Душман

Горбунов Андрей
      Два раза в год,  флот на 2-3 недели вставал в ступор – приходило новое пополнение.  Встреча, размещение, начало обучения, борьба с неуставщиной, вот та небольшая часть перечня командирских хлопот сопровождавших призыв.
     В конце 1991 года, сей кошмар настиг и меня, в ту пору командира минно-торпедной боевой части, одного из атомных подводных крейсеров Тихоокеанского флота.
     А вообще-то, все начиналось довольно таки мирно. Прихожу утром в береговую казарму и вижу грустное лицо командира отделения торпедистов Лехи. Ну, в смысле он совсем не Леха, а Агибай. Но ломать язык никто не хотел, да и сам он – обрусевший казах, по-другому себя и не звал.  Но я отклонился от темы. Сидит Леха, и такая тоска в глазах, что я грешным делом даже испугался. Спрашиваю, что мол, и как, а в ответ:
   - Тащь, нам «молодого» дали!
   - Ну, так радуйся! Будет подчиненный нормальный, кого гонять  будет.
   - А вы его видели? Думаю настроение то у вас тоже испортиться.
   - Ладно, веди, посмотрим.
     На всякий случай, памятуя о том, что Леха зря трепаться не будет,  и во избежание возможных потрясений, я присел на коечку.
     Через минуту подошел Леха:
   - Вот, привел.
     Из-за его спины выглядывало круглое, и коричневое, словно прокопченное, лицо, от уха до уха, сияющее белозубой улыбкой.
   - Он, что у тебя представляться не научился?
   - Так он вообще по-русски не говорит, чурка долбанная.
     Я не без иронии посмотрел на узкоглазую, «исконно русскую» физиономию Лехи.
   - Ну, ты не очень, сам-то кто будешь?
   - Тащь, так он вообще ничего не понимает. Только улыбается и все.
     Я уже и без его слов, стал замечать, что «молодой», как то странно смотрит то на меня, то на старшину. Поведением и мимикой он напоминал глухого – переводил взгляд, невпопад улыбался. В общем, все было подозрительно.
   - Подойди ко мне.
     А в ответ, как говориться тишина.
   - Как тебя зовут, фамилия у тебя есть?
     И опять та же реакция. Только вот улыбка на лице широкая и добрая.
     Следующие мои слова были исключительно матом.
     Видя такое Леха убежал, и вернулся с дизелистом Валиевым. Тот был по национальности таджиком, и в целом достаточно грамотным матросом.
   - Вот он может перевести.
     И начался дорос. Как,  я  стал понимать разведчиков, когда они допрашивали  пленных немцев в войну. После часа мучений выяснили – вновь прибывший матрос Алламурадов Рустам Мамариджапович, узбек. Живет под Термезом, на Афганской границе. Потомственный чабан. По-русски знает несколько слов матом и так, по мелочи. В общем, все – приплыли.
     Видимо лицо мое стало тоже грустным, потому что Леха посмотрел на меня и заулыбался.
    А мне уже было не до улыбок. А как я его учить буду, как допускать к ядерному оружию.
     Состояние, было – хоть вешайся.
     Поход к замполиту (по новому помощнику командира по воспитательной работе) с требованием убрать это чудо с корабля, успеха не имел. С молодыми было тяжело, так что посоветовали радоваться и этому.
     Посмотрев еще раз в его счастливые глаза, я понял, что это моя планида, и нести ее мне.
     Про себя я дал «молодому» прозвище  «Душман». Во первых он рядом с Афганом жил, а во во-вторых… А во-вторых он просто был похож на душмана. Прямо таки эталонный образец  басмача 30-х годов.
     Перво-наперво, используя схожесть тюркских языков, через таджиков и казахов экипажа, наладил с ним более или менее двустороннюю связь. Леха днем и ночью учил его русскому языку. Методика обучения, правда, была несколько своеобразной. Выучил слово хлеб, разрешили есть хлеб, выучил каша - разрешили кашу.
     После получения из штаба документов Душмана, написал письмо его районному военкому, и в ответ получил учебник русского языка для узбеков. Вот так и готовили бойца к последующим подвигам. Через полгода он уже довольно сносно матерился по-русски, а так же понимал почти, что все основные команды. К торпедам я его тоже допустил, но только пока в качестве помощника. 
     С годковщиной Душман разобрался сам. Снял с аварийного щита топор и пообещал все порубать. В глазах его было, что-то такое зверино-первобытное, что ему сразу поверили и больше никогда не трогали. 
     Прошел год, Душман освоился на лодке почти, что как в родном кишлаке. Парнем он оказался шустрым, сообразительным. Быстро учился, схватывая все на лету. А еще все заметили у него интересную черту – его особое умение общаться с животными. Причем с любыми. Они, как бы чувствовали его особое к ним отношение и шли на контакт. Даже дурная гарнизонная псина, по прозвищу «Дембель», вечно шатающаяся по пирсам и лающая на всех без разбора, к Душману относилась с почтением, и всегда, едва завидев его долговязую фигуру, весело виляла хвостом.
     Поэтому когда Леха демобилизовался, я уже знал, кто у меня будет следующим командиром отделения торпедистов.
     И вот после того, как я уже привык к отличной службе Душмана, начались первые проблемы.
     В субботу, получив от командира отгул, я решил отдохнуть, и побаловать себя ничегонеделаньем. Но этот номер не прошел. Часов в десять прибежавший оповеститель передал приказ старпома, срочно прибыть на корабль.  Придя, на ГКП обнаружил мрачную фигуру нашего Егорыча.
   - Минер, делай, что хочешь, но твоего Душмана я прибью. Отказывается выполнять приказы. Дерзит. Короче занимайся с ним, как знаешь, но трюм 5-бис отсека должен блестеть.
     Придя в отсек, подозвал Душмана к себе. Хочется отметить, что к тому времени, назначенный старшиной, он был повышен с простых «душманов» до «курбаши», и звался Рустам-джан.
   - Рустам, я не понял. Ты что же это гад, творишь. Годком себя почуял или как?
   - Не понял тащь, я все делаю, как надо.
   - А старпом?
   - А старпом не мой хозяин, я ему подчиняться не должен.
     Моя челюсть отвисла, и я замолчал переваривая услышанное.
   - Какой хозяин, ты о чем?
   - Обыкновенный, хозяин может быть один. Был Леха, он ушел, теперь вот вы. А вы не говорили мне мыть трюма. Я и не мыл.
   - А как же приказ, под суд ведь пойдешь за невыполнение?
   - Ну, значит судьба такая, тащь. Делать нечего, пойду и под суд.
     Придя в себя, только и смог выговорить:
   - Марш в 5-бис, и чтобы к вечеру трюм блестел.
   - Есть, тащь.
     Он ушел, а я продолжал сидеть в отсеке и размышлять о происшедшем. Вот так – хозяин, не больше и не меньше. Да, восток дело тонкое. Разберешься не сразу.
     Прошло еще какое-то время, и жизнь показала новые стороны характера моего Душмана.
     Придя однажды утром в отсек,  сразу обратил внимание на то, что Рустам, был какой-то обмякший и подавленный. Это так не походило на его вечно счастливое состояние, что я с тревогой спросил:
   - Что случилось? Говори не стесняйся.
     Зная его восточный менталитет, уговаривать пришлось долго. Ведь хозяин не должен знать о личных проблемах слуг. Но, в конце концов, удалось выяснить, что ему нашли невесту. Девушку вроде не плохую, но калым запросили большой, а тут только старший брат со службы вернулся, его женили, и на этом семейные ресурсы иссякли.
     Это уже была проблема, похоже, планетарного масштаба. Душман, стал откровенно игнорировать службу, ходил замкнутый и печальный.
     Надо было спасать парня.
   - Рустам, а что у вас идет на калым?
   - Бараны, ковры, техника всякая. Автомат можно дать.
   - Какой автомат?
   - Ну, Калашников конечно.
Рустам так искренне улыбался, что я понял. Не шутит.
   - У нас их из Афгана тащат. Дефицитная вещь.
   Да, помочь мы ему не могли. «Бараны» в экипаже, конечно, были, но этих на калым не пустишь. А за автоматы и сесть не долго.
     И тут меня озарило.
   - А если пуховики? Их из Китая  везут пачками. Пуховики мы потянем.
   - Не знаю, у папы спросить надо.
   - Так давай пиши, спрашивай, глядишь, что и придумаем.
     Пока ходило письмо, мне удалось уговорить некоторых офицеров экипажа, сброситься на калым Душману.     Родители невесты на пуховики согласились. И вскоре, в далекий Термез, посылкой с китайским ширпотребом, был сделан первый шаг к будущему Душманову счастью.
     Все мы с нетерпеньем ждали ответа. И вот, пришла телеграмма – калым принят, можно и на дембель.
     В это сложно поверить человеку с европейским воспитанием, но собака так не относиться к своему любимому  хозяину, как стал относиться после происшедшего, ко мне Душман. Иногда складывалось впечатление, что прикажу ему залезть в торпедный аппарат и выстрелить самого себя в море, и он это не раздумывая, это выполнит.
     Даже, как то неуютно себя чувствовал. А Рустам, как ни в чем небывало, сиял на все тридцать два зуба, и только иногда покрикивал на пришедшего недавно служить волжанина Алешку.
   - Ну, ты чурка, как систему проверяешь, шайтан!
     Точку в этой истории поставил развал Союза, и отзыв всех национальных кадров домой. Узнав об этом, Душман подошел ко мне, и глядя  миндалинами не мигающих глаз, произнес:
   - Тащь, вы только скажите и я оставшиеся полгода  дослужу.
     Поглядев на его полное решимости лицо, я понял – останется. Но это было уже лишним. Таких жертв новая жизнь не стоила. Тем более, что замену себе он подготовил хорошую.
     Провожали Душмана всем экипажем, долго маша пилотками.
     Иногда задумываюсь, а что с ним стало. Как повернулась судьба. И хочется верить, что все хорошо. И он так же добром вспоминает о нас, и желает нам в жизни только лучшего.