Памяти Вячеслава Тихонова

Марат Носов
                Памяти  Вячеслава  Тихонова

      Нынешняя осень в Москве побила все рекорды по положительным  температурам  погоды.  Во двор ворота распахнул декабрь, а показания на градусниках не опускаются ниже плюс 3-х – 5-ти градусов по Цельсию.
   Сегодня 4 декабря 2009 года включаю радио,  чтобы узнать какая будет погода и вдруг в душе что-то перевернулось, начинает холодеть и сердце увеличивает скорость.

    Диктор сообщает:- Сегодня после тяжелой болезни в Центральной    клинической больнице на 82-ом году жизни скончался Народный артист СССР  Вячеслав Васильевич Тихонов..-

      Вячеслав Тихонов мой современник и любимый киноартист, мы с ним одногодки, вернее, он старше меня всего на четыре месяца..
      Много лет тому назад, ещё в советское время, если память не изменяет, то в 1981 году,  посчастливилось мне встретиться с Вячеславом Тихоновым, вдоволь побеседовать, хотя слышал, что он был немногословным и замкнутым человеком, но не могу с этим согласиться.
               
        Случай моей с ним встречи, о котором я хочу рассказать  не подтвеждает его замкнутость..  Впрочем, всё по порядку.
.          Утром меня, рядового члена КПСС,  вызвали в партком крупного авиационного завода, на котором я тогда работал в качестве авиаконструктора.
   « Присаживайтесь, Марат Иванович,», - показывая на место за столом рядом с собой, сказал секретарь парткома.
« Спасибо, Юрий Александрович,» - ответил я
«Чем вызвано такое внимание к моей персоне ?» -
    «  Есть поручение городского комитета партии проверить партийную работу в Московской киностудии. им. Горького».
   Я попробовал отказаться, сославшись на большой объем своей работы, которую необходимо было выполнить  за оставшуюся неделю до конца месяца.
       Секретарь парткома медленно и членораздельно объяснил мне о порядке выполнения коммунистами поручений московского городского  комитета КПСС , после чего у меня не осталось ни одного вопроса и захотелось поблагодарить за оказанное доверие и громко  сказать:
« Всегда готов !» – или, 
« Рад стараться!»,-  но я  промолчал, памятуя о партийной этике.
     Вместе с помощником, выделенным  Фрунзенским райкомом партии города Москвы и  листком -вопросником,  по которому мы должны были работать,  наша  комиссия из двух уполномоченных лиц  через час была на месте.
      Секретарь парторганизации киностудии встретил нас на проходной и сказал, что ему уже звонили и что всё готово для проверки.
    В комнате парткома  на столе  стояли два  ящика, в которых находилась приготовленная для проверки учетная картотека. членов и кандидатов партии.
«Вот здесь все учётные карточки наших коммунистов», -   показывая на них рукой,  объяснил нам секретарь парторганизации,
  « А вот здесь, в этих шкафах , подшитая в папки, остальная документация:
 протоколы собраний, заседании  и прочая,»  -     добавил он.
    Мы договорились, что выберем произвольно 25 учётных карточек коммунистов и проверим их по полной программе.
Тринадцать карточек вытащил я, остальные мой коллега.
Чтобы не мешать друг другу, мы разошлись по разным комнатам и работа
закипела.

     Здесь и  произошло моё первое знакомство с  Вячеславом Васильевичем Тихоновым, учетная карточка которого случайно  оказалась  одной из тринадцати, которые достались мне
« Вячеслав Васильевич Тихонов, дата рождения -  8 февраля 1928 года, место рождения – Павловский Посад Московской области,
Член КПСС с 1976 года ,окончил ВГИК в 1950 году…»  От первой жены, Ноны Мордюковой, имеет сына Владимира, от второй, Тамары Ивановны - дочь Анну.
 Далее в учётной карточке перечислялись его награды, почётные звания  и другая информация.
 
Всё у него было прекрасно: внешность, талант артиста, заслуженный  авторитет, любовь зрителей и всемирная известность, только забывал Вячеслав Васильевич платить членские партийные взносы, да и партсобрания своим присутствием не баловал. Задолженность по партийным взносам на момент  проверки оказалась более полугода, что могло служить исключением из партии.

  У меня было безграничное уважение к Вячеславу Тихонову и я не мог позволить себе включить его фамилию, как задолжника, в отчётную справку проверки московскому комитету КПСС.

« Есть вопросы к коммунисту Тихонову. Пожалуйста, скажите ему чтобы он зашёл ко мне,  если находится на территории  киностудии», - попросил я секретаря парторганизации, как только он зашел ко мне узнать,  нужна ли какая либо помощь.
« Да, Тихонов сейчас здесь и я ему скажу, чтобы пришел,» - ответил секретарь.
Пришлось ждать очень долго. Я уже закончил полностью дела проверки, дважды выходил в коридор курить, просмотрел подшивку местной газеты.
 
   Наконец, резко открыв дверь, вошел в комнату Тихонов:
  « Вы что ль  проверяющий из горкома партии ?»– довольно небрежно спросил он  и, широко открыв глаза, посмотрел на меня.

« Здравствуйте Вячеслав Васильевич, присядьте. Да, я проверяющий и у меня есть желание поговорить с Вами..»

« Простите, у меня такого желания не возникло,» присаживаясь на предложенный мною стул, ответил он.      
 " Дело в том," продолжил я,
«Вы не платите партийные взносы более полугода,  и мне бы не хотелось указывать это в отчётной справке проверки.».
 « А кого это касается ? »–  перебил  меня Тихонов .
  " Я был на съемках и у меня не было ни минуты времени... Не хотите указывать в справке, не указывайте. Это Ваше дело. И спрашивать меня об этом смешно.»
 Он помолчал немного, ещё раз в упор посмотрел на меня и продолжал:
 « Вообще, кто вы такой, чтобы отрывать меня от работы из-за такой мелочи, которую я могу решить за пять минут ?»
  Его как будто прорвало. Тихонов, говорил еще минут пять, упрекая меня и называя каких-то незнакомых мне лиц, которые ставят препятствия на его творческом пути.

 ,Было непонятно и обидно за незаслуженные оскорбляющие фразы в мой адрес, и во мне росло всё больше, и больше чувство противодействия.
  Наконец, это чувство выросло до апогея и  взорвалось.
  " Хватит, народный артист Тихонов, устраивать для меня персональный концерт. Ты спрашиваешь, кто я такой,- переходя умышленно на «Ты», и   не повышая при этом голоса,- парировал я его речь:
" Я простой работяга с завода. И на твои творческие заслуги, награды, звания и  любовь почитателей мне в данной ситуации наплевать. Исходя из твоего личного дела, которое я только что прочитал, следует, что мы ровесники, нам в годы войны было по 14 лет. Оба работали на  военных заводах и даже по одной специальности - токарями. Из твоей сегоднейшей болтовни я понял, что тебя кто-то обидел. Но я то причём?"
 Тихонов молча слушал, подперев ладонями лоб и глядя на зеленую скатерь стола.

«Как тебя звать ?» - вдруг спросил он, перейдя тоже на «Ты»
 « Марат. Марат Иванович. » 
- Прости, Марат Иванович ! – вздохнув произнес он и, встав со стула, протянул мне руку.
  « У меня непоправимая беда с сыном Владимиром, от первой жены Ноны Мордюковой. Проглядели мы с ней сына. Главным виновником я считаю себя. Не сошлись мы с ней. Поженились молодыми, думали  любим друг друга, получилось, что нет. Развелся, ушел к другой, вот тут то Владимир и запил, а сейчас и наркотиками балуется.»
  Вячеслав продолжал и говорил мне о самых глубоких и трагических своих душевных переживаниях. Глаза его выражали отчаяние и какую-то бездонную боль, исходящую из самого сердца.
«Со второй супругой - Тамарой, тоже не всё сладилось, но тут очень личное.…..»

 Меня сначала удивили его внезапные откровения,  сугубо семейные.
 Потом я стал понимать, что ему необходимо было высказаться, освободиться от давившей его боли любому постороннему, кто подвернется для этого.
 
 Так часто бывает, когда попутчику и соседу по купе в пассажирском поезде рассказывают и раскрывают душевные тайны, освобождаясь от их тяжести, зная что они уйдут сохраненными вместе с попутчиком.

  Однако, я понял, что нужно менять тему и, выбрав удобную паузу в нашей беседе,  спросил:
«Вячеслав, хорошо ли ты знаешь Юлиана Семенова и как давно ?»
 «Хитрый ты парень, Марат Иваныч. Хочешь закончить нашу беседу?»
«Нет ,Вячеслав Васильевич, хочу рассказать эпизод о том, как я спасал Юлиана Семенова от нападок прессы, в частности, гнусных статей в газете «Известия.
  В самом начале своего творческого пути, когда Юлиана Семенова  мало кто знал, по его сценарию в 1962 году был поставлен художественный фильм «При исполнении служебных обязанностей»
   Мы с женой посмотрели этот фильм и нам он понравился.
 Фильм был о подвиге летчиков полярной авиации, о спасении из ледового плена экспедиции, о человеческой морали и гражданском долге.

 На следующий день, раскрыв газету «Известия», я с удивлением прочёл разгромную статью сюжета этого фильма, где «козлом отпущения» фигурировал молодой сценарист Юлиан Семенов.

 В то время я не знал, кто такой Ю.Семенов, но не был согласен с незаслуженной критикой его сценария в газете, в которой просто искажался сюжет картины.
    Через день в той же газете  появилась новая редакционная статья под броским заголовком,  крупным шрифтом « Юлиан Семенов – таков, какой он есть», занявшая половину последней страницы.
 Заместитель главного редактора  «Известий», как потом выяснилось, довольно амбициозная особа, в резких унизительных выражениях без аргументов, перейдя  на личность молодого сценариста, «уличала его»  во всех творческих грехах.
 
 Вторая статья показалась мне чересчур наглой. Я  сел и написал протестное письмо в редакцию газеты «Известия».
  Мою инициативу поддержали и поставили свои подписи под письмом: Генеральный авиаконструктор С. Илюшин, его заместитель Б.Чирков, Генеральный директор самолетостроительного завода П.Воронин, летчики-испытатели завода и другие его работники.

 Письмо было передано в редакцию газеты и ответа не пришлось долго ждать. По телефонменя пригласили в редакцию, где сообщили о принятых мерах и показали копию письма с извинением, направленного Юлиану Семеновичу Семенову.

В тот же день, вечером  мне позвонил Юлиан:
«Дорогой ,Марат Иванович ! Я не нахожу слов, чтобы выразить Вам и всем, кто, не зная меня, защитил мою честь и достоинство, кто поддержал меня в трудный час жизни, кто дал мне уверенность и творческую силу для новых  моих скромных работ. Даю вам слово, что с такой поддержкой,  я напишу Родине и вам достойные произведения.
      Он сообщил мне свой адрес, а жил он на улице 1812 года, и пригласил на чашку чая.  Вскоре мы встретились, а вместо чая распили бутылку пятизвездочного коньяка в его творческой комнате, где посредине стояла  старая печатная машинка, на полу валялись исписанные листы бумаги.  Как объяснил Юлиан, это был его «оперативный материал»."

     Сегодня мне остается только подтвердить, что Юлиан Семенов сдержал своё слово и написал ни одно достойное произведение, в их числе  "Семнадцать мгновений весны", а главную роль в киноэпопеи этого произведения сыграл Вячеслав Тихонов в роли Штирлица, который сейчас сидит напротив меня и улыбается,» - обращаясь к Вячеславу Васильевичу, закончил я своё повествование.
     « Да,» -  ответил Тихонов, на минуту задумываясь.
    "Юлиан Семенов великий писатель и мой друг.  Думаю, расстаемся и  мы с тобой,  Марат Иванович, друзьями," добавил он и, написав на бумажке номер своего домашнего телефона, протяну её мне. Я сделал то же самое и мы, попрощавшись,  расстались..

    P.S.
   Великий и всенародный киноактер, мой дорогой Вячеслав Васильевич Тихонов, ты ушёл из жизни, но я с тобой не расстался.   
      
 
:







мяти Вячеслава Тихонова