Трактат о счастье

Олег Савватеев
Не претендую на глубокий и научный анализ темы, но всё же:  «Трактат о счастье».

           На всех праздниках за столом или при личном общении люди желают друг другу всё, что соответствует статуту события и табелем о рангах присутствующих, красноречием председателя и составом слушателей, желают всё, что положено и написано в поздравительных текстах. В этих очень разных поздравлениях есть одна общая черта, которая объединяет все речи и пожелания, какими бы разнообразными и сугубо специальными они не были. Это пожелание СЧАСТЬЯ и ЗДОРОВЬЯ!
           Везде с этого начинают или этим заканчивают. Вспоминают, сетуя, «каким он был здоровым и счастливым» на поминках или громко кричат, требуя счастья и здоровья на долгий срок, перемежая криками «Горько!», на свадьбах.
           Желание счастья, пусть мимолётного, как дуновение ветерка, неустойчивого и капризного, двуликого, как Янус, знойного, горячего, как ветер пустыни, цветного и обманчивого, как пёстрый надувной шарик, как вспышка сверхновой, испепеляющая в ничто, в кванты света и кванты памяти, которые будут нестись по Вселенной твоего « Я» до конца жизни, пока не померкнет свет в глазах. Счастье движет миром, пока есть здоровье.
Счастье -  быть рядом, принадлежать другому человеку, быть нужным и востребованным, отдавать всё, что можешь и получать взамен, сколько возьмёшь. Счастье -  брести, молча, по парку в сухой осенний листопад, касаясь плечом друг друга,  или держась за руки. Счастье личное и  семейное, от хорошо сделанной работы и хорошо «надутого» партнёра, большое и маленькое, белое и чёрное. Когда ты завидуешь и счастлив от того, что у них всё так хорошо или , завидуя, счастлив от того, что они несчастны. Счастлив  от того, что здоров, свободен и любим. Счастлив от того, что прошёл по самому краю, даже заглянув за грань,  всё-таки вернулся, выжил, хотя всё ещё хреново и приходится цепляться за жизнь. Счастье, что просто взошло солнце, хотя оно восходит уже много миллионов лет, для миллионов таких же, как ты. Вскочил утром, и, глядя, как оно встаёт над горизонтом, испытываешь прилив счастья.
           Счастливый человек не понимает, что он счастлив, на сколько он счастлив и думает, что так будет всегда. Потому что всё удаётся, нигде не болит и все его любят.
Несчастливый человек , наоборот, понимает, что несчастлив, что всё плохо, всё валится из рук, что он идёт по тем же самым граблям, за что его судьба бьёт по голове очень больно и ничего поменять не возможно. Чёрная полоса до горизонта, а богатый дядюшка за границей наверно уже помер, так и не успев передать своё наследство, в твои несчастные и так жаждущие руки.
           Счастье -  штучный товар, как дорогой костюм, выкраивается где-то в ателье Судьбы строго по мерке, на конкретного  обладателя. Как фрак на торжественном приёме, тщательно отутюженный и вычищенный, носится солидно, владелец продумывает свои шаги, чтобы не запачкаться или, упаси, Господь, не вляпаться во что-нибудь и вовсе непотребное. Это малиновые пиджаки Удачи  можно носить,  хоть на голое тело, привлекая всеобщее внимание то выпавшей пачкой банкнот, то пистолетом из-за пояса. Шальные, заработанные случайным стечением обстоятельств, рисковые деньги могут прилипнуть надолго, но Счастья вряд ли принесут. Только тревогу, несчастье или беду.
           Счастье, как пугливая красивая птичка, не может жить в клетке. Надо больших трудов и старания, чтобы она поселилась у тебя добровольно. Зато несчастье приходит само и садится в твоё любимое кресло широким задом основательно и надолго. Надо не меньших трудов и больших затрат нервов времени и здоровья, чтобы вышибить его оттуда и успеть запереть дверь.
           Всегда желают любимым людям много, много  счастья, не любимым людям – много несчастья на их головы, но это уже проклятие. Врагам своим или просто соперникам желают бед, болезней катастроф и даже смерти. Точка. В эту сторону дальше двигаться больше некуда. С несчастьем всё понятно, если тебе отмерено по полной, то в конце списка, после многих запятых, обязательно будет стоять точка!
           А вот со счастьем – непонятка  выходит. Много, много – это сколько? Счастье – штучный товар и не имеет своей конкретной единицы измерения. Твой ручеёк счастья родился где-то там высоко в холодном и жестоком мире, вытекая из-под ледника Судьбы, сливаясь с сотнями таких же, как ты, грохочет по каньонам и водопадам уже мощной рекой Твоего Имени. Родники Удачи, рождают  такие же ручейки, которые сливаются в реки счастья, а все они втекают в Море Счастья. И всё это может вместиться в судьбу одного конкретного человека. Это как раз тот случай, когда говорят, вздохнув, с ноткой пронзительной зависти : «Он - счастливый человек! Прожил длинную счастливую жизнь!» Хотя сам человек и не думал об этом, он просто жил и прожил единственную отмеренную ему жизнь, как хотел. Ну, и как этот ручей или море измерить? Сколько было в жизни счастья?  Только Судьба отмеряет Счастье  каждому человеку по своей мерке. А по другой мерке беды и несчастья. И несёт человек своё Коромысло Судьбы, как баба воду из колодца, не зная, где полное ведро плещется, а где чуть на донышке.
           От рождения и до самой смерти.
           А ведь бывает ещё счастье одно на двоих, когда мерки каждого связываются в одну и делятся на две далеко не пропорциональные части. Каждый начинает тянуть свою половинку к себе и узелок часто развязывается. Так на этом празднике жизни появляются ещё два несчастных человека. А может наоборот: освободившись от прессинга параллельного счастья, несчастный человек становится свободным и счастливым.
Так что же такое Счастье: когда приходит, куда уходит, можно ли его нагадать на картах или приворожить, заработать тяжким трудом или «срубить по лёгкому», привязать , приручить, прибить гвоздями, как подкову к дверям, навсегда, на всю оставшуюся жизнь. Чтобы вдруг , проснувшись ночью, в темноте, обмирая, когда всё внутри враз опускается куда-то ещё ниже печёнок, не бить по кровати ладонью, нащупывая его – здесь ещё оно или ушло к другому, как ветреная молодая женщина от постылого мужа. И сидит рогатый муж на супружеской кровати, постигая всю глубину своего несчастья.
Или просто, проснувшись обычным ничем не замечательным утром, вдруг ощущаешь себя счастливым. Если даже ничего не изменилось вокруг, ходить несколько дней в ожидании счастья – это тоже счастье!
           Может ли жить без бед счастливым и здоровым нищий, а богач быть несчастным, задавленный бедами и болячками?  Подавляющее большинство населения нашей страны живёт по принципу – «Не в богатстве счастье!», пытаясь выбиться из нищеты. Остальные думают наоборот, но счастливы ли они? Не знаю, я среди подавляющего большинства.
           В конце прошлого тысячелетия с высоких трибун нам вещали: «Человек - кузнец своего счастья!» Так  куйте, господа своё счастье, «не отходя от кассы», будьте ЗДОРОВЫМИ И СЧАСТЛИВЫМИ!