Патриотизм как условие выживания народа

Замир Осоров
   

Один из самых, на мой взгляд, больших недостатков кыргызского народа, да и всех граждан, проживающих в нашей стране, — это подчеркнутое безразличие и равнодушие к государству, его символике и гимну.
В этом плане мы являемся досадным и непонятным исключением на фоне большинства стран мира.
(Возможно, пока у нас не появился выдающийся спортсмен, который бы обратил на себя внимание всего мира и заставил бы всех нас гордиться своей страной. Но я не совсем уверен в том, что именно это может в корне изменить нас, так как были у нас и золотые и — как это было совсем недавно в Пекине — серебряные и бронзовые медалисты Олимпиады, равно как и люди, снискавшие мировую известность в литературе, медицине, кино, кино, изобразительном искусстве).
Об этом же свидетельствует и антинародный термин — “кыргызчылык” как синоним косного, отсталого и вредного. Ни один другой народ не стал бы просто так, на пустом месте, изобличать себя, как это умеют делать наши соотечественники.
Так стоит ли удивляться тому, что обновление в стране и улучшение идут так медленно и с такими потугами при самых, казалось бы, благоприятных возможностях? А на что мы вообще рассчитывали, живя в этой стране и в глубине души презирая ее и ее обычаи, традиции, историю, язык? Конечно, каждый кыргызстанец понимает, что живет в уникальной республике, обладающей не только прекрасной природой и огромным туристическим потенциалом, но и занимающим исключительно важное место в мировой истории. Кыргызы — древнейший народ на планете, это становится очевидно каждому, кто  погружается по–настоящему в мировую историю Евразии, древние языки, религии. Существует 200 древнейших слов, которые входят в состав таких языков, как шумерский, майя, этрусский -  и все они присутствуют в современном кыргызском.
Но в таком случае тем более нет прощения нам, если мы, зная о том, что наша страна и народ уникальны,  тем не менее продолжаем уничижать самих себя и проявлять отсутствие элементарного самоуважения.
         Не будучи врачом и психологом, могу предложить конкретные меры, которые будут способствовать улучшению не только морально–психологического климата в стране, но и создадут условия для прорыва к более высокому качеству жизни — духовному и материальному.
Это советы и рецепты простые и понятные всем по оздоровлению нашей окружающей среды, нашего коллективного менталитета, самосознания.
Давайте введем в привычку хотя бы время от времени начинать новый день с пения гимна Кыргызстана, как это принято во многих странах мира, и всегда будем подчеркивать свое уважение к национальной символике и атрибутике Кыргызской Республики — идет ли речь о флаге страны, штандарте президента или даже самом института президентской власти. Я представляю, как многие кыргызстанцы криво улыбнутся в ответ на эти предложения, но ведь так поступают не только в тоталитарных и деспотических странах Востока, но и в просвещенной Европе тоже. Особенно среди небольших стран и государств.
Можно многое не разделять и не любить, однако необходимо проявлять уважение, когда речь идет о символах того государства, в котором ты живешь. В стране, где существует свобода слова, можно и нужно критиковать, в том числе и президента. Но  критика или поношение – в том числе и бытовая -  в адрес национальных символов недопустимы.
Следует учиться -  последовательно и упорно - уважать и любить ту страну, гражданами которой мы все являемся.  И если нас что–то не устраивает, то можно, вместо того чтобы сразу же становиться на позицию отрицания и нигилизма, попытаться внести свой достойный вклад в улучшение страны.
В общем, нам следует культивировать истинный патриотизм и самоуважение. Не на словах, а на деле. При этом, разумеется, пример патриотизма должны показывать прежде всего сами госслужащие Кыргызстана. И здесь тоже существуют плохие традиции, которые существенно тормозят дело. Почему–то наши руководители очень редко, обращаясь к народу, используют такие слова, которые обладают магической силой позитивного воздействия на слушателей. Эпос “Манас” пестрит подобного рода словесными и духовными сокровищами — я имею в виду такие обращения, как — айланайын эл–журт (народ мой, сокровище), ак–калпактуу кыргыз элим (народ, носящий на голове ак–калпак), касиеттуу элим (бесценный мой род) и так далее. В устах руководителя страны эти слова приобретают великую сил, и то, что экс-президент страны Аскар Акаев тоже вроде бы призывал на словах жить по заветам Манаса, а на деле  делал нечто прямо противоположное, предавая народ, его страну и национального  героя, конечно же, не может быть поводом  для отказа от «Манаса» и его великого содержания и смысла.
. Даже рядовые граждане на работе и в кругу семьи должны использовать эти вдохновляющие слова и обороты. Вы скажете, что все это — блажь и лишнее? Очень сомневаюсь в этом. Общество наше весьма сильно деградировано и развращенно коррупцией, равнодушием, трусостью, безразличием, хамством, и, возможно, нас и наших близких может спасти только самый высокий душевный подъем и настрой, который естествен для народного  эпоса.
   И тогда жизнь в нашем доме и обществе вокруг нас и повсеместно в Кыргызстане станет понемногу улучшаться, становиться менее конфликтной и более продуктивной.
      Именно язык является главной причиной большинства конфликтов и ссор. Достаточно произнести какое–то слово на местном наречии, например, находясь среди выходцев с севера, использовать какое–то южное слово или даже интонацию, как это может спровоцировать серьезное неприятие и даже разногласия. Хотя вопрос, если разобраться, не стоил выеденного яйца, и сам по себе подобный конфликт опять же является следствием отсутствия самоуважения и патриотизма.
    Следует также  решительно избавляться от слов и выражений, имеющих неконструктивный, разрушительный смысл, от которых несет малодушием и рабским, плебейским «мировоззрением».  В кыргызском, как и в русском, очень много оскорбительных выражений, проклятий, матерщины — этого лагерного, гулаговского нашего общего духовного наследия, — причем часто люди используют их по привычке, не задумываясь об их смысле, иногда даже в обращении к близким друзьям и родственникам. При этом забывают, что даже неосознанное использование подобных слов несет в себе сильный заряд отрицательной энергетики и разрушения. Давно уже замечено, что развитые и цивилизованные народы сознательно и последовательно искореняют из своего языка ругательные и оскорбительные выражения. И наоборот, отсталые и деградирующие этносы отличаются языковой пошлостью, несдержанностью и рабской грубостью. 
Наш народ, по моему глубокому убеждению, обладает большими достоинствами и колоссальным природным и в еще большей степени человеческим потенциалом. Об этом хорошо были осведомлены все умные люди разных эпох, которые имели возможность познакомиться с его традициями и обычаями. Начиная от Гаутамы Будды, Геродота, Тацита, Лу Синя, Рашида ад Дина, Жусупа Баласагына и заканчивая Чоканом Валихановым, Абрамзоном, Аристовым, Бартольдом, Затаевичем, Юдахиным и другими. Всех этих личностей восхищал именно возвышенный образ жизни и мыслей наших предков, его культура и история, и как минимум, то же самое по отношению к нашему народу и нашей истории должны испытывать и все мы.
Если мы хотим жить в нормальной и процветающей стране.