стоял поднос, предназначение которого открылось на третий день занятий в новых условиях, из отверстия в стене два раза подавался обед, довольно вкусный. В каждом "классе" было отверстие сверху в одной боковой стене. Сходство с одиночной камерой было бы полнейшим, если бы ровно в 17.00 не звонил будильник.
Первое время ученики отвлекались на новизну обстановки, но уже через две недели перестали это делать. Они строго выполняли указания невидимого учителя, потому как непослушание (как они установили позже) каралось сразу же - просто не давался обед. А есть хотелось жутко. И если им говорилось, встать, идти в предбанник и крутить два часа педали на велотренажере, они это беспрекословно делали. Впрочем, как они тоже выяснили, беседуя друг с другом после занятий, у каждого была своя программа.
Первый месяц прошел незаметно, и им был предложен тест. Результаты теста поразили Директора и завгороно, который скрепя сердце давал согласие на Эксперимент. Ученики продемонстрировали уровень знаний невероятный.
После этого медики, ревностно наблюдавшие за Экспериментом, сцепив зубы, не возражали против дальнейшего его проведения.
На втором месяце Чика сломал карандаш и нацарапал на пластиковой столешнице "ЗДЕСЬ БЫЛ ЧИКА", после чего двери ВСЕХ боксов были намертво заблокированы и ученикам пришлось провести неприятные часы в заточении, пока родители Чики устаканивали данную проблему.
Из чего ребята сделали вывод, что хотя они и не видят друг друга во время занятий, но ответственность за поведение отдельных личностей несут общую....
А еще через месяц из бокса не вышел Толик "Забейгол"...уже все стояли одетые на зимнем крыльце гимназии, а его все не было...Первой забеспокоилась Катя "Пушистик", прозванная так за свои пушистые хвостики...
Вечером в гимназии уже не было никого, и ребята в волнении не знали, что делать. Кому позвонить, на этот случай инструкций им дано не было.
- Идем назад, за ним....решительно сказал Чика
- Да, но мы же не попадем в его бокс, он ведь на его отпечатки пальцев настроен...пронеслось уныло.
- А может сбоку в отверстие глянуть?
- Так высоко же...
- А мы пирамидку сделаем...
Впервые ребята делали что-то не по инструкции, они прошли уровни впервые не раздеваясь послушно на каждом, они отыскали бокс Толика и попробовали сверху заглянуть внутрь.
-Толи-ик!!!...То-олик!!!....вразнобой закричали они.
Но ответа не было, да и трудно было бы услышать какой ответ из-за войлочных стен....
- Надо ломать...неуверенно сказал Чика.
- Нет!..надо вызвать "скорую" ..
- Тогда уж и милицию...
- Ага, а завтра с нас $100 000 стребуют за сорванный эксперимент....
Скорая приехала через тридцать минут, застревая в заснеженных улицах. Следом подтянулись милицейские..Стемнело, и в свете фонарей лица детей были нереально удлиненными и бледными.
- Ну чего там у вас ....бодро спросил их старший лейтенант, отряхивая снег с ботинок.
- Дяденька, наш товарищ из класса не выходит...
- Разболтались...поди по мобильнику названивает...
- Нет у нас там мобильников, и одежды нет....поднялся невероятный галдеж, ребята выкрикивали слова, перебивая друг друга...
- Так что вас в тюрьме учат?....удивился старший лейтенант.
- Хуже...
Никто не понял в тот момент, чем же ЭТО было хуже тюрьмы...Двери не поддавлаись дружному напору милиции. Срочно был вызван Директор, тот в свою очередь поднял по тревоге Листянского и завхоза.....
...Хоронили Толика "Забейгол" в конце ноября. Когда двери наконец открыли, он лежал в луже собственной крови, с разломанной клавиатурой, острым концом пластика он умудрился до костей порвать свои тоненькие вены....На этом Эксперимент был закончен. Чика ушел из гимназии, не получив аттестата, устроился работать кочегаром, и матерился всякий раз, если кто-то из встреченных им знакомых вспоминал про его недюжинный математический талант...Катя "Пушистик" уехала в провинцию к тетке и там закончила обыкновенную школу, а потом стала разносить почту, разъезжая по району на стареньком мотоцикле с коляской. Витя Байгузин пять раз лежал в больнице с симптомными болями в спине, которые появлялись всякий раз, как только он переступал порог класса. Остальные ребята так и не смогли нормально посещать гимназию и перевелись в школы поблизости. Лишь один остался и сумел закончить, сын владельца оптического магазина, но уж очень он отстраненно вел себя на уроках, отвечая строго по материалу и не общаясь почти ни с кем. Во время выпускного он, сверкнув толстыми окулярами очков, признался Директору, что просто чудом за эти оставшиеся полгода не подпалил гимназию....