УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ВЕКА
Д.т.н., Проф. Лагутов В.В.
МНП ДонЭКО, Новочеркасск
СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ РИО+10
За период от Рио-92 до Рио+10 смысл и понимание термина "Устойчивое развитие" претерпел кардинальное изменение за счет провала монетарного понимания самой постановки цели Устойчивого Развития. Из трех основных по ООН составляющих этого процесса - социума, экологии и экономики явно выпадает последнее звено, так как всем стало понятно, что экономика есть всего лишь инструмент для достижения цели и не более. Равно как право, управление и иные равноценные механизмы.
В оставшейся паре основных элементов приоритетная роль принадлежит видовому разнообразию и потому сохранение биоразнообразия есть единственно верный путь достижения Устойчивого развития: сосуществованию живого биоразнообразия и социума.
Концепция бассейнового устойчивого развития построена именно на сохранности этого биоразнообразия по основным зонтичным биоиндикаторам. Для большинства естественных элементов земли – речных и морских бассейнов такими биоиндикаторами является далеко мигрирующие и долгоживущие рыбы осетровые. Защита и сохранение этих наименее пластичных видов и является основная задача общества в достижении процесса УР
ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ
Таким образом, необходимо создание и переоценка приоритетов в жизни общества, т.е. перестройка его управления на региональном и государственном уровнях. Эта задача решается путем создания модельного экологического (бассейнового) законодательства, применительно к границам естественного происхождения, т.е. приведение в соответствие с едиными международными правилами всех национальных законодательств и системы управления социумом.
Международные парки по сохранению и восстановлению естественного воспроизводства осетровых в трансграничных территориях являются первыми шагами в продвижении к поставленной цели УР – сохранению видов и сосуществованию их с социумом. Это требует многолетних целенаправленных усилий именно в системе образования, начиная с начальной школы и кончая высшей
Одним из таких примеров является перевод системы кадетских корпусов с военной подготовки на подготовку офицеров природоохранной стражи с последующим обучением в специализированных высших учебных заведениях
ПОИСКИ РЕШЕНИЯ
В ряде университетов уже имеются кафедры устойчивого развития, иногда даже басссейновые по названию, но они не имеют никакой внятной идеологии и существуют номинально в угоду моде под продекларированные, но недееспособные монетарные установки и критерии РИО-92, которые предполагают доминирование не природных, а экономических аксиом.
Поэтому нами предлагается введение новых целенаправленных специальностей в управлении, экономике и праве, как основных механизмах для переустройства общества в самых различных формах, начиная с научного обоснования создания парков сохранения осетровых например по Уралу и Дону в Азово-Каспийском регионе.
Отсутствие шифров новых специальностей для целей устойчивого развития в стране РФ не может быть причиной отказа в разработке новых образовательных программ и курсов, так как системный кризис в развитии цивилизации, который привел к широкомасштабной деградации природы, требует адекватного ответа и переустройства самого общества от национальных догм к общемировым целям и задачам 21 века.
Институт государства помер естественной смертью, выполнив свою историческую задачу выживания племен, на очереди бассейновые механизмы для Глобального Зеленого управления