О нашей духовной неустроенности

Мыслители Нашего Времени
Мы живет в многоликом обществе. За тысячелетнюю историю достигнуты огромные и впечатляющие успехи в области  материальной культуры. А вот в сфере нашего духовного развития успехи человечества воистину скромные. До сих пор человеческие души не  излечились от жестокости не только к братьям нашим меньшим - животным, не только к окружающей нас природе, но и к собратьям нашим - людям. До сих пор наши бедные души, как в пещере Платона, мечутся в поисках своего человеческого счастья, а в итоге так и  уходят из этого земного мира, не поняв ни замысла своего прихода в него, ни как им следовало бы жить и развиваться, ни почему мир такой жестокий и неуютный для человеческого существования.
А причина всех наших бед одна. Еще на воротах Дельфийского храма в древней Греции высекли надпись: "Познай самого себя". Именно этой мудрости нас и учил великий древнегреческий мыслитель Сократ. А, познав самого себя, человек мог бы стать мерой всех вещей, как замыслил другой древнегреческий мыслитель Протагор. И тогда мы преодолели бы растлевающий наши души культ денег и вещей и платили бы за все материальные блага не деньгами и материальными ценностями, а своими неисчислимыми талантами.
Но наше общество еще очень несовершенно и устроено именно на культе денег и вещей, что и отражено в нашей вульгарно-материалистической экономике, основанной на формуле деньги – товар - деньги. Даже высокие коммунистические идеалы не смогли избавиться от этого рокового недостатка. Хотя они и ставят на первое место, человека, хоть и говорят: "Все во имя человека, все во благо человека", но, тем не менее, основывают свой идеал на максимальном удовлетворении именно все возрастающих материальных потребностей человека, объявляя эти потребности первичными по сравнению с духовными. Но материальные потребности духовно неразвитых людей не могут отвечать высоким духовным идеалам и не могут быть первичными по отношению к этим идеалам, ибо только высочайшее духовное знание человека о себе и окружающем его мире может раскрыть суть истинно необходимых человеку материальных благ. Отсюда и идет растлевающие души людей слепая, без духовного понимания, по-гоня за идолами материального благополучия.
Деградация общества доходит до торговли людьми, особенно женщинами и детьми.
В наше время изменились отношения между людьми и в семье, где деньги стали определять отношения между ее членами.
Растет расслоение общества и пропасть между сверхбогатыми и нищими, духовно не защищенными остальными гражданами, которых подавляющее большинство, пополняющими резервную армию скрытых и явных безработных, пенсионеров и инвалидов.
Нынешний же рыночный беспредел вообще предал забвению коренные основополагающие духовные ценности и возвысил такие сугубо материальные понятия как конкуренция, прибыль, спрос и предложение, забыв о том, что конкуренция духовно неразвитых личностей не дает им ни времени, ни равных условий, ни минимальных благ для хотя бы выживания в условиях жесточайшего рыночного отбора наиболее изворотливых, предприимчивых адаптабельных людей.
Единственный выход из этого положения - радикально пересмотреть арсенал общественных ценностей и понять, что высшая ценность и мера всех других материальных ценностей является человек. Что максимальную прибыль общества даёт не оптимизация конкуренции, спроса и предложения, а опознание, раскрытие и общественно-полезная реализация основных, ключевых способностей каждого человека, что современный человек не имеет возможности дать эту прибыль обществу, ибо не познал самого себя, а общество, вследствие своей неправильной организации, не смогло воспользоваться этой воистину неисчерпаемой прибылью.
Таким образом, политика - это концентрированное выражение экономики, а экономика - это концентрированное выражение человеческих способностей. Так современная экономика демонстрирует вопиющее неумение общества использовать человека по его прямому назначению, там, где применение его основных, ключевых способностей наиболее выгодно.
Но подобная нереализованность человека по его прямому назначению опасна не только для экономики, но и ломает, калечит человеческую психику, ведет к падению нравов. И тогда вместо того, чтобы использовать человека как мерило всех общественных отношений, таким мерилом объявляют деньги, материальные блага. Подобная, порожденная невежеством, идея второстепенности человека на деле оборачивается падением практически до нуля его рыночной цены.
Особенно остро это проявляется в отношении к социально незащищенным группам населения: старикам, детям, инвалидам, и лицам, по каким-то причинам, лишенным работы и средств к существованию.
Каково у нас отношение к старикам, пережившим войну, потерявших близких, лишившихся в годы войны всего имущества, поднявших страну из разрухи и получивших жилье лишь через 20-30 лет после окончания войны? Особенно тяжело тем из них, кто живут одни. Их игнорируют некоторые работники госструктур (ЖКХ, участковые, нотариат, медицинские службы) не без помощи криминала. Если же у одинокого пенсионера даже госквартира, то при ее высвобождении, т.е. смерти владельца, она отходит государству и предоставляется в первую очередь работникам вышеуказанных организаций. Тут же работают черные риэлторы и представители криминальных структур. Существуют разные способы устранения людей: помещения их в психушку с  диагнозом вяло текущая шизофрения или спаивания для получения подписей об отказе, продаже или обмене жилья, а в крайнем случае и их физического устранения. На их домашние телефоны подключаются дополнительные абоненты, которые делают невозможным пожилому человеку поддерживать связь с внешним миром. В отдельных случаях пенсионеру приходится оплачивать телефонные расходы этих лиц и еще получать от них угрозы в свой адрес. Фактически те лица, которые должны напрямую, в силу своих должностных обязанностей способствовать созданию комфорта и уюта и обеспечению роста продолжительности жизни за это получают заработную плату от государства, в силу своей коррумпированности, совершают уголовные преступления, способствуя преждевременному уходу пенсионеров из жизни. Пенсионеры терпят унижение и в общественном транспорте, магазинах и во всех других общественных местах.
Инвалиды детства и сироты тоже испытывают нездоровое отношение к себе. Это люди совершенно бесправные, подвергаются унижению медперсонала тех учреждений, где они находятся, милиции, подвергаются физическому воздействию своих ровесников.
Вещизм стал главным мерилом нашей жизни и даже из-за нечаянно поцарапанной маленьким ребенком детали автомобили, хозяин готов убить его... Все преждевременные уходы из жизни списываются на сердечную недостаточность или другие при-чины, где, в конце концов "виноват сам усопший". А государство, ответственные организации и религиозные конфессии стыдливо замалчивают происходящее, не думая о том, что подобное лукавство приведет к тому, что с ними поступят аналогичным образом.
Нет у многих людей сострадания, сопереживания, сочувствия понимания.
На ауру города негативно влияет наше бескультурье и бытовая жестокость, когда дети, с молчаливого одобрения родителей,  рвут в общественных местах цветы, хулиганы ломают общественные телефоны, пишут нецензурные выражения и гадят в лифтах и подъездах домов. Мат и грубость в отношениях между людьми  уже никого не удивляют. Ненормативная лексика проникает постепенно и в печатную продукцию.
Нередко в общественных местах в транспорте не уступают место инвалидам и лицам преклонного возраста. Стало модой, когда в транспорте два места занимают отец и мать, а на третье место сажают маленького ребенка, на глазах у еле стоящего немощного человека.
Вредны и опасны не только для своего здоровья курильщики мужчины и особенно молодые девушки, будущие матери, но и для тех людей, возраст и здоровье которых не позволяет им переносить даже запах табачного дыма. Они подвергаются смертельному риску в общественных местах, где их обкуривают бессердечные курильщики, на которые, несмотря на многочисленные предупреждения законодательных и исполнительных органов и Минздрава о необходимости внимательного и чуткого от-ношения к пожилым людям в нашей жизни до сих пор имеют место факты безразличия, бездушия, а в отдельных случаях и грубости по отношению к данной категории людей.
В последние годы стали красивей наши города, села и это является обнадеживающим сигналом, чтобы  произошли  благоприятные изменения в наших душах и сердцах. И да поможет нам Бог привести к гармонии их!
                Исаак Гуревич, Лев Полыковский (г. Витебск)