Разно плановость

Владимир Добровольский
Стремление к лидерству заложено в человеке природой. И это нормально. Так действует естественный отбор. Кто успешней, сильней, продвинутей, у того больше шансов выжить и продлить свой род. Цивилизация, несмотря на свои плюсы, принесла и минусы. Больше шансов выжить не у того, кто физически здоровей, а кто умней, хитрей, изворотливей. Потому и рождается на свет столько людей с отклонениями, как физическими, так и психическими. Каждый человек хочет быть не похожим на других. Чтобы сохранить свою индивидуальность и быть «первым» хоть в чем-нибудь, человек ищет свою «изюминку» и пытается в ней преуспеть. Еще в детстве формируется разделение реальности на «надо» и «не надо»…. Сосед играет на скрипке и может стать знаменитым музыкантом. А это слава, деньги, почет, уважение. А если мне попробовать так же, как он, обучиться игре на скрипке? Нет, не получится. Во-первых, у него в этом отношении дар. И скрипка у него есть. И музыкальный слух лучше, чем у меня. И вместо свободы и беспрепятственного гуляния на улице, я вынужден буду каждодневно мучить себя игрой на скрипке, да учить эти ненавистные ноты. В школе учиться не хочется, а тут еще скрипка. Ненавижу скрипку и всего, что с ней связано. И соседа, который может стать успешным, тоже ненавижу. Со скрипкой мне не выделиться, поэтому отметаю этот вариант раз и навсегда. Забудь про скрипку. А как же…. Вдруг когда-нибудь захочется обучиться игре на ней? Никогда. Все, вычеркнул, забыл. Надо найти что-то такое, от чего всем стало бы завидно, и все бы обо мне заговорили….. Там пробую свои силы, здесь. Где-то что-то получается, что-то не получается, но обойти всех не удается, поэтому буду продолжать искать, а все лишнее безжалостно отсекать, чтобы не мешало искать то, что мне нужно. Вроде, нашел, теперь направлю все силы на достижение желаемого…. И что тут такого? Во всем мире люди живут примерно по такому сценарию…. Я открыл свое дело, успешно развиваю его. Но откуда берутся нервные срывы, депрессии? И у меня нет раскованности, потому что постоянно давит страх потерять то, что обрел с таким трудом. Я не замечаю этого, а он давит. Принуждает меня крутиться, вертеться, все время быть в тонусе, иначе наступит катастрофа. Боже, да я живу в обыкновенном сдвиговом ритме, который подпитывает страх. Дом – работа, работа – дом. Такой ритм мне нравится, но он ставит меня в зависимость от него, сродни наркотической. Односторонняя направленность на что-либо всегда будет сопровождаться нервными срывами, поскольку раздражения не разряжаются в полной мере, а накапливаются, и это сопровождается принудительным торможением - через срывы. Мало того, односторонняя направленность интересов истощает нервную систему и весь организм. После срывов наступает некоторое облегчение, но потом все возвращается на круги своя, из-за устойчивости ритма. Тормоза сорваны, критический анализ не работает – ведь я отмел все сомнения в правильности выбора, поэтому так и буду гнать по колее, до очередного срыва, принудительно тормозящего перевозбуждение. Особенно подвержены нервным срывам люди экстремальных профессий, где сама профессия подразумевает подавление страха. Например, милиционеры. Они все время нацелены на схватку с потенциальным преступником, для чего им приходится подавлять страх и усиливать агрессию. Они заряжены на нее. Когда критическая масса страха превысит свой допустимый уровень, произойдет нервный срыв, который может привести к трагедии. Милиционеров не учат разгружаться, чтобы снять накапливающийся стресс по той причине, что не знают, как это делать. И это касается не только милиционеров, но и летчиков, альпинистов, спасателей, пожарников и пр. Попробуем ответить на этот вопрос. Чтобы срывы свести к минимуму, необходимо устранить причину, их вызывающую – сдвиговую направленность мышления. Мышление должно быть не сдвиговым, а разноплановым, равновесным. Что это значит и как этого добиться? Одной моралью дело не решить. Надо постараться свести бытовые и материальные проблемы у тех же милиционеров к минимуму. Если милиционеру негде жить, и денег едва хватает на то, чтобы сводить концы с концами, он будет постоянно находиться в стрессовой ситуации.  Подавление этих проблем только потому, что «они к работе не относятся» будет вести к нервным срывам. А когда основные бытовые проблемы решены, можно заняться более качественной духовной подготовкой. В чем она заключена? Не в накачивании на агрессию, как противовес страху, а в доброжелательном отношении к людям, и даже к преступникам. Не «ногами его по ребрам», чтобы снять напряжение от пережитого страха при задержании, а заключение под стражу. Пусть суд решает, какую меру наказания применить. Задача милиционера задержать преступника и препроводить его в соответствующее место, а не затевать  ним разборку «по понятиям».  Более доброжелательная милиция будет получать поддержку со стороны населения, и в меньшей степени будет страдать от уголовников, потому что ее действия станут более продуманными и менее агрессивным…. Милиционеров надо приучать к посещению театров, спортивных мероприятий и пр., чтобы они не жили в однообразном милицейском ритме. Как уйти от сдвиговой направленности мышления? Надо стремиться сделать психику уравновешенной, и не разделять реальность на «надо» и «не надо». Любое подавление чего бы то ни было, создает сдвиг, который, в свою очередь, становится аккумулятором раздражений, приводящих к нервным срывам. Не отрицай я возможность обучения игры на скрипке, не создал бы в голове задержки, блока, который не позволил в будущем по достоинству оценить этот прекрасный музыкальный инструмент и звучащую из него музыку. И дело даже не в этой потере. Образовавшийся запрет лишил мысль должной подвижности, и я многое потерял в восприятии, чувствовании мира. Если брать практическую сторону, то это снизило мои возможности по части выживания, поскольку возможности разума решать практические задачи, уменьшились. Если бизнес мой рухнет, то именно такие задержки будут препятствовать мне, быстро приспосабливаться к новым условиям и находит новые варианты решения возникающих задач. А ведь таких подавлений по жизни было бесчисленное множество. Это насколько я обокрал себя. К счастью, любые поломки в психике поддаются исправлению. Лучше всего с подобной задачей справляется глубокий сон и отдых. И ничего специально делать не надо, просто как следует отдохнуть и восстановиться. Как только равновесие придет в норму и заработает механизм саморегуляции, сдвиговая накачка страхом потеряет свои доминирующие позиции, и реальность начнет восприниматься правильно, без искажений.