Об Ангелах в Священных Писаниях... Татиана Светлая

Школа Света
Татиана Светлая

Об Ангелах в Священных Писаниях

              В библии и Коране можно найти множество упоминаний об ангелах, однако далеко не все нам раскрыто о природе этих духовных существ. Время сотворения ангелов в Священных Писаниях не определяется, тем не менее, из некоторых библейский и коранических текстов можно сделать вывод, что они были созданы до сотворения человека: «Когда Бог сказал ангелам: Я поставлю на земле наместника, - они отвечали: разве ты поставишь на ней такое существо, которое будет там производить смуты и проливать кровь, тогда как мы будем славословить и святить?...» (Сура 2:30).

             Ни в Библии, ни в Коране нет упоминаний о происхождении ангелов, но имеются достоверные хадисы, которые повествуют о сущности субстанции, из которой они сотворены. Согласно высказыванию Пророка, переданному Айшей: «Ангелы сотворены из света, джинны сотворены из огня и Адам сотворен из того, что упоминалось вам». Хотя ангелы сотворены из света, нельзя сказать, что они проявляются в виде света, как предполагают некоторые. Потому что они не были описаны так ни в Коране, ни в Сунне. В своем естественном состоянии они - невидимы для человеческого глаза. Ангел Гавриил (в мусульманской традиции - Джибриль) приносил откровение Пророку, в то время когда он находился вместе со сподвижниками, и никто из них не видел Гавриила.  Абу Саляма передал, что Айша сказала:  «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «О, Айша! Здесь Джибриль приветствует тебя миром». Я сказала: «И ему мир и милость Аллаха. Потому что ты видишь то, что я не вижу».

            Согласно аятам Корана и хадисам, в определенных ситуациях ангелы могут принимать форму человека. Например, существует описание того, как Гавриил пришел сообщить Марии о предстоящей беременности: «Вспомни в этой книге о Марии… Мы послали к ней дух Наш. Он ей явился в совершенно человеческом образе…» (Сура 19:16). Также передано в достоверных повествованиях от Пророка, что Гавриил посещал его в различных человеческих обличиях. Иногда сподвижники Пророка были свидетелями как Гавриил приходил к Пророку в образе красивого сподвижника по имени Духйа ибн Халифа Аль-Кальби, а иногда в образе неизвестного бедуина. «Несмотря на то, что ангелы могут принимать образ человека, они не мужчины и не женщины. «Разве Мы создали ангелов женского пола?...» (Сура 37:150).

            На основании следующего коранического описания Гавриила можно утверждать, что ангелы сотворены в прекрасном виде: «…Боже, это – не человек, таким только может быть прелестный ангел» (Сура 12:31), обладают огромной силой: «Его научил (Мухаммеда) страшной силою. Полной мощи (научивши его) успокоился, поднявшись на высшую точку горизонта (Сура 53:5-7). О мощи и устрашающей силе ангелов можно прочитать в книге пророка Иезекииля.

            Природа ангелов в Библии почти не обсуждается, указывается лишь на то, что они – духи, не имеющие плоти и костей: «ибо дух плоти и костей не имеет…» (Лук.24:39). В соответствии со священными текстами, ангелы по своей сущности - не подобны Богу, так как  знания их ограничены, они не знают всего, что известно Богу: «…Я знаю то, отвечал Бог (ангелам), чего вы не знаете» (Сура 2:30); «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой» (Матфея 24:36). Тем не менее, очевидно то, что они владеют более обширными познаниями, чем люди.

            В своем нормальном состоянии, ангелы не подобны человеку с парой крыльев, как они изображаются в греко-римской традиции и произведениях искусства. Ангелы - огромны по размерам и обладают числом крыльев от двух до нескольких сотен: «хвала Богу, создателю небес и земли, который посылает вестниками ангелов двукрылых, трехкрылых и четырехкрылых. Он добавляет творение, как хочет; Бог всемогущ» (Сура 35:1). В Библии приводится описание серафимов: «…у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Исаия 6:2). Крылья ангелов не похожи ни на крылья птиц, ни на крылья ветряных мельниц. Их крылья соответствуют их мощи, а сила и величина ангелов зависят от того, для чего они предназначены, и крылья их соответствуют этому назначению. Абдулла ибн Мас"уд сообщает, что Пророк видел Джибриля в его естественном виде, в котором он имел 600 крыльев, каждое из которых заполняло горизонт. И с крыльев падали разноцветные капли подобные жемчугу и кораллу. «Я видел его, нисходящим с небес и его огромная фигура заполняла пространство между небом и землей». Джабир ибн Абдулла сообщил, что Пророк сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из носителей Трона. Расстояние между его локтем и плечом - (птица пролетит за) семьсот лет».

          Апостол Павел в Послании к Колоссянам, указывая на разнообразие существ, которых мы обычно называем общим понятием «ангелы», подчеркивает, что все они сотворены Богом и служат Ему. Для Библии принципиально важно, что все ангелы – тварные существа, созданные Богом в рамках Его замысла о мире. Таким образом, существует несколько классов ангелов, каждый из которых выполняет свою задачу. Всего Библия упоминает девять разных типов тварных духов: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все им и для Него создано» (Кол.1:16). О библейских ангелах достаточно подробно описано в книге О.М.Айванхова «От человека к Богу. Сиферот и ангельские иерархии». «Серафимы, называемые по-древнееврейски Хойот хаКодеш, что означает «священные животные», описание которых дается в начале книги пророка Иезекииля, схожее с теми, что встречаются в откровении святого Иоанна Богослова (Откровение 4:2,6-9). Херувимы, по-древнееврейски Офаним, что означает «колеса». Пророк Иезекииль, описывая свое видение, говорит о колесах, ободья которых «высоки и страшны, которые двигаются перед священными Животными» (Иез. 1:18-20). Престолы, по-древнееврейски Аралим – львы. К присутствию Священных Животных, Серафимов, святой Иоанн в тексте Откровения добавляет присутствие Престолов (Откр. 4:4;11:17-18). Господства, по-древнееврейски Хашмалим, означает «Сияющие»; Власти по-древнееврейски Серафим – «пламенные»; Силы по-древнееврейски Малахим - «Цари»; Начала по-древнееврейски Элохим  - «Боги»; Архангелы – Бней Элохим – «сыны Божии» и Ангелы – Керубим «Сильные» [Айванхов О.М. От человека к Богу. Сиферот и ангельские иерархии / О.М.Айванхов // Сборник сочинений  Извор №236. - М.: Издательство ПРОСВЕТА, 2002. – 161с.].

           Однако целиком «список» подобного рода нигде не приводится. Особые формы служения приводятся лишь для некоторых чинов небесных сил. Так, херувимы и серафимы предстоят престолу Вседержителя «Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» вся земля полна славы Его!» (Исаия 6:2-4); также в небесном богослужении принимают участие ангелы «И видел я, и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр.5:11-13).

            Подтверждение существования иерархии у ангелов мы находим в Коране, где ангелы говорят: «Всякий из нас имеет определенное место. Мы становимся в ряды и славословим Его» (Сура 37:164-166). В 587 хадисе приводится более подробное описание различного местоположения ангелов: «Среди ангелов есть те, которые с момента их сотворения находятся в состоянии поясного поклона. Есть и те, которые пребывают в состоянии земного поклона. И единственное когда они выпрямят свои спины - это День Суда. Но в тот день с их уст будут сходить лишь слова: «О, Аллах, Ты Свят. Мы восхваляем Тебя. Мы не поклонялись Тебе должным поклонением. Мы не поклонялись Тебе в соответствии с Твоим величием и могуществом» [Ас-Самарканди Н. Танбих аль-гафилин (Пробуждение беспечных) / Н.Ас-Самарканди. - Египет: Аль-Иман, 1994. - 304с.].

           Часть ангелов, называемых «Мукаррабун», находится в постоянном поклонении Всевышнему, имя которого не сходит с их уст. О них сказано в Коране «Свод небес едва не разверзается, ангелы славословят Его и просят помилования за тех, кто на земле…» (42:5). Ангелы, именуемые «Кирамен Катибин» ведут постоянный счёт земным делам людей и скрупулёзно записывают в персональную книгу жизни деяния каждого человека. «Когда два ангела, назначенные собирать слова человека, начинают собирать их, один садится по правую его сторону, другой – по левую. Он не произносит ни одного слова, без того, чтобы не было подле него наблюдателя, быстро отмечающего» (Сура 50:17-18). Вот как комментирует этот аят Д.Н.Богуславский: «По мусульманскому поверью, ангел, записывающий добрые дела, следит за тем, который записывает злые дела. Как только человек сделал доброе дело, оно сейчас же вносится в список, если же человек согрешит, то правый ангел приказывает находящемуся под его ведением левому ангелу подождать семь часов, в том предположении, что грешник, может быть еще раскается».

          Другие ангелы «Хафаза» исполняют роль защитников людей. Господь дает им следующее задание: «Я – с вами, идите подкрепить верующих…» (Сура 8:12). В деянии святых апостолов приводится описание освобождение Петра из темницы, в которую его заточил Ирод: «И вот Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деяния 12:7). Ангелы, посланные Богом, поддерживают верующих во время опасности: «Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся Павел! Тебе должно предстать пред Кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» (Деяния 27:23-24). Когда же человек просит помощи у Господа, он внимает им и говорит: «Я подкреплю вас тысячью ангелов, следующих одни за другими» (Сура 8:9). В других аятах Корана можно прочитать о трех и пяти тысячах ангелов, посланных на защиту людей в зависимости от тяжести положения: «…Господь ваш ниспосылает вам на помощь три тысячи ангелов; … если неприятель вдруг нападет на вас, то Господь даст вам в помощь пять тысяч ангелов вооруженных» (Сура 3:124-125). Если бы не защита ангелов, люди постоянно подвергались бы нападениям сатанинских сил.

          Части ангелов, во главе которых поставлен Азраил, поручено забирать души умерших людей. Их зовут «Малаика уль-Маут». В христианстве ангелом смерти иногда называют архангела Гавриила, так как он, по преданию, передал Деве Марии весть о её смерти за несколько дней до неё. О них Всевышний говорит: «Скажи им: вас умертвит ангел смерти, который назначен к вам; потом вы возвращаетесь к вашему Господу» (Сура 32:11).
Ещё два ангела - Мункар и Накир - задают вопросы умершим об их Боге, пророке, религии. Являясь в могилу после погребения, они предстают перед покойниками не всегда в одинаковом виде, а в соответствии с верой или неверием умершего. Перед грешником они предстают в страшном обличии: совершенно чёрные со светящимися глазами, свирепые, огромного роста. И вопросы задают они громовым голосом. А перед верующими людьми, ведшими достойный образ жизни, являются в виде приветливого друга, и вопросы задают доброжелательно и с участием.

          Ангелы, именуемые «Забани» поставлены охранителями преисподней. «Двенадцать ангелов стерегут ее. Мы поставили хранителями огня только ангелов; число их было определено только для искушения неверных…» (Сура 75:30-31). Они громадного роста и очень жестоки. В Коране в аллегорической форме описывается, как происходит наказание Божее: «…ангелы наносят удары по лицу и по спине и кричат им: вкусите наказание пламенем. Это мучение дело рук ваших. Потому что Бог не мучитель рабам Своим» (Сура 8:50). В Евангелие говорится о том же так: «…Ты творишь ангелами Своими духов и служителями своими пламенеющий огонь» (Послание к Евреям 1:7). Ангелы являются инструментами Божьих судов, о чем достаточно полно описано в Откровении святого Иоанна Богослова: «И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от восхода солнца и имеющего печать Бога живого… И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле…» (Откровение 7:1-2; 8:2,6,13).

            В Библии ангелы главным образом служат вестниками и исполнителями воли Божьей. В первую очередь архангел Гавриил и другие, не названные по имени ангелы, возвещают воплощение Иисуса Христа и свидетельствуют Его Воскресение и Вознесение. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лука 1:26-27;30-31). В Коране мы находим доказательство сказанному в Библии: «Мы послали к ней (Марии) дух Наш (Гавриила). Он ей явился  в совершенно человеческом образе» (Сура 19:17); «… Мы дали Иисусу, сыну Марии явные знамения и укрепили его духом святости (ангелом Гавриилом)» (Сура 2:253); «По воле Своей Он ниспослал ангелов с духом своим на того их рабов своих, на кого хочет» (Сура16:2).

           В Коране, в подтверждение и разъяснение сказанного указывается, что Всевышний по своему усмотрению избирал пророков не только из числа людей, но и из числа ангелов. Четыре главных ангела - Архангелы Гавриил (Джабраил), Михаил (Микаил), Исрафиил и Азраил являются пророками ангелов. В исламской литературе арабский термин, используемый для обозначения этих ангелов - маляк (мн. маля"ика), считающийся сокращением от маль"ак или ма"ляк, которые происходят от "алюк, означающий «послание». Таким образом, подлинное значение слова маляк - «посланец»: «Бог избирает посланных своих между ангелами и между людьми…» (Сура 22:75). «Когда посланные наши пришли к Лоту, он огорчился о них, и сердце его сжалось…» (Cура 11:17).

          В более частных случаях ангелы возвещают людям волю Творца или совершают по Его повелению те или иные действия. Именно поэтому апостол Павел в послании к евреям называет ангелов «служебными духами»: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евреям 1:14). Одним из таких заданий Господа, совершенных Гавриилом, было принесение Мухаммеду Корана: «Скажи им, что дух святой (Гавриил) действительно принес тебе его (Коран) от твоего Господа для укрепления верующих и для руководства и благовестия мусульман» (Сура 16:102); «Его (Коран) принес с неба верный дух (Гавриил)» (Сура 26:193). В Коране ясно говорится, «Кто будет врагом Богу, ангелам Его, посланникам его, Гавриилу и Михаилу, тем неверным врагом будет Бог» (Сура 2:98).

          Анализ и сопоставление различных фрагментов Библии и Корана, в которых говорится об ангелах, позволяет получить более полное представление об их сущности и деяниях. Они славят Бога, поклоняются и служат Ему, радуются делам Божьим, исполняют ответы на молитвы, поддерживают во время опасности, заботятся о праведниках в час смерти и являются инструментами Божьих судов.
Благодаря скрупулезному изучению священных текстов мы в очередной раз пришли к выводу, что каждое последующее писание является подтверждением предшествующего, а так же дополнением и разъяснением и обогащением, что убеждает нас в Едином Источнике ниспослания Откровений.

Продолжение следует ….

Седанкина Т.Е. Для тех, кто размышляет / Т.Е.Седанкина. - Казань: Изд-во «Отечество», 2010. — 216 с. ISBN- 978-5-9222-0322-7  [С.177-183].

Татиана Светлая  http://www.stihi.ru/2010/04/29/4583