Летающий форвард Митюса

Сергей Лелеко
               Воспитанник тюменского футбола, имевший такое оригинальное прозвище – Дмитрий  Петрович Турлаков   (1919 – 1986 г.г.),  прославился участием  в  Великой Отечественной войне  в качестве   лётчика,  а  так же  лётной  карьерой  в  Тюменской  гражданской авиации,     значение которой  в  освоении Сибири – строительстве  Западно-Сибирского  энергетического  комплекса, просто невозможно переоценить.
           И если про подвиги лётчиков послевоенные, и во время Великой Отечественной,  немало написано,  и  есть  замечательная  книга  московского  писателя  –   бывшего   лётчика   А. В. Василишина   «Пасынки  отечества», где подробно сообщается,  в  том числе  и  о  Д.П.  Турлакове, то   о   его  «втором  я»  -  увлечении  футболом, хоккеем,  никто  пока не написал…
          Впрочем, есть кое-что и в упомянутой книге; оказывается, ещё в юношах, задолго до войны, Дима Турлаков – заядлый спортсмен – разрядник, Ворошиловский стрелок и значкист ГТО,    уже играл  в  футбол  настолько здорово,    что  стоит  привести  цитату   из  газеты,    приведённую  в  книге  упомянутого  автора:     «На стадионе «Локомотив» в городе Тюмени шла игра местных команд.     С мячом  к  воротам  соперника  прорывается молодой,  красивый,  рослый  парень.   Болельщики   активно поддерживают его криками:   Митюша,  давааай!!!, Митюшаааа!   Парень ловко обводит одного, второго защитника,  и  через  мгновение  мяч  в  воротах.   Стадион разрывается криками:   «Гооол! Гооол! Митюша! Митюша»!  Уже судья вышел на центр поля с мячом для продолжения игры,    а   стадион  не   унимается,  скандирует: «Митюша, Митюша, Митюша!!!»
               Сейчас невозможно выяснить, из какой именно  тюменской газеты взят текст: ясно только одно – этот,  тогда ещё школьник железнодорожной школы №50,  тайно  любимый   множеством девчонок, уже тогда был кумиром болельщиков за свои бомбардирские качества.  Поскольку  на девчонок  не  смотрел,  а готовился в военные,  то спорт у  Дмитрия  был  на  первом месте.    Есть только одно «но»  -  это не точная передача  его  прозвища:  людей,  видевших  его  в  игре  в   те времена и слышавших  эти крики болельщиков,  мной найдено всего…  трое!    Они  утверждают,  что его звали именно «Митюса»,  причём это был намёк на нашего Митю,   как бы  «тюменского Стэнли Мэтьюза»!   Болельщики были уверены, что и у нас есть свой Мэтьюз!     И, как вы понимаете, этим «мэтьюзом», трансформированным  в  «Митюса»,  и  был наш герой!
              Архивы спорта нашего города столь своеобразны, что найти протоколы игр, например, в нашем понимании – невозможно.     Есть списки, результаты, какие-то другие,   менее важные документы  –  авторов голов  нет.  Так что кто и сколько забивал тогда – пока тайна.  Слава Богу,   что находятся фотографии, на которых можно узнать футболистов: правда,  для этого нужно  их… знать.    Или  быть  знакомыми  с  их  детьми,  хотя бы…    Митюса   попадается  неожиданно   на  фотографии  тюменского «Спартака» (!)  примерно  в  1935-1937 годах,  а  в  1938-1939 годах – он игрок команды  «Учитель»,    причём про эту часть его  карьеры стоит  рассказать   поподробнее.                Закончив  школу,   Дмитрий  едет  в   Омск  поступать  в  танковое училище,   но  не  проходит    по конкурсу.    Там же,   на вокзале,   он  встречает футбольную команду  Тюменского   пединститута, прибывшую на отборочную игру  кубка  Урала среди студенческих команд.    Здесь же,  в Омске, решается  по телеграфу  вопрос его приёма    на  первый курс пединститута  и  включения  его  в    студенческую команду  (видимо,  она и стала «Учителем»),   которая,  получив  в  лице   Митюсы    солидное усиление,   победила  и  в   Омске,  и  позже -  в   финальном   турнире,   обыграв     всех соперников  из   Уральских   педагогических   ВУЗов.    Так    Дмитрий   Турлаков     стал   студентом  пединститута      и  чемпионом Урала по футболу среди студенческих команд.     Конечно,   футбол  не был  его единственным   увлечением: парень, как и многие другие,   бредил защитой   Родины;  поэтому параллельно в 1938 – 1939 годах учился в Тюменском аэроклубе    (чего только не было в нашем городе в те времена!),  где встретил замечательную девушку Зину, поразившую его пылкое сердце.  Причём, как выяснилось позже – навсегда…         Самолёт  Ш-2 – маленькая  двухместная  летающая  лодка – биплан  конструкции   советского инженера   В.Б. Шаврова,   освоена     была быстро и основательно.    Очень  скоро  курсант  Турлаков  понял вкус лётной работы  и   полюбил небо  так,   что  оно  и  стало  потом  его профессиональной судьбой.     Но  вначале,  о  некоторых  байках,  которые  я  пока  не  могу  назвать   фактами,  поскольку    нет свидетелей   ( кроме одного – Бориса Алексеевича Мишатина, тогда двенадцатилетнего пацана)  его  лётного ухарства  –    об этом  что-то  в  упомянутой книге  ничего не сказано.   Может,    Дмитрий  Петрович    постеснялся,    может  забыл  чего…    Но  молва, молва-то  помнит.   А что же?   А  вот  что:  Дима  иногда  любил  «почудить»   вместе   с   Зиной:   брал    её     в   самолёт,   взлетал,  и   пролетал   под      пролётом деревянного моста через Туру.   Конечно   летом,   в   низкую воду.     После чего высаживал  её  на  Парфёновских  юртах.  Там  и  тогда  было  озеро;   возможно,   маршруты  немного  менялись – но такие факты,   яко  бы,  случались.      За  что  Дима  Турлаков   приказом  директора  аэроклуба  Вениамина  Михайловича  Яковлева  трижды  (!) отчислялся.   Но…  столько  же  раз    и зачислялся обратно. 
                Эта   детективно - романтическая  история  очень  просит дополнительной проверки     и исследования;  но  сам  факт её существования  характеризует нашего героя как умелого,    зрелого (не смотря на юный возраст)  пилота,   и… влюбчивого,  точнее здорово влюблённого тогда, парня!   А  ведь без аварий летал и тогда,  на  учебном самолёте,  и  в  последствии –  в  войну  и  до самого конца своей долгой и трудной лётной карьеры!
           Лето 1939 года – время переломных решений в судьбе Дмитрия Турлакова: он   закончил третий курс пединститута и аэроклуб (становится лётчиком с удостоверением на право полётов на ПО-2) и отправляется в Молотовскую школу военных лётчиков, которую заканчивает в 1940 году, получив воинское  звание  младшего лейтенанта.    Между прочим,   не  смотря  на напряжённую учёбу,   молодой курсант упоминает про соревнования на первенство курса и школы по футболу: значит,  футбол он не бросил  –  занимался игрой при первой возможности.     Вплоть до начала Великой Отечественной войны,  когда Турлаков служил уже в Западном Особом военном округе: и  там  одним из видов досуга лётного состава был футбол.
          Командир экипажа самолёта- разведчика  Р-5  младший лейтенант Турлаков потерял свою  боевую машину  22 июня 1941 года: как и многие сотни других она  была  уничтожена  фашистской авиацией прямо на лётном поле. Но Бог миловал: небольшая группа лётчиков его полка  удачно вышла из окружения;  используя найденный брошенный советский самолёт,  сумела улететь  на нём за линию фронта - ещё одна полудетективная история с Дмитрием Турлаковым,  но    не последняя!               
               Военный лётчик  Турлаков успешно воевал на своём маленьком биплане почти до конца Великой Отечественной:  это были ночные бомбардировки,  разведывательные полёты.   Можно себе представить,  как  рисковали  жизнями  все  эти   «Сталинские  соколы»  на своих «этажерках»  с  одним   пулемётом   и   скоростью   в   230   километров   в   час…      Но  летали,  бомбили, фотографировали, получали награды и ранения и росли в воинских званиях.   И… гибли, гибли.    К концу   1943  года  старший лейтенант   Турлаков Д.П.  –   кавалер двух орденов Красной звезды,  ордена Боевого Красного знамени  и  Отечественно войны 2 степени,  и  Бог его милует,  хранит. Воюет в составе 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
                В ночь на седьмое января 1944 года при выполнении разведки и фотографировании объектов в тылу противника в районе Винницы и Одессы экипаж старшего лейтенанта Турлакова  допускает всего одну ошибку – атаковал немецкий поезд из своего пулемёта,  хотя задача боевая была уже выполнена.   Тут же были сбиты,    попали  в румынский  плен.     На этом боевой налёт старшего лейтенанта  Турлакова  в  количестве  764  часов  (420 боевых вылетов)    закончился   -  начался румынский лагерь для военнопленных.   Попытка  румын  передать  советских  лётчиков коллегам из гестапо не удалась – видимо,  не договорились … о цене;  уезжали от союзничков    с большим скандалом. Зато в лагере наш  Митюса,  не смотря на чечевичную пищу, по его рассказу, организовал какое-то подобие футбольного турнира. Жаль, что не сохранилось сведений о том где и чем играли…  Освобождение произошло  в августе того же года,   когда   Румыния  вышла  из  войны  и  охрана лагеря сдала оружие самим охраняемым:   а  тут  и  Красная  армия  подоспела.   Так   что  и  там,   в  плену,   Бог   миловал   и   Хранил…      
                Зато чуть позже, когда за освобождённого из плена лётчика взялся НКВД,  он  прошёл все муки сталинской карательной машины  –  унижения, оскорбления,  голод   и   «шитьё дела «врага народа», продавшегося фашистам…   Как сказал однажды в конце своей лётной карьеры Дмитрий Петрович своему коллеге и другу Николаю Семёновичу Пунько, «Румынский плен – это был курорт по сравнении с советским концлагерем…».  Надо думать, это так и было.   Освободили и отпустили его только в самом конце 1945 года.
           А  мы возвратимся к футбольной теме – ведь жизнь брала своё,  а  Митюса  был снова дома! Происходит, наконец-то,  долгожданная встреча с любимой Зиной и создаётся семья Турлаковых, но   тут  –  сложности с лётной работой:  в  46-м  его налёт в Тюменском авиатранспортном отряде  всего  103  часа,   зато  друг  Георгий  Грюнвальд   зовёт  в  набирающую   мощь   тогдашнюю «суперкоманду»  -  «Локомотив».   По-видимому,    сезон  1946  года  –  самый  продуктивный   и значимый в футбольной карьере нашего героя – команда становится чемпионом города, области и  участвует в первенстве Урала среди коллективов физкультуры.  Результаты этих выступлений известны из прошлых публикаций: жаль только, что в сохранившихся документах нет сведений о забитых  голах.     Но  то,  что   Дмитрий  Турлаков   участвовал во всех   матчах,     установлено документально.  Не   забудем  так  же,  что,  как  и  все  тогдашние  футболисты,  Митюса  был  и   хоккеистом – так что зимой он выступал за «Локомотив»  и  в  этом виде спорта.   Сейчас,  кстати, крепко забытом «русском хоккее»…
          А  в  1947  году лётная нагрузка резко возросла – до 533 часов,  дальше – больше. Воздушные перевозки развивались огромными темпами,   Дмитрий  Петрович Турлаков в это время повышает квалификацию  и  становится  командиром самолёта   ЛИ-2,  в семье появляются дети.   Карьера футболиста-любителя  частично  отходит на второй план,  что  и  естественно.   В  1950  году   ему   «аукнулся» румынский  плен: очередная  лётная  аттестация  попыталась  отстранить  этого   опытного  профессионала   от лётной работы!   Ещё раз ему пришлось испытать горечь недоверия, обиды…
         Но не тот человек был лётчик Турлаков,   да и мастерство   на дороге и тогда не валялось: не решились начальники дать ход этому несправедливому документу! И снова – лётные будни, трудности и сложности.  И  служебный  рост,   и  –  награды.    Он  был  и  командиром лётного отряда,   но больше любил летать,   осваивать новую технику  и  учить молодых.   Видимо,  больше всего   он   любил   должность  лётчика-инструктора:   заслуги  Дмитрия Петровича  по   освоению, эксплуатации  авиационной техники  и по подготовке лётных кадров очень велики.     Он,   кроме боевых наград, награждался орденами  Октябрьской Революции, Знак Почёта, Трудового Красного знамени,  Золотой  медалью  ВДНХ, и  другими,  в том числе боевыми, медалями.     Трудился     в авиации  до 1982 года, в учебно-тренировочном центре.  Звания «Заслуженный  пилот  СССР»  ему не дали.  Но он им  фактически является – весь его трудовой путь об этом свидетельствует. И    во славу   Тюменского  футбола  с  хоккеем его вклад большой:  просто  сейчас  его  уже  ничем  не оценить, не  измерить…    Значит,  тогда будем просто помнить.