Иерусалим, Иерусалим. с историей города

Юлиана Котенко
  Иерусалим - Ерушалаим( с  евр. основание  или  жилище  мира), окончание "им" говорит о множественном  числе, т.е. подразумевается два города: земной  и  небесный.
Иерусалим  назван "Городом  Великого Царя"(Псл. 47:3), святым  городом(Неем.11:1,18 и Матф.4:5,27:53), из  которого  слово Господне  должно  распространиться  по  всей  земле(Ис.2:3), ради  Того, Который  был там  распят(Откр. 11:8, Лук. 24:47)

 Этот всемирно  известный  город, древнейший  и  знаменитейший из городов  Обетованной  земли, в  древности  назывался - Иевусом. По имени  родоначальника Иевусеев, Иевуса.
Он  назывался  также Салим, в  котором  во  времена Авраама,  царем и  первосвященником  был Мелхиседек. Именно Мелхиседек-царь Салимский вышел  навстречу Аврааму, после победы над 4-мя царями,  неся  вино  и хлеб, приветствуя и  благословляя его.(Быт.14:18)Авраам  отдал священнику 10-ю  долю от всего. После  этих  событий Бог заключил завет  с Авраамом, говоря:" Потомству  твоему  даю  Я землю сию, от  реки  Египетской  до великой  реки, реки Ефрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и ИЕВУСЕЕВ."(Быт.15:18-21)
 
  Прошло 760 лет и потомки Авраама  пришли  покорять Обетованную  землю. При  разделе земли, город  был отдан  во  владение  колену Вениамина, который находился  на  самой  границе  с  коленом Иудиным. Поэтому, некоторым  образом, он  считался  городом  колена Иуды.
Так, например, в И. Нав.15:63  сказано, что  сыны  Иуды  жили  в  Иерусалиме  вместе  с иевусеями, потом в Суд.1:8, что  сыновья Иуды  покорили  и  сожгли  город и в 21 стихе, что  сыновья Вениамина  не  могли  выгнать  иевусеев, но  жили  вместе  с  ними  в Иерусалиме. Благодаря  расположению и  хорошим  укреплениям, прошло  долгое  время, пока  израильтяне  стали  единовластно  владеть городом.
Иевус  был  завоеван  у  Иевусеев  Давидом(2Цар.5:6,9), который сделал его метрополиею  своего  царства, и  построил  к  северо-западу  от старого  города  крепость, или  новый  город, названный  Иерусалимом.

При  разделении царства (Израильского и Иудейского) после  смерти  Соломона он стал  столицею Иудейского  царства  и  был  особенно  почитаем благодаря  храму  и  богослужению, которое  там  совершалось.

 Немного об истории храма Божьего, который  строился три  раза:
Первый  храм, построенный Соломоном, существовал с 1004 до 522г. до Р.Х.
В 1011г. до Р.Х. на  холме Мориа, в  восточной  части  города, на  том  месте, которое  Давид по  прекращениии моровой  язвы, предназначил для  этой  цели, поставив там  жертвенник  и  совершив  жерствоприношение. Когда  Давид  решил  построить дом Господу, то Бог  через  пророка Нафана удержал  его от  этого, тогда  Давид собрал  материал  и  драгоценности для  постройки  храма( что достигало 10миллиардов рублей)  и  это  завещал  своему  сыну Соломону, когда  тот  воцарится. Соломон  тотчас  же  по воцарении  приступил  к  делу, он  заключил  союз с тирским царем Хирамом, который  доставлял ему  кедровое и  кипарисовое дерево и  камень с Ливана. Так что  храм  начали  строить на 4 году  царствования Соломона, это через 480 лет после  исхода  евреев из Египта.
Для построения храма и  его  частей Давид оставил Соломону, данный ему Богом образец храма. В 588г. до Р.Х. когда  город был  разрушен войсками Вавилонскоого царя Новуходоносора, храм Соломонов  сгорел до  самого  основания после 416 летнего своего существования.
 Когда в 536г. до Р.Х. персидский царь Кир разрешил  евреям  вернуться в Иерусалим, отстроить  храм, он также выдал  им священные  сосуды, увезенные Новуходоносорм из храма и обещал  поддержку и  повелел своим  подчиненным всячески содействовать  евреям в  этом  деле.
в 534г. началось  строительство  храма второго, но  работы по  восстановлению были  приостановлены на 15 лет из-за  интриг  самарян.
Храм был готов в 516г. до Р.Х.
Но в 167г. до Р.Х. храм был  ограблен  и осквернен Антиохом Епифаном. Только по  прошествии трех лет евреи  восстали за  свободу, изгнали сирийцев, и  восстановили Святилище, вновь  освятив храм, укрепив гору храма стенами и  башнями.
Впоследствии  этот  храм постигли новые удары. Помпей  после 3-х месячной осады взял его и  произвел ужасное  кровопролитие, хотя без ограбления. Ирод Великий с  римскими войсками взял храм штурмом и  сжег  некоторые из надворных  построек.
 На 18 году  своего  царствования тщеславному Ироду  Великому, построенный второй раз храм, показался слишком незначительным, и  он  решил его  перестроить, придав  ему большие  размеры, это  случилось за 20 лет до Р. Х. Само  здание было  готово через  полтора  года, а  дворы через - 8 лет, но  внешние  пристройки  сооружались  в  продолжение  целого  ряда  лет.
Во  время всенародного выступления Иисуса Христа срок  постройки третьего храма  определяется в 46 лет ( Иоан. 2:20), т.е. с 20г до Р.Х. по 26г. после Р.Х.)
Но вся  работа была  закончена  только во  время Агриппы 2, т.е в 64г. после Р.Х., следовательно только за 6  лет до  окончательного  его  разрушения.

Вернемся к  истории города:
  Подвергнувшись  ограблениям  от Сусакима, царя Египетского, филистимлян  и  арабов, сирийцев, от израильского  царя Иоаса, Иерусалим, наконец  был  разрушен  халдеями.
70 лет  спустя  город  вторично  был  отстроен  возвратившимися  евреями из  Вавилона.
Город  потом  был  взят  Александром Македонским, после  смерти  которого, Иерусалим был  взят  египетским  царем Птоломеем. В 170 г. до Р.Х. город  был  разрушен  Антиохом Епифаном, который  снес  городские  стены и в храме Божьем поставил  статую Юпитера.
Под водительством Маккавеев, ок 163г. до Р.Х., евреи  снова  отвоевали  свою  независимость. Ровно  через 100 лет  после  этого  в 63г. до Р.Х. город будет  взят  римлянами  под  начальством Помпея.
Ирод Великий  тратил  большие  деньги на  украшение  города,но в 70 г. н.э. все и  город  и  храм  будут  разрушены  до  основания  римлянами  под  начальством  Тита.
Из  всех  построек  Иерусалима  уцелеют  только  три  башни  и  часть  западной  стены.
После этого евреи  вскоре  получили  возможность  возвратиться  в  Иерусалим  и  под  начальством бунтовщика Баркохбы  вторично  захватили  город в  свою  власть, но  были  окончательно  разбиты  после 3-х летней  кровавой  борьбы, в  которой  погибло 580000евреев. Место, ранее занимаемое храмом, было  вспахано  плугом  в  знак  полного  уничтожения.
Город в 135г. н.э. был  превращен в римскую  колонию и въезд  туда  евреям был воспрещен  под  страхом  смерти. Император  Андриан переменил название города, дав  ему  имя Элия Капитолина, посвятив  его  языческим  богам для  того, чтобы  по  возможности  осквернить  его, и  сделал  все, что  мог, чтобы  истребить  все  следы  иудейства.
Во  времена  императора Константина  Великого  город  снова  получил  свое  прежнее  название, а  его  мать - Елена, построила  церковь  над  гробом Христа(326г.после Р.Х.)
Когда Юлиан Отступник в 363г. начал вопреки словам Христа, строить еврейский  храм, его  попытка, по свидетельству современников, была  уничтожена  землетрясением и  пламенем, вышедшим  из  земли.

 В 614г. персидский  царь Хозрой, умертвив 90000человек, истребил, все, что так почиталось  христианами. В 628г. Хозрой  был покорен Гераклием, и  греки  взяли  Иерусалим  обратно. Немного спустя, с 637г. наступоло  долгое и  бедственное владычество магометан. После четырехмесячной  осады город  был  захвачен  калифом Омаром  и  подпал  на  долгое  время  под  власть  арабов.

В 969г. им  завладели египетские фатимиды.
В 1077г. город  был  взят турками, а в 1099г. - крестоносцами, которые  провозгласили Готфрида Бульонского королем. После  него  правил  его брат Балдуин, который умер в 1118г. Самостоятельное Иерусалимское королевство продержалось - 88лет.
Благодаря  предательству Раймунда, султан Саладин в 1187г. снова покорил город.
В 1242г. город  был  дарован Салихом Измаилом - эмиром Дамаска, итальянским  князьям.
Но в 1291г. они совершенно  потеряли его и  город  сделался  владением египтян  до 1382г.
Турецкий  султан Селим в 1517году покорил  Египет, Сирию  и Иерусалим. Его сын Солиман  выстроил  или  перестроил  его  теперешние стены в 1542г. После  этого  город  все  время  оставался под  турецкой  властью, за  исключением  периода 1831-1840гг., когда  им  владел Ибрагим Паша - египтянин.

В 1948г. город  был  разделен  между Израилем и Иорданией.
Западная  и  южная  части  города остались в  руках  Израиля, восточная и  северная, включая  Старый город с  храмовой  горой  перешли к Иордании.
В войну 1967г. Израиль занял  весь  Иерусалим  и  обьявил  его  объединенным  городом  и  столицей  государства. В объединенном  Иерусалиме  живут около 800тысяч человек, из  них  примерно 520тысяч - евреи, а  остальные  мусульмане и  христиане  разных  исповеданий.

 Иерусалим расположен  в  центре  иудейских  гор, возвышаясь  на  800м над  уровнем Средиземного  моря. Расстояние  между  морем  и  Иерусалимом  около  50км, до  Мертвого  моря  расстояние  равно 20км, до  Иордана - почти 30км. Местность  постепенно  понижается  к  востоку, где  она  обрывается  так  называемой Иосафатовой  долиной, которая  орошается  в  период  дождей разливающимся Кедронским потоком.
 В середине  самого  города  были  две  впадины  или  небольшие  долины, благодаря  которым  застроенная  земля  естественно  делилась  на  три  главные  части  или  возвышенности. Самой  высокой  из  этих  возвышенностей  была - Сион на  юго-западной  стороне, окруженная  с  юга  и  запада  Енномовой  долиною  и  с  востока  долиною Тиропеонскою, , которая  на  юго-востоке  оканчивается  Кедронскою  долиною. Сион, который  у  Иосифа  Флавия  называется "верхним  городом", был  издревле  окружен  стенами  и  глубоким  рвом, и считался  самым  защищенным  пунктом  города, там  были  расположены  крепость  и  царский  дворец. К северу  от Сиона, отделенная  частью  долины Тиропеонской, была  расположена Акра, называемая "нижним  городом". На  северо-восток  от  Сиона  расположена  святая  гора Мориа, которая  соединялась  с  Сионом  каменным  мостом  через Тиропеон, до сих пор сохранившимися остатками  моста.

 Гора  Мориа, именно сюда когда-то Бог сказал Аврааму принести  своего  сына Исаака, Ему в  жертву. Именно на  этой  горе Бог проверил веру, послушание и  готовность  Авраама  растаться с  самым  дорогим  для  него, и здесь Бог  усмотрел  себе в  жертву овна, которую Авраам  и  принес  во всесожжение вместо  сына  своего. Именно  здесь  на  этой  горе Бог  открыл Аврааму,что ему не надо приносить в жертву  своего сына, но что Ему, Богу  прийдется принести  в  жертву Своего Единородного Сына - Иисуса Мессию за  всех, Которого потом восскресит Силою Своею.Именно  здесь Бог благословил Авраама и дал  обетование, что  все  народы благословятся  в  семени  его, за  то, что Он  послушал Господа.

 Гора  Мориа вначале  не  была  очень высокой, но впоследствии  для  постройки  храма  часть ее  вершины  была  приподнята, а  стороны выравнены. Мориа составляет  только  восточную  часть  горы, находящейся в  городе, она  поднимается к  северу  после  небольшого  спуска  до  высоты Бет-Заит(Оливковый дом). Вероятно, название  произошло, потому  что  там когда-то  росли  оливковые  сады. На юге  гора Мориа  спускается в Енномову  долину. В настоящее  время, гора Мориа - самая низкая  часть  города.

 На восток  от Иерусалима  находится Елеонская  гора, отделяемая  от  города Кедронскою  долиною. С этой  горы  город  и окружающее  пространство  до  самого  Мертвого  моря представляет  прекрасную  картину. У  подножия Елеонской  горы, напротив Мориа, расположен Гефсиманский  сад.
Горы  около Иерусалима различны  по  своей  высоте  и  только  в  трех  случаях - Неби-Самуил, Эль-Рам и Телел-Фулил - они  достигают значительной  высоты.
Елеонская  гора возвышается  только на 60м над самой  высотой  частью  горы Сион. Несмотря на  это, все они  служат охраной. Далекие  вершины гор Моава  на  горизонте для завоевателей, приходящих с  востока, кажутся стеною. Размышляя о  неприступности города, которую создают эти  горы  в  соединении с глубокими пропастями  и  долинами, становятся понятными такие выражения, как "Горы  окрест Иерусалима, а Гоподь  окрест народа Своего отныне  и  навек "(Псл.124:2)
 Так как  город был  высоко  расположен  и  лежал  в  центре Палестины,то он был  для  всех  живущих  вокруг  племен  крепостью, к  которой  они  возводили  свои  глаза, о  путешествии  в  Иерусалим  часто  встречаем  таковые  выражения, как "восходить", например, в  Псл.120:1 " Возвожу очи  мои к горам".
Такова  естественная  защита  Иерусалима.
Теперь  немного о  стенах  этого города.

Самая  первая из  построенных  Давидом и Соломоном  стен,  заключала  в  себе  горы Сион, Мориа и Офел. Глубокие, начинающиеся  у  подножия  гор, долины  давали  возможность  легко  укрепить  город  с  этой  стороны. Эта южная  стена  во  время  царей  простиралась  вдоль обрывов  этих  холмов  и  заключала  внутри  себя Силоамский  источник, Офел и, вероятно, части  от Гионской и  Кедронской  долин.

Вторая  стена, построенная Иофамом, Иезекиею и Манассиею, перестраивалась на  южной  линии. Начинаясь с  северо-восточной  границы Сиона, она  заключала  внутри себя Акру, одну  часть Везефа и  сходилась со  старою  стеною  на  востоке. Эти стены были  разрушены  халдеями, но  восстановлены, вероятно, по  старому  плану и  оставались  таковыми  во  времена Христа.

Третья  стена, начатая Иродом Агриппой 10 лет спустя  после смерти Христа, простиралась еще  далее на  север, до  самых "гробниц царей", к югу  от Везефа, где  она, спускаясь, встречалась  со  старой  стеной. Пространство, занимаемое Иерусалимом, имело 10км в  окружности, тогда  как  теперь  оно  составляет 5км.

 Теперешняя  стена  выстроена  в 1542г. Она  имеет от 13 до 20м в вышину и, приблизительно, 3 целых3/4 км в  длину.Восточная  часть  стены Иерусалима представляет  почти прямую  линию, а  южная  совпадает с  местом, некогда  занимавшимся храмом и  называемым теперь Эль-Харам.
На этом  месте  храма, бывшей горе Мориа, уже  несколько  веков  стоят две  магометанские мечети:роскошная восьмиугольная  мечеть Омара, приблизительно, на  месте  старого  храма Соломона, и пониже, ближе  к  стене, мечеть Эль-акса.
К юго-восточном  направлении от  них  стена(25,6м высоты) своим  основанием возвышается на 50 метров над Кедроном. С этого  места стена  неправильной  линией  тянется  в  юго-западном направлении  по  горе Сиону, оставляя южную  часть  горы  вне города, поворачивает в  западной  части Сиона к  северу, по  направлению к Яффским  воротам, где  стоит  огромная  башня, нижняя  часть  которой  была  постоена  в  глубокой  древности, она  зовется "башней Давида".
Оттуда ломанной линией  стена  идет  до  северо-восточного угла и оставляет  вне  города  большую  часть Везефа.
Местами  стена  укреплена четырехугольными  башнями с  площадками  и бойницами для  стрельбы.
Из тез  многих ворот, о которых  мы  читаем в Библии, жители  города пользуются  только  четырмя. Они называются Яффскими  или  Вифлеемскими  на  западе, Дамаскими  на  севере, Стефановскими  на  востоке и Сионскими на  юге.
В  восточной  стене  около Эль-Харам находятся "Золотые  ворота", давно  уже  заложенные  камнем. Именно этими воротами  вошел Иисус Христос в храм Божий во  время  Своего торжественного вьезда в Иерусалим.
Именно  ими войдет антихрист, как написано в  пророках.
Кроме этих  ворот, в  городской  стене  находятся  двое  небольших  ворот, которые  недавно  были  открыты - " Ворота Ирода" на  северо-востоке и " Навозные  ворота" у  стены  плача  на юге.

  Современный  Иерусалим находится  на  месте  прежнего  города. До сих  пор  слова псалмопевца о Иерусалиме, что это - "прекрасная  возвышенность, радость всей земли",  остаются  справедливыми. Город с Елеонской горы представляет  красивый  вид  со  своими  внушительными  стенами, многочисленными  куполами  и  минаретами. Но  прежней  славы  нет...
 В Библии также говорится о горнем Иерусалиме, который  "мать всем нам"(Гал.4:26), о  небесном Иерусалиме, к  которому  верующие  уже приступили  в  этой  жизни(Евр.12:22) и о  новом  Иерусалиме, нисходящем с  неба  на  землю (Откр. 3:12, 21:2,10), в  котором  не  существует  никакого  храма, а Бог со Своим  Агнцем  является  его храмом (Откр.21:22). Все это  рисует  нам царствие Божие  при  его  начале и  при  его  конце  красками, взятыми  из  описания возлюбленного  евреями  Иерусалима.