Ох, уж этот соцпакет!

Татьяна Ларионова
               
       


  Начиная с осени 2004 года, в средствах массовой информации стали активно рекламировать чудесные свойства  пакета социальных услуг (соцпакета, как его называли вначале), которым согласно закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в 2005 году, заменялись лекарственные и транспортные льготы для льготных категорий граждан.

  Свойства ежемесячного пакета социальных услуг общей стоимостью в 450 рублей (его натуральной части) из которых 400 рублей шло на лекарства, а 50 рублей – на проезд к санаторию, представлялись действительно замечательными, если не сказать  — фантастическими.

  Так, например, для пациента из льготной категории, нуждающегося в лекарстве, с отпускной ценой, в 2000 рублей, лекарственная составляющая пакета в 400 рублей должна была покрывать расход не только на это лекарство, но и на все другие необходимые пациенту лекарства — также.

  А если  льготник нуждался ещё также и в санаторно-курортном лечении, то он один раз в году он имел право на получение и санаторно-курортного лечения. И не только лечения. До санатория льготник, если ему нужно было пройти лечение вдали от дома, мог доехать, «рассчитавшись» 50-тью рублями, транспортной составляющей пакета социальных услуг, даже если дорога к месту нахождения санатория-курорта будет стоить, например,  всё те же 2000 рублей.

  Больше того, благодаря транспортной составляющей, обладатель пакета социальных услуг   мог объездить на электропоезде чуть ли не весь свет, не говоря уже о поездках на свой пригородный садовый участок.

  До наступления Нового года отдельные категории льготников, в частности, вдовы участников и ветеранов войны стали предаваться мечтам, казавшимся до этого момента несбыточными. Наконец-то они смогут приобрести то, как им показалось,  к чему они давненько присматривались. Например, бальзам Биттнера, дорогие витамины, лечебные кремы и даже (да-да!) наимоднейшие средства для похудения.
 
  Покупать эти препараты на пенсию было жалко, да и невозможно, как жалко и невозможно было покупать на пенсию большинства российских граждан в 2004 году украшения из благородных металлов с драгоценными камнями.

  С получением пакета социальных услуг, который, впрочем, тут же превратился по российским филологическим традициям, в «соцпакет», давние мечты пенсионерок-вдов и пенсионерок прочих льготных категорий, казалось, могли вот-вот осуществиться. В глазах омской пенсионерки-льготницы, энергичной, молодящейся, настроенной на долголетие, дешёвенькие таблетки от «головы» и корвалол никак не увязались с пакетом социальных услуг.

   Увы, в самое ближайшее время, с наступления нового 2005 года, знакомые врачи-терапевты развеяли иллюзии многочисленной когорты неисправимых мечтательниц, наследниц Великого Октября. Врачи, которых уже проинформировали, донесли до мечтателей и мечтательниц, что об аптечных изысках им нужно будет забыть.
 
   Врачам разрешалось выписывать лишь самое необходимые и без того доступные лекарства, по возможности из тех, которые были в наличии в аптеках и получить бесплатно, которые в радость могло стать разве что самой прижимистой части льготников.
— «Зачем мне эта мёртвая сумка?» – кричала, в сердцах, одна  моя знакомая льготница, вдова участника войны, узнав о том, что бальзама Биттнера из пакета социальных услуг ей получить не удастся. И нужно сказать, что это настроение моей знакомой льготницы и вдовы участника войны разделяли и многие другие омские льготницы.
 
  Пакет под официальным названием пакет социальны услуг, превратившись в «соцпакет», с их лёгкой руки стал ещё и «пустым кульком»; «пустой сумкой»; «пустым кошельком» и даже — «пустым мешком».
 
  Более продвинутые и, не самые пожилые льготники, окрестили соцпакет «виртуальным» и ругали его создателей, на чём свет стоит. И это, несмотря на то, что каждый льготник,  помимо натуральной части пакета социальных услуг (450р), получал ежемесячно также и единовременную денежную выплату (ЕДВ). Минимальная ЕДВ, в денежном выражении, составляла от 50-ти рублей, а чаще-от 150 рублей до 1550 рублей, в зависимости от принадлежности к льготной категории.

  В наступившем 2005 году пассивно настроенная и ещё, то ли достаточно здоровая часть льготников, то ли  не на столько нездоровая часть льготников, но способная жить без ежедневного употребления лекарств, ограничивалась размышлениями на тему:
- Нужен мне соцпакет не нужен мне соцпакет?-

  Ход размышлений этой части льготников сводился к следующему. Столько лекарств, сколько   было необходимо, проще казалось купить за деньги, и пребывать в санатории с октября по март казалось не слишком завидным.
Кроме того, для пребывания в санатории пришлось бы оставлять без присмотра квартирку. Для многих одиноко проживающих пожилых льготников это было совершенно неприемлемым условием.

  Активно настроенная или уже достаточно нездоровая часть льготников, ни дня неспособная прожить без употребления лекарств, не собиралась отказываться от замечательных возможностей пакета социальных услуг.

   Две мои почти 80-ти летние соседки сразу же после новогодних каникул отправились в поликлинику, где плечом к плечу, в набитом до отказа помещении, отстояли 3 часа, для того чтобы, отметившись во всех положенных окошечках, получить право на получение лекарств из пакета.

   А знакомый моих 80-ти летних соседок, пенсионер-льготник ветеран войны и просто хороший человек продвинулся дальше. Он не только получил право на получение лекарств из пакета социальных услуг, но и — попал на приём к терапевту, но и получил рецепт, выписанный по-особому, без которого получить льготное лекарство в аптеке было нельзя.

   С полученным рецептом, знакомый моих соседок, пенсионер-льготник и ветеран войны направился в аптеку, где в первую минуту не поверил своим глазам, увидев на витрине лекарство, за которым давно «охотился», имел на него рецепт и отныне мог получать его, не тратя деньги из собственного кошелька.

   Однако получить лекарство ветерану войны, пенсионеру-льготнику и просто хорошему человеку не удалось. Согласно объяснениям продавца-фармацевта, поставщик лекарства не дал разрешения на отпуск этого лекарства обладателям пакета социальных услуг. Таким образом, и дойдя, что называется, до финишной прямой, « гостинца» из соцпакета  льготник,  не получил.

   В данном случае, он не получил «гостинца» по причине отказа поставщика, во многих других случаях, по причинам — выписанного с ошибками рецепта, или по причине отсутствия необходимого лекарства в аптеке.

  Нужно ли говорить насколько доступными оказались услуги из соцпакета для категорий льготников, прикованных к постели и полностью зависящих от возможностей и желания родственников или социальных работников? Ведь если в выписанном рецепте оказывалась малейшая ошибка, то для её исправления нужно было снова идти в поликлинику, в аптеку и снова простаивать в  огромных очередях, а затем…

  А затем через 10 дней, если выписанного врачом лекарства в аптеке не оказывалось, рецепт становился недействительным и всё опять нужно было повторить с начала. Визит к врачу, получение рецепта, поход в аптеку…
В том, что касается получения санаторно-курортного лечения по пакету социальных услуг в 2005 году, то приведу здесь пример лечения по курсовке, одной моей хорошей знакомой. Курсовка стоимостью чуть более 5000 рублей в санатории «Омский», оставила у моей хорошей знакомой  самые приятные воспоминания.
-Я побывала в сказке -говорила она мне.

  Санаторий «Омский» находится в черте города Омска, можно сказать, в двух шагах, от местожительства моей хорошей знакомой, это - во-первых. Во-вторых, поскольку это была курсовка, а не путёвка, моей одиноко проживающей хорошей знакомой не приходилось оставлять без присмотра свою квартирку надолго. В-третьих, кто знает санаторий «Омский», тот знает какова его материально-техническая база и как организован в нём лечебный и не только лечебный процесс.

  Кислородные коктейли, бассейн, располагающая к отдыху мебель, вежливый персоанал.В-четвёртых, лечебно-отдохновенное времяпровождение в санатории «Омский» завершалось отменным обедом, который предполагал и что-нибудь из того, что можно было забрать с собою домой и полакомиться затем за полдником.

  Справедливости ради, завершая тему санаторно-курортного лечения, нужно сказать, что других положительных отзывов о получении санаторно-курортного лечения, я, на тот момент времени,  не слышала ни от знакомых, ни от знакомых своих знакомых. Складывается впечатление, что льготники съездили туда куда, что называется «на тебе Боже, что мне негоже».

  Завершая тему пакета социальных услуг,  считаю нужным сказать, что с 2006 года у льготников появлялась возможность выбора. Льготники могли, не забыв и успев целиком (или частично) отказаться от пакета социальных услуг, получать дополнительно к пенсии 400 рублей из медицинской составляющей пакета и 50 рублей — из транспортной или сумму той составляющей от какой они отказались.

  Забегая вперёд, скажу, что многие льготники, процентов на 30-ть, приблизительно от общего числа, так и сделали уже в 2005 году, письменно, заявив об этом территориальное отделение Пенсионного фонда.
И жизнь стала лучше, для тех, по крайней мере, что не нуждался в чём-то большем, чем дешёвенькие, но столь необходимые таблетки «от головы» и корвалол.

2005—2010, 2019 гг.

* Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». 122-ФЗ в ред. от 2.08.2004.
**"Социальная поддержка населения в Омской области». Омск: Министерство труда и социального развития Омской области,2004.