К Дню Победы!

Татьяна Мирчук
           * * *
Война не снится бывшему солдату –
Он от неё устал за много дней.
Он ночью охраняет то, что свято:
Покой и сон жены и сыновей.

А сыновья опять в войну играют
С приятелями утром во дворе.
Строчат из пулемётов, умирают,
Как он однажды умер на заре.

Изрешечённый пулями, как сито,
Что врач махнул рукою: не жилец!
А он в бреду кричал: «Я не убитый!
Ещё не скоро мне придёт конец!»

И выжил. Потому, что так хотелось.
Вернулся в дом, где встретили отца,
Героя, награждённого за смелость,
Два большеглазых, худеньких мальца.

Война не снится бывшему солдату.
И, вслушиваясь ночью в тишину,
Он хочет верить, что его ребята
Лишь понаслышке будут знать войну.

       РЕКВИЕМ ОТЦУ
         (песня)

Отгремела война. Отшумели салюты Победы.
Вместе с майским теплом мир на землю пришёл, наконец.
Возвращались домой чьи-то внуки, сыны, чьи-то деды.
Воротился живым мой совсем ещё юный отец.

Девятнадцать всего. На груди ордена и медали.
Он с шестнадцати лет по дорогам Европы пылил.
Он воочью видал, как руины Рейхстага пылали
И своих земляков одного за другим хоронил.

А потом Колыма. Это что-то, скажу вам, ребята.
Повороты судьбы не подвластны людскому уму.
Он не ведал тогда, что отцом моим будет когда-то.
Он любовь повстречал, когда было под тридцать ему.

Не сломали его ни война, ни дробилки Гулага.
Лучших качеств своих не растратил во время невзгод.
И жила в его сердце мальчишья шальная отвага,
И хватало на всех, с кем встречался, душевных щедрот.

Он пожил бы подольше, но всё-таки старые раны
Не дают позабыть о себе, приближая к концу.
Но я знаю одно: хоть ушёл он немыслимо рано,
То, что лучшим в себе я всемерно обязан отцу.
                22.01.04



РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВОЙНЕ И МИРЕ

Я думаю о том, чего не будет,
Когда однажды кто-то на Земле
Нажмёт на кнопки ядерных орудий,
И всё живое скроется во мгле.

Идём к тому огромными шагами,
Воюем в каждом малом уголке,
Друг к другу чёрной ненависти знамя
Сжимая крепко в поднятой руке.

Одуматься давно уже пора бы,
Остановить военный караван,
Но бьются вновь с евреями арабы,
И запахом войны несёт с Балкан.

Неистребимы старые пороки –
Надеяться на силу кулаков.
Забытые истории уроки
Нас снова превращают в дураков.

Разрушенные мирные селенья,
В руины превращённые дома
По замыслу, приказу, повеленью
Больного прихотливого ума.

Земля, такая круглая, живая,
Зелёная, в разводах чистых рек,
В который раз от боли изнывает.
И здесь всему виною человек.

И нам войны досталось,
                даже слишком
Детей-сирот со взглядом стариков.
Но снова гибнут русские мальчишки
Безусые от рук боевиков.

Не убивает зверь себе подобных,
Не разрушает логово своё.
А человек безжалостно и злобно
Уничтожает братьев и жильё.

Мы говорим немало слов о мире.
С трибун высоких речь течёт рекой.
А истина, как дважды два четыре,
Как чемоданчик с кнопкой под рукой.

Кто остановит нас, когда мы сами
Добра от зла не можем отличить?
И кто толкает нас, не сатана ли?
А Бог?!
       А Бог по-прежнему молчит.

Спасёмся ли?
            Нам посланы напАсти –
Две кнопки: в Белом доме и в Кремле.
Быть может, в наших силах, в нашей власти
Не дать погибнуть жизни на Земле?!

ВОЗВРАЩАЙСЯ, СЫНОК (песня)

БТР подорвался на мине,
А у службы закончился срок.
А в кармане письмо из России
И слова: «Возвращайся, сынок!»

А сынок никогда не вернётся,
Не ворвётся, как ветер, домой.
И к груди его мать не прижмётся
И не скажет: «Вернулся, родной.»

Лишь письмо, что написано раньше,
Похоронку на день упредит.
И на фото мужчина – не мальчик,
Улыбаясь, на маму глядит.

В камуфляже и воинской каске,
Автомат у него на груди.
Срок закончился службы солдатской,
Жизнь большая ещё впереди.

Улыбаются мамины губы:
«Слава Богу, сыночек, ты жив».
Только в это мгновение грубо
Прогремит, как проклятие, взрыв.

Фотография в траурной раме,
И письмо, что последним писал.
И слова: «Ты прости меня, мама,
Если чем-то тебя огорчал».

Постаревшая сразу, седая,
Зябко кутаясь в чёрный платок,
Говорит ему мама, рыдая:
«Ты вернись, я простила, сынок».

Вот лежит он, красивый и сильный,
Кудри треплет ему ветерок.
А в кармане письмо из России
И слова:
         «Возвращайся, сынок!».


Я В ТОЙ ЭПОХЕ РОЖДЕНА

Что значит для меня война,
Ведь я и знать её не знала?
А та, победная весна,
Лишь эхом в памяти звучала.
И не рассказывали мне
Родные, те, что воевали,
О том, как было на войне,
И как они Победу ждали.
Почти через десяток лет
Я рождена, но в той эпохе
Отец мой, дядя, мама, дед
Отдали жизней не по крохе.
Они прошли через войну
И столько горестей хлебнули:
Шли в бой и маялись в плену,
И навзничь падали от пули.
А женщины умели ждать,
Когда земля от крови рдела,
И давность срока, как печать,
Для них значенья не имела.
Я в том столетье рождена
И хоть войны не знала вовсе,
Но отзвуком беды война
Не забывать об этом просит.


     ЕСЛИ ТЫ ЖИВ…
      ( песня)

Бьётся о берег крутая волна.
Девичье сердце застыло в тревоге.
Годы прошли, отшумела война.
Где ты, любимый? Быть может в дороге?

Я соберу полевые цветы,
Брошу букет в набежавшие волны.
Эти цветы мне дарил только ты,
Пусть обо мне, проплывая, напомнят

Если ты жив – возвращайся ко мне,
Пусть изувеченный и обожжённый.
Ты мне милей самых лучших парней,
Что, возвратившись, зовут меня в жёны.

        МАМИНА ЮНОСТЬ

Они мечтали, спорили, любили,
Хоть и не очень грамотными были,
Но от избытка юношеской силы
Надеялись: всё сбудется у них.
Служить девчонки провожали милых,
Клялись любить и помнить до могилы.
И на перронах весело дробили
Их каблучки под простенький мотив.
А враг уже топтался у границы,
Выстраивая танков вереницы,
И потирали руки «ганцы», «фрицы»
В преддверии обещанных побед.
Они ещё не знают, что не сбыться
Ни «Барбароссам», ни хвалёным «блицам»,
А что потом на Волге приключится! -
Припомнить бы им Невского совет.
Споткнулась здесь фашистская армада
И стала поворачиваться задом,
Пришёл им в эти дни привет из ада:
- Возмездие уже недалеко!
И сообщенье ТАСС слышней набата
Летело над страной от Сталинграда,
Как первая и высшая награда
Для павших и живых фронтовиков.
Потом уж легендарные «Катюши»
Неметчину утюжили на суше,
А все фронты вытряхивали души
Из этих незадачливых вояк.
А девочки Анюты и Валюши
В тылу снаряды делали к «катюшам»
И туфельки припрятав, ждали лучших
Парней, поднявших над Рейхстагом стяг.