Открытый урок 11. Свечи пригодятся

Евгений Садков
 Воздушный шар нес их в неизвестность. Карбол спал на коленях Димы. Володя всматривался вдаль, в надежде отыскать взглядом желанную землю. Снежанна Денисовна ещё раз перечитывала занесённый мимо пролетавшей уткой кусочек старой газеты.

 -Да, ребята,-подвела она итог изучения небольшой заметки,- и наше приземление будет проблематичным.

 Друзья удивленно посмотрели на учительницу. Она никогда не пасовала перед трудностями. Всегда была вместе с ними. В самые опасные моменты. Неужели строки из обрывка газеты так изменили её. Видя озабоченность своих друзей, учительница сжала кулаки и твёрдо сказала:

 -Всё нормально, друзья. Но нам предстоит научиться делать самодельные свечи. Как делали их наши колонисты на острове Линкольна.

 -Отлично, -вдохновленный такой привычной решительностью старшего друга Володя и сам улыбнулся,-Но с какой целью, коллега?

 -Пригодится,-уклонилась от прямого ответа Снежанна Денисовна,-В нашей жизни и не то может понадобится.

 Друзья с увлечением стали обсуждать способ изготовления столь важного в  перспективе предмета. Сайрес Смит предложил довольно простой вариант. Омыления жира дюгоня раствором извести. Саму известь изготовить не проблема, если есть под рукой мел. При термическом разложении получается оксид кальция или негашёная известь и оксид углерода четырехвалентного, иначе-углекислый газ:

         CaCO3-->CaO + CO2|

 При взаимодействии с водой оксид кальция образует гидроксид или гашёную известь:

          CaO + H2O--> Ca(OH)2

 Этим раствором и омыливается жир-сложный эфир глицерина и жирных кислот. Кальций связал эти жирные кислоты, образовав с ними известковое мыло. Кстати, если вода жёсткая , то и из простого мыла образуется подобное вещество. Оно осаждается на стенках ванн и вызывает чувство стянутости кожи.

 -Я бы сейчас, -мечтательно протянул Володя, потирая грязные руки, -и таким помыться.

 -Только не в морской воде,-предупредила Снежанна Денисовна,-израсходуется почём зря. И образует только то самое известковое мыло. Которое, кстати, используется в отделочных работах.

 После получения известкового мыла его обрабатывают уже известной нам серной кислотой, связывающей кальций и освобождающей от него жирные кислоты. Пальмитиновую( С15Н31СООН), стеариновую(С17Н35СООН) и олеиновую(С17Н33СООН). Кстати, побочный продукт, сульфат кальция или гипс, тоже очень важный компонент как в природных процессах, так и в умелых руках. Особенно хирургов. НО отвлеклись и вернёмся к нашим...кислотам.

Олеиновая кислота, как непредельная , то есть имеющая в своей структуре двойную связь, была отжата давлением. Из двух остальных наши друзья и изготовили свечи для освещения Гранитного дворца. Они обмакивали растительные волокна в полученную расплавленную массу и имели вполне сносный источник света.

 -Ну, а нам-то, нам зачем?- спросил Дима.-У нас в школах электричество.

 Вместо ответа учительница протянула занесеный случайно пролетавшей уткой кусок газеты. Друзья наклонились над ним.

 "...глава ведомства Алексей Кудрин...заместитель...Татьяна Нестеренко..реформа века...поставит под удар всю социалку..."

 -А какое отношение имеют они к нам?-спросил Володя.

 -Думаю, самое прямое. Они сокращают не свои аппараты, а самые низовые звенья. Укрупняют школы, переводят их на самообеспечение.  Оставшимся после сокращения коллективам нужно будет думать не об уроках, а как заработать деньги. И сэкономить собственные расходы. В том числе и электроэнергии. Так , что , глядишь, и наши свечи пригодятся. А может и лучины.

 -Ну, уж до этого не дойдём, -с надеждой произнёс Дима, -с нашими-то знаниями. И с вашими открытыми уроками. Они-то останутся бесплатными?

 Он испытующе посмотрел на учительницу. Снежанна Денисовна прижала детей к себе.

 -А ты сомневался? А вот насчет других учителей не уверена.

 Воздушный шар нёс друзей в неизвестность. Впрочем, как и всю школьную систему...