Картина времени

Александр Фарион
   Андрей Перетынайко, ученик 7-Б класса, вернулся домой хмурый и невеселый. Бабушка пекла пироги, но даже эта «вкусная» новость его не обрадовала. Он вошел в свою комнату и задумался: «Сочинение по русской литературе я еще понимаю. Но по языку – увольте!»
   А дело в том, что накануне учитель русского языка Кирилл Сергеевич задал написать сочинение по картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». «Сиди - не сиди, а писать придется», - с грустью подумал Андрей. Ведь сегодня в пять часов вечера их класс собирается посетить художественный музей. «Бабушка ни за что не пустит, если я не выучу все уроки», - сделал вывод наш герой и открыл учебник на заданной странице. Картина Ильи Репина не произвела на парня никакого впечатления: «Лучше бы нам рисовать задали!». Школьник взял карандаш и начал дорисовывать, как ему показалось, необходимые детали на картине. Одному запорожцу – самому большому и, видимо, сильному, одетому в красную рубаху и такого же цвета чекмень, ухватившемуся за бока от смеха, Андрей пририсовал бороду, как у настоящего пирата! Другому, который так же весело и задорно смеялся, указывая пальцем куда-то вдаль (Наверное, он предлагал именно туда послать письмо, а, может, и самого турецкого султана), - повязку на глаз, как у Кутузова. Третьему – писарю дорисовал очки, чтобы лучше видел. Кому – рожки, а повернутому к зрителю спиной в белом башлыке запорожцу – хвост! Каждый казак получил «обновку» из рук «юного художника».
    Но вот часы пробили половину пятого, и Андрей, бросив карандаш, тихо проскочил через кухню, где вкусно пахли пироги, успев прихватить с собой пару самых горячих, и, чтобы бабушка не заметила, выскочил на улицу.
    Возле музея уже собрался весь класс, все ждали Кирилла Сергеевича. Наконец он пришел, и все вошли в здание музея. Встретила их женщина-экскурсовод, предложила сдать верхнюю одежду в гардероб, напомнила ребятам, что в музее ведут себя тихо, руками картины не трогают, и повела школьников в первый зал.
   Андрей, несмотря на то, что очень хотел посетить  музей, не стал слушать экскурсовода, а, в отличие от других ребят, принялся носиться по залам как угорелый, перебегая от одной картины  к другой. И совсем для себя неожиданно он споткнулся и упал. Но, когда начал вставать, почувствовал, что сидит не на холодном полу в здании музея, а на теплой, мягкой траве. Над ним светит солнце и поют птицы, а вокруг стоит гул и громкий смех. Андрей вскочил как ошпаренный, и почувствовал себя лилипутом в стране великанов: такими большими, широкоплечими и сильными показались ему окружавшие его люди. И вдруг его ноги перестали чувствовать землю, и он полетел над головами этих странно одетых людей. «Может, это народный ансамбль песни и пляски? - промелькнуло у него в голове, -  Шаровары, рубахи, шапки-кубанки, сабли и луки. И куда меня несет?» Андрей обернулся и увидел, что его вовсе не несет, а несут – сильные крепкие руки одного из мужчин. Вот Андрея опустили на землю, вернее, на стол, на котором только сейчас окончили писать важный документ.
- Здоров, хлопчина!- поприветствовал Андрея один из казаков, видимо, сам атаман Серко. (Только сейчас Андрей начал понимать, что эти люди очень похожи на тех, с картины про запорожцев).
- Это вы здоровые и сильные, а я маленький и слабый, - подумал он, но вслух сказал: «Здравствуйте».
- Якого ж ты роду? Як зваты?
- Я - Андрей Перетынайко, - чуть слышно сказал он, всегда стыдясь своей фамилии, за которую его дразнили.
- Перетынайко! Гарное призвыще! Славный казак!
- Я - не казак, я – школьник!
- Будэшь казаком!
И запорожцы захотели во что бы то ни стало сделать из этого «школьника» настоящего казака. Собрав раду, они решили научить Андрея всем тонкостям военного искусства. Каждого казака с детства обучали верховой езде, владению саблей и пикой, меткой стрельбе из ружья и лука, умению набрасывать аркан...
   Андрей быстро учился, схватывая все на лету. (Вот где пригодились часовые просиживания у телевизора, ведь все это Андрей тысячу раз видел в художественных фильмах!).
   Андрей стал жить настоящей казацкой жизнью: ел кашу из ковша, рыбу и мясо, занимался охотой и пчеловодством; вместе со старшими товарищами ходил в поход; не раз был избираем походным атаманом; нападая на возвращающихся из набега татар, отбивал русских пленных…
   О такой жизни каждый мальчишка мечтает, но все время, даже в самом суровом бою, три вещи не давали ему покоя. Первая – это беспокойство о бабушке. Что с ней случилось, когда она узнала, что внук пропал? Вторая – он хотел узнать тайну, как он проник в прошлое сквозь картину! И третья – то, что он так бесстыдно поступил со своими побратимами, разрисовав их на картине.               
   Однажды казак Андрей, пришпорив коня, поскакал в «чисто поле» на разведку: проследить за передвижением отрядов кочевников-степняков, чтобы по конским следам определить численность врага. Вдруг он ощутил сильное чувство голода, опустил руку в карман и обнаружил там два мягких, еще теплых пирога. Андрей слез с коня, поднес пирожок к лицу и уловил его свежий запах, а потом услышал голос любимой бабушки: «Заучился, внучок. Времени уже много, не успеешь в музей. Андрюшенька, бери пирожки и беги!»
   Мальчик открыл глаза и увидел, что сидит в своей комнате, перед ним лежит учебник и открыта страница, на которой изображена картина «Запорожцы…» «Неужели все приснилось?» - с грустью подумал Андрей. Но прежде, чем выйти из комнаты, он старательно вытер ластиком все свое «художество» в учебнике и с чистой совестью побежал в музей.
   Возле музея уже собрался весь класс, и ждали только его. Во время экскурсии в одном из залов дети увидели знакомую картину Ильи Репина. Ребята обрадовались, узнав ее, и только Андрей заметил, что сам атаман Серко взглянул на него и улыбнулся, как старому знакомому.
   Теперь Андрей точно знал, что все было наяву, и сочинение у него получится.