Письма из Тулы. Письмо первое

Яков Шафран
      Приветствую тебя, мой дорогой друг!
      Как ты знаешь, я выбрал тему диссертации – «Город Тула – щит России в веках». И уже вижу, как ты, недовольно поморщившись и насмешливо улыбнувшись, откладываешь моё письмо в сторону. Я понимаю, что тебя совсем не интересуют мои исторические исследования, так как ты человек совсем другого плана. Ты у меня великолепная художница.
      Я устроился в хорошей гостинице недалеко от архива и областной научной библиотеки, где мне придётся много заниматься с материалами по теме диссертации. И поскольку тема очень глубокая и обширная, а я, как ты знаешь, плохо ничего делать не могу, прожить в этом городе мне придётся долго. Поэтому я решил регулярно писать тебе письма. Ты ведь любишь получать их, правда? Обещаю, что не буду много грузить тебя исторической информацией. Постараюсь лишь сообщать тебе наиболее яркие моменты из прошлой жизни Тулы, которые могут быть тебе интересны как художнику, человеку с воображением. Тем более что ты последнее время часто задумывалась о написании картин на русские исторические темы. А здесь, судя уже по первым материалам, есть много интересного и необычного.
      Вот, например, тебе будет интересно узнать, что Тульская крепость была основана Великим Князем Василием Иоанновичем. Вначале она была построена из дуба. Затем по примеру московского кремля, Василий III повелел заложить каменную крепость, кремль. Возникший вокруг неё город имел даже собственного князя. Это говорит о значении, которое придавал Туле Великий Князь. И это не случайно, так как город стоял на границе степи и был  в ту пору проходом в страну татар. Интересно, правда?
      И вот ещё что. Ты ведь любишь металлические украшения и всякие замысловатые штучки из металла. Я всегда любуюсь твоими коллекциями, когда бываю у тебя. А знаешь ли ты, что металлургическое дело в России возникло в Туле? До этого немецкие франки привозили сюда железо из своей земли. Однажды франки, задавшись целью, открыли железное месторождение здесь под Тулою и по разрешению Василия Иоанновича стали добывать руду. Потом они построили плавильные печи и начали отливать тут же пушки, ядра и другие металлические предметы. Вскоре всё железное в Москве – ворота, двери, предметы быта и другие изделия были из Тулы. Кроме этого им разрешили торговать железом и изделиями из него с Европой, и они везли всё это в Архангельск, так как это было дешевле, чем изготавливать в Европе.
      Тебе также будет интересно узнать два факта. Во-первых, когда Иван Грозный шёл брать Казань, Тула была осаждена татарами, но они были разбиты. И, во-вторых, Лжедмитрий (Гришка Отрепьев), когда шёл на Москву, взял Тулу. Но был окружён, и его с войском удалось «выкурить» только путём затопления Упы,  реки, протекающей через город.
      Вот бы тебе, дорогая, написать несколько картин по этим эпизодам. Мне кажется, у тебя получится!
      Ты знаешь, Тула – город с богатым прошлым и я, наверное, диссертацией не ограничусь. Думаю начать  цикл романов на темы тульской истории. Поэтому  живописных фактов, вдохновляющих тебя на написание картин, будет предостаточно, и искать тебе их не придётся. Материалы ты легко найдёшь в Государственной библиотеке, тем более что я буду сообщать тебе конкретные эпизоды и по сути и по времени, когда всё это происходило.
      В заключение хочу сообщить тебе, что пригороды Тулы всегда были красивы и обильно наполнены соловьями, и пели они по всеобщему преданию лучше, чем где бы то ни было. Как сейчас – не знаю, чтобы что-то утверждать нужно провести сравнительный анализ… Но замолкаю, замолкаю, ибо уже вижу, как ты начинаешь зевать при таких моих словах. Единственное, что хочу сказать, отдохнуть где-то за городом пока не удалось, хотя стоит прекрасная погода. С одной стороны нет времени, а с другой для этого нужно подружиться с кем-либо из туляков. Гулял один раз в парке, великолепный парк, больше таких нигде не видел.
    
      На этом заканчиваю. Целую! И до следующего письма!

      P.S. Если хочешь, вот источники:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wik
2. М.В.Майоров «История Тульского края в воспоминаниях и документах»

     Звонить тоже буду, само собой. Только по телефону так обо всём не расскажешь, как в письме. Да и у тебя всё на бумаге, не нужно будет записывать.


      28 апреля 2010 г.

      © Яков Шафран