Для тех, кто размышляет 11... Татиана Светлая

Школа Света
Татиана Светлая

Об искусителях

         Как в Библии так и в Коране, говорится об искусителях, через которых Бог испытывает своих верующих, предупреждая их: «Пусть Сатана не совращает вас, потому что он вам – явный враг» (Сура 43:62). Одна из основ учения Корана это существование шайтана. В словаре, слово «шайтан» означает вдали от истины и милости, а также отклонение от истины и правоты, однако согласно терминологии это выражение относиться к Иблису, его потомству и помощникам, а также любому мятежному, непокорному и высокомерному существу. Слово «шайтан» в Коране употребляется 70 раз в единственном числе и 18 раз во множественном [Шайтан и его предназначение (Абу Али) / Центр исламских исследований //  Электронный ресурс: http://www.islamology.ru/].

       Согласно Корану, шайтан произошёл из джинов: «Когда мы сказали ангелам: преклонитесь пред Адамом. Они все преклонились, кроме Иблиса, одного из джинов. Он воспротивился повелению Господа своего…» (Сура 18:50). В другом же месте Корана, говорится: «Он создал духов (джиннов)  из чистого огня» (Сура 55:15) Когда Иблис не повиновался, он основывался на следующем: «Бог сказал: что помешало тебе преклониться, когда Я повелел тебе это? Иблис отвечал: я лучше его, Ты создал меня из огня, а его создал из праха» (Сура 7:12). Это было одно из его величайших заблуждений Иблиса. Хотя вполне вероятно, что он и не  заблуждался, а намеренно солгал, движимый высокомерием и самомнением. Но преимущество Адама состояло не в том, что он был сотворен из глины. Его главное достоинство составили дух человечности и ранг наместника Бога, которые были дарованы ему при сотворении.

           Из приведенных аятов ясно, что шайтан был джином, обладающим разумом, сообразительностью, гневом, вожделением и высокомерием, за что Господь сказал: «Выдь отсюда. … тебе не прилично здесь гордиться, выдь отсюда, ты будешь в числе презренных» (Сура 7:13). После чего Иблис взмолился: «Дай мне отсрочку, сказал Иблис,  до того дня, когда люди воскреснут. Бог сказал: даю тебе этот срок (Сура 7:13).

          Однако на этом инциденте история Иблиса не закончилась. Когда он обнаружил, что удален от престола Аллаха, то стал вести себя еще более строптиво и упрямо. Вместо того чтобы раскаяться и, обратившись к Аллаху, признать свою ошибку, он лишь попросил отсрочки до того дня, когда все будут воскрешены из мертвых. Затем Иблис сказал: «И так как Ты отринул меня, сказал Иблис, я буду подстерегать их на Твоем прямом пути. Потом я на них буду нападать спереди и сзади, справа и слева. Многие из них не будут Тебе благодарны (Сура 7:16)

         В одном из преданий приводятся слова Имама Бакира, который, комментируя четыре указанных направления, высказал очень глубокую мысль. Он сказал:  «Смысл слов «буду являться я к ним спереди» в том, что он будет показывать человеку, что мир, который ожидает его в будущем, примитивен и пуст. Смысл слов «являться сзади» заключается в том, что сатана будет призывать человека копить добро и наживать богатство и проявлять жадность при уплате  обязательного налога. Слова «являться справа» означают, что сатана намерен нарушать духовное равновесие человека, внушая ему сомнение и недоверие, а слова «являться слева» значат выставлять в привлекательном для человека свете плотские удовольствия и низменные желания» [Маджма‘ аль-баян, Тафсир аль-бурхан, предание 5. - том 4. – С.403].

         В ряде хадисов говорится о том, что, когда сатана поклялся, что устроит засаду, в которой будет подстерегать людей и являться им со всех четырех сторон, чтобы  сбивать их с прямого пути, ангелы, сочувствуя людям, сказали: «О Аллах! Как же человек сумеет спастись?» На что Господь ответил: «Перед ним будет два пути: вверх и вниз. Каждый раз, когда человек возденет руки горя в своей мольбе или припадет лицом к земле, Я прощу ему грехи за семьдесят лет» (Фахр Рази, Ат-Тафсир аль-кабир). Как только Адаму стало известно о происках Сатаны, он воззвал к Аллаху и Тот сказал ему, что у него нет причин для беспокойства, поскольку Он будет взыскивать за грех в однократном размере, а за доброе деяние – воздавать в десятикратном размере. Кроме того, у него всегда остается путь покаяния (Тафсир Нур ас-сакалейн). Далее в продолжение этой истории в Коране мы читаем: «Выдь отсюда, сказал Бог и удались с позором. Кто последует за тобою… Я наполню геенну всеми вами» (Сура 7:18). В этом аяте вновь повторяется повеление сатане покинуть почетное место вблизи от престола Божия. От предыдущего оно отличается лишь выражением еще большего презрения. Возможно, что это объясняется тем упорством, которое позже проявил сатана, когда упрямо заявил, что намерен подвергнуть человечество соблазнам, чем лишь усугубил свой прежний грех.

          Итак, Иблис является одним из созданий Аллаха, который, как и человек, имеет волю и рассудок. Он призывает людей к злу и побуждает их к совершению греховных деяний. До того как был сотворён человек, Иблис жил вместе с ангелами и ничем не превосходил их. После сотворение человека он был изгнан из рядов ангелов и вступил на путь зла и разврата. В итоге все отклонения от истины, бедствия, заблуждения,  которые возникли среди людей, были связаны с Иблисом.

         Иногда шайтаны действуют сообща, а порой в одиночку, они действуют мгновенно и быстро, иногда они совращают через посредника, а иногда без него. Бывают случаи,  когда они обольщают посредством поклонения и греха. Иблис и его армия скрыты от наших взоров. Они не могут нас принудить к чему-то, только через нашептывание они искушают людей. По этому поводу в Коране говориться: «И когда все будет кончено, Сатана скажет им: Бог дал вам истинное обещание; я дал тоже обещание, но я обманул вас. У меня над вами не было никакой власти. Я только призвал вас, и вы приняли зов мой. Не упрекайте меня, упрекайте самих себя; я не могу помочь вам, и вы тоже не можете дать мне помощи. Я не виноват, что вы меня равняли с Богом. Нечестивые заслужили тяжкое наказание!» (Сура 14:22).

           Рассмотрим, как переплетаются фрагменты Евангелия и Корана, повествующие об искусителях.
«Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от Диавола… и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лука 4:1-2;6-7).
«Он им делает обещания и внушает им желания, но Сатана делает им обещание, единственно чтобы обмануть» (Сура 4:120). 
«Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лука 4:8).
«Если к тебе приходит искушение от Сатаны, ищи прибежища у Бога, ибо Он слышит и знает все» (Сура 7:200).
«Потому что у него (Сатаны) нет власти над верующими и возлагающими упование свое на Господа. Он имеет власть над теми, которые удаляются от Бога и придают Ему в товарищи другие божества» (Сура 16:99-100). 
«И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лука 4:13).

        В Коране указывается, что «ни один из посланных Нами прежде тебя пророков не избег того, чтобы во время чтения Сатана не навлек на него ошибку. Но Бог уничтожает внушения Сатаны и восстанавливает истинный смысл стихов Своих. Бог всемогущ и премудр. Бог допускает это для того, чтобы внушения Сатаны служили испытанием тем, которых сердца больны или зачерствели…» (Сура 22:52-53) и «… если бы не милость Бога к вам и милосердие Его, никто бы из вас не остался невинен, но Бог делает невинными, кого хочет. Он слышит и знает все» (Сура 23:21). Подобное переплетение фрагментов Священных Писаний, не входя ни в какие противоречия, дополняет друг друга, делая повествование более доступным для понимания людей.

Продолжение следует ….

Седанкина Т.Е. Для тех, кто размышляет / Т.Е.Седанкина. - Казань: Изд-во «Отечество», 2010. — 216 с. ISBN- 978-5-9222-0322-7  [С.183-185].

Татиана Светлая http://www.stihi.ru/2010/05/02/1618